Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материального и духовного как основа




Философская проблематика в ту или иную историческую эпоху определяется, в конечном счете, совокупностью социокультурных условий (т.е. экономических, политических, социальных и духовных предпосылок), а также зависит от личности философа, от того, как эти социокультурные факторы преломились через его индивидуальность.

Античность ” (от лат. “древность”) – так итальянские гуманисты эпохи Возрождения обозначали греко-римскую культуру, которую они считали древнейшей. Античная философия зарождается в 7-6 веках до н.э. на побережье Малой Азии (в Ионии), в греческих городах Южной Италии, на острове Сицилия, а позже уже и в собственно Греции – в Афинах. Древнеримская философия зародилась во 2-1 веках до н.э. и развивалась по 5-6 века н.э. параллельно с древнегреческой. В 6 в. н.э. последняя философская школа античности - Платоновская Академия была закрыта.

Становление философии было, в конечном счете, напрямую связано с разрушением родовых отношений, возникновением имущественного неравенства и классового деления общества. Возникает рабовладение, которое достигает своей классической формы в 5 в. до н.э. (т.е. рабы, “говорящее орудие труда”, тогда становятся основным средством развития экономики). А первоначально преобладал труд свободных, рабы же использовались для их бытовых нужд, высвобождая хозяевам время для занятий политикой, философией, искусством, спортом. Первоначально физический труд был в почете (труд свободных ремесленников, крестьян, градостороителей…). Возникают города – государства полисы, которые играли роль, в том числе, и политических, военных, религиозных центров. Начинает развиваться полисная демократия. Родовая аристократия борется с демократическими силами. В полисах была почти сплошная выборность, работал суд присяжных. Развивалась частная собственность, которая сочеталась с государственной. Принимались меры, чтобы ограничить власть богатых, однако и нищета порицалась (значит, человек не использовал свои возможности или впал в пороки). Интересы богатых и бедных сталкивались, а родовая знать не хотела уступать демократии. Государственные цели воспринимались греками как собственные, благо и свобода государства – как собственные благо и свобода.

Возникновению философского мировоззрения предшествовало мифологическое (например, произведения Гомера и Гесиода). Возникновение философии связано с попытками рационально ответить на вопросы о происхождении мира и человека.

В развитии античной философии можно выделить:

Досократическую философию (преимущественно, натурфилософию),

Философию классического периода,

Философию периода эллинизма,

Римскую философию.

Основная черта античной философии – ее космоцентризм. Космос был основой античной культуры и философии, центральным их понятием. Космос рассматривался как одушевленный предел истины, добра и красоты. Человек был как бы “вписан” в космос, зависел от процессов, в нем происходящих. Мудрость в том и заключается, чтобы жить в соответствии с космическими законами. Полис рассматривался как социальный космос.

Одна из самых ранних философских проблем – проблема поисков первоначала, из которого (или из которых) сам собой возник и развивается космос. Это были поиски не столько вещества или стихии, а единого объясняющего принципа, даже закона, описывающего процесс возникновения. К числу важнейших проблем можно отнести проблему бытия, проблему движения и проблему познавательных способностей человека.

В 5 в. до н.э. наступил пик развития древнегреческой философии. Труд рабов становится основной экономической силой. Развивается рабовладельческая демократия. Большинство представителей исполнительной власти избирались по жребию и на короткое время, было много судей, повышалась роль народных собраний и общественного контроля за жизнью полиса. Если первые философы, были, в основном, натурфилософами, то в классический период (5-4 вв. до н.э.) рассматривается весь спектр основных философских проблем. Эта философия более сложна и развита. Большой интерес вызывает проблема человека (софисты, т.е. “учителя мудрости”, Сократ). Обсуждает сущность человека, его познавательные способности, его нравственное состояние. Развивается диалектика. Развивающаяся демократия требовала наличия у человека разнообразных знаний, умений и воспитания. Этому и учили софисты, о нравственном развитии человека заботился Сократ, считая при этом, что мудрость является высшим благом. Древнегреческие гении Платон (5-4 вв. до н.э.) и Аристотель (4 в. до н.э.) рассматривали онтологические, гносеологические, этические, социально-политические и другие проблемы.

В период эллинизма (с 4-3 вв. до н.э. по 1 в. до н.э.) в силу изменившихся социокультурных условий особо проявляется интерес к отдельному человеку, его судьбе, его способности достичь счастья. Опора в рассуждениях часто делается на натурфилософию. В 4-3 веках до н.э. Греция переживает экономический и политический упадок, попадает под власть Македонии, а позже – Рима. Этот период характеризуется кризисом системы рабовладения. Разоряются мелкие собственники, сокращается число очень богатых земельных собственников. Число рабов увеличивалось, они лишали работы свободных. Рост нищеты, насилия, войны, пожары, совершенная неуверенность в будущем. Труд рабов перестает быт производительным (собственно говоря, он всегда был относительно производительным, ведь раб был не заинтересован в результатах своего труда, ими целиком пользуется рабовладелец, рабу же полагалось столько, сколько нужно, чтобы работать дальше, или же меньше того). Экономика приходит в упадок, жизнь становится неустойчивой, кажется полностью отданной на волю случая. Полисное народовластие превращается в эллинистическую монархию, единовластие, причем власть передается по наследству. Нет больше необходимости участвовать в общественных делах, управлении государством – для этого есть военно-бюрократический аппарат. Не имея возможности установить гармонию с внешним миром, человек обращается к себе самому, анализу своего внутреннего миру, чтобы хоть там найти покой, свободу, радость, счастье. На первое место в философии выходят этические проблемы, которые рассматриваются во взаимосвязи с онтологическими и гносеологическими. Основные течения – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Начиная с 3 в до н.э. в Средиземноморье усиливается влияние Рима, который в течение 2 в. до н.э. завоевывает македонскую монархию, а до этого – Сиракузы. Образовывается мощная и обширная Римская империя. Греческая философия оказала влияние на развитие римской философии, началом которой считают 2-1 вв. до н.э. Продолжают развиваться философские течения, возникшие в период эллинизма, элементы их иногда эклектически смешиваются. В 3 – 5 веках развивается неоплатонизм.

 

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ

МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО КАК ОСНОВА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 287 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.