Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Позитивизм (первая треть 19в). Конт. Исходн. посылка позит.состояла в отриц. Ф.как самост.формы знания.”Кажд.наука-сама себе Ф.”если мир-цеслостн.сист.,то исчерпывающее знание о мире дает сист.частных ”положит.” наук,не оставл.никакого места для Ф. Исходн.ошибка позитивизма: мир рассматр. как механич.агрегат частных областей, котор.не содержит никаких целостных,всеобщих св-в и законов, для познания кот.нужна была бы наука о всеобщ.-Ф.По Гегелю и Фейерб.позит-м-шаг назад. Позит-м отверг.важнейшие?-сы Ф.,деление Ф.на матер-м и идеал-м.,сущностный и причинный подходы к реальности.Позит-м откзыв-ся от фундам.?-в человеч.познания-об отнош.созн.к материи,сущности мира и Ч.Позит-м исходил из утв.,что последн.реальностью,в существовании котор.мы м.б. убеждены,явл.ощущения,а для проверки существования ощущ.у нас нет средств. Поз-м стоит выше мат-ма и ид-ма. Отрицая Ф.,позит-м ставил на ее место к-либо частную науку.(механика,мат-ка). Форма позит-ма-махизм - ставил психологию на место Ф.
Неопозитивизм (Рассел,Карнап) отрицал основной? Ф., как “не имеющ.смысла”, делен.Ф.на мат-м и ид-м,Ч.не располаг.средствами,чтобы выйти за рамки ощущений.Единств.реальность,о котор.мы имеем право говорить, -“атомарные факты(капли опыта)”-сложные совок-ти ощущений. Пр. - светит солнце, идет дождь.Предм.Ф.-логическая и языковая структура. Цель Ф.-?:имеют ли смысл те или иные утвержд-я науки. Для реш.?выдел. принципы:
Конвенциализма (утвержд. имеют смысл, если по правилам логики и языка выводимы из принятых конвенций-аксиом в мат-ке). Верификации (физика,хим,биолог.:имеют смысл те утв-я науки, которые по правилам л.и я. м.б.выведены из протокольных предложений-верифицированы).
Неопозит-я Ф.показала,что Ф. м. и должна вторгаться в сам процесс научного творчества с целью анализа и проверки хода результ.научн.творч. Явн.тенденц к научн.Ф.
Постпозитивизм (Т.Кун,К.Поппер). Концепц.”критич.рационализма”, рост научн. знаний, выд-т принц. фальсификации (позв-т отличить научн. знан. от ненаучного). Поппер признает реальность “3-х миров”: физич., ментального, мир объект.знания.
Экзистенциализм.
Экзистенциализм - философия существования. Э опирался на субъективный идеализ. Только в Боге - совпадение сущности и существования (экзистенции).
1- Попытка обнаружить 3 субстанцию, отличную от духа и природы. 2 – Постановка проблемы уникального, единичного. Это единичное берется в отрыв от общего. Э.(“экзистенз”-существование)-иррационалистичес-кое направ. в совр. фил-ии. Различают Э. религиоз. (Бердяев) и атеистич. Чел изначально не имеет сущности. Существование предшествует сущности. Чел свободен в своих действиях. Но челу невозможно быть самим собой, пока он живет в обществе, т.к. общество накладывает ограничения. Чел не только абс свободен, но и абс ответственен. Т.к. при своих действиях он накладывает ограничения на др. чел-а. Чел-к делает самого себя, несет отв-ть за все, что происх. с ним и с др. людьми. Процесс обретения сущности длится всю жизнь.
Хайдеггер: чел-к сам создает свою сущность, сущ-ние всегда предшествует сущности; сам себя понять не может, ему нужно пережить себя => мир сущ-ет на столько, на сколько мы его переживаем. Смысл человского существования: жизнь- трагедия, чел никогда не может реализоваться => жизнь бессмысленна. Экзистенциальные проблемы - пробл., возникающие из самого факта сущ-я чел-а. Имеет значение только собственное сущ-е и его движение к небытию. Смысл жизни – движ-е к смерти. Сущность мира – абс. ничто, любое действит ничего общего не имеет с миром. Страх - это исходное переживание, лежащее в осн всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью. Ясперс: полагает, что чел. сущ-ие раскрывается лишь в страдании, борьбе, смерти.
Религиозный экзистенциализм: свободу можно обрести только в Боге; атеистический Э - свобода есть возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность, кот. не зависит ни от чего в этом мире. Свобода оказывается тяжелым бременем, которое вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от этого выбора, тогда он перестает быть самим собой и становится «как все». При этом он погружается в мир обезличенности.
15. Возникновение марксизма: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
Соц-эконом предп.: Бурж-я экспл-я раб. класса; недовольства пролетариата переходят в революцию. Переход от ручного к машинному труду. Массовое распространение труда в чистом виде. В сер. 19 в. начинаются кризисы капитализма. Складывается массовый промышленный пролетариат.
Науч. предп.: Развиваются естеств науки, возн. новые науки. Развитие естествознания привело к диалект-й точке зрения. 3 крупн-х открытия: 1) открытие клетки (показало единство всей живой природы). 2) открытие закона сохр. эн. (формы перех друг в друга, форм движ-й много, движ-е несотворимо и неуничтожимо, удар по религии).
3) открытие Дарвина – естеств отбор (многообразие живой природы – результат разв-я природы).
Ф-е предп.: воспринят основной дух матер-й Ф Фейербаха, рацион-е зерно диалектики Гегеля и создана качественно нов форма матер-а – научный матер, диал-й и истор-й матер.
Сущность:
1- материя - объективная реальность 2- матер-й мир един и развивается. Причина развития - противоречие. материя проходит беск. число этапов, пораждая чел-а – социально материальное существо. 3 –чел - социально- материальное существо, производящее собственную жизнь по средствам материального преобразования природы.
4 – Концепция развития общества. История понимается как объект-й процесс.
5 – Теория познания. Был введен объект-й критерий истины.
Критерии научности в философии.
По Орлову.
1) Наличие достаточной эмпирической базы, т.е. ученый должен опираться на факты.
2) Наличие особого научного метода.
3) Проверяемость (практически или логически)
4) особый критерий: фил. знание д. б. знанием о беск. и всеобщем.
По Алексееву и Панину.
1) Объективность. Ученый рассматривает предмет таким, какой он есть на самом деле, ничего не добавляет.
2) Рациональность (доказательность). Ученый обязан доказывать.
3) Нацеленность на воспроизведения сущности исследования. Ученый не довольствуется лишь внешними, а пытается понять глубинные аспекты.
4) Системность. Упорядоченность научного знания по осознанным принципам.
5) Проверяемость. Логическая или практическая, но лучше практическая.
Этапы развития:
Первый этап – этап Маркса и Энгельса, главной задачей которых было добавление в материализм диалектики, т.к. в то время был широко распространен метафизический материализм, но для адекватного объяснения действительности ему не хватало диалектики.
Второй этап – ленинский. Задачи: развитие фил. теории, обоснование и участие в разарботке научной политической экономии и науч. соц-ма, обобщения данных различных наук, обобщения опыта социалист. строительства.
Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
Объект — сложная реальность, которая исследуется. Так человек является объектом исследования для целой системы наук о человеке — философии, психологии, логики, педагогики, медицины...
Объект философии — весь мир.
Предмет — св-во объекта, которое интересует науку.
В истории философии наметились 2 полярные точки зрения в понимании предмета философии. Исторически первая точка зрения заключалась в весьма широком понимании предмета философии, к которому были отнесены существенные части предметов будущих частных наук (физики, химии, биологии...). Она возникла в античной философии. С началом все более интенсивного развития естественных наук от философии отпочковывались одна отрасль знания за другой. Последней классической попыткой чрезмерно расширительного толкования предмета фил-ии послужила философская система Гегеля. Философия Гегеля выступала как «наука наук», подчинявшая материал и логику частных наук идеалистическим философским схемам. Крайней реакцией на чрезмерно расширительное понимание предмета фил-ии явилась концепция философского позитивизма, созданная в первой трети XIX в. О. Контом и развиваемая Спенсером и др. Конт утверждал, что фил-ия как спекулятивная (умозрительная) наука не имеет права на существование, она целиком исключается системой частных наук.
Научная философия преодолевает обе точки зрения — чрезвычайно широкое и узкое истолкование предмета фил-ии.
Предмет: философия занимается ВСЕОБЩИМ (предельно общим в той или иной сфере).
Структура:
Научная философия — система философских наук.
Ядро — общая и социальная философия (в марксизме — диалектический материализм и исторический материализм). Образовались одновременно, взаимосвязаны.
К этому ядру примыкают другие философские дисциплины: этика (наука о морали), эстетика (нацка о прекрасном и безобразном), логика (учение о формах познания), аксиология (теория ценностей), праксиология (наука о человеческой деятельности), история философии, философия естествознания, философия экономики, ф. человека, ф. истории, ф. сознания...
Материализм и диалектика
Диалектический материализм — наиболее широкая и фундаментальная философская наука. Диалектический материализм представляет собой единство двух философских концепций – материализма и диалектики.
Материализм — теория материи (решает основной вопрос фил-ии)
Диалектика — теория развития (решает второй вопрос фил-ии)
Материализм и диалектика образуют неразрывное единство, единую теорию диалектического материализма:
- Материализм становится научным, когда он включает идею развития, идею бесконечного многообразия развивающегося мира. Нельзя научно понять и обосновать идею первичности материи, вторичности сознания, не рассматривая сознание как продукт бесконечного развития материи.
- Научная диалектика опирается на концепцию бесконечной материи, способной к бесконечному развитию.
Таким образом, материализм и диалектика становятся научными, когда они развиваются в единстве.
Их соотношение: материализм — это целое, а диалектика — его неотъемлемый элемент или сторона. Материализм включает в себя диалектику. Такое соотношение определяется объективной связью материи как субстанции мира и развития как атрибута этой субстанции.
Материалистическая диалектика — научная диалектика, составная часть диалектического материализма.
Теория и метод.
Всякая наука представляет собой единство теории и метода.
Теория –Описание и объяснение действительности.
Материалистическая теория
Диалектическая теория
Метод –Способ познания и практической деятельности.
Материалистический метод
Диалектический метод
Теория и метод – в единстве, но теории – решающая роль, т. к., исходя из теоретического понимания тех или иных областей окружающего мира, мы формируем способ (метод) дальнейшего познания и практического действия.
Марксистская фил-я имеет диалектико-материалистическую теорию и диалектико-материалистический метод, определяющая роль в которых принадлежит материализму.
Материалистический метод – выискивать истину, рассматривать любой предмет таким, какой он есть.
Онтология и гносеология
Онтология – учение о бытии. Гносеология – учение о познании.
О. и Г. в единстве, но онтологии – ведущая роль.
Функции философии:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.