Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Линейные и циклические концепции истории.Понятие общественного прогресса.




Четверть века назад А. Момильяно, критикуя традиционные представления о разнице между так называемым иудейским и так называемым греческим взглядами на время, утверждал, что невозможно разграничить греческую (или языческую, циклическую) и еврейско-христианскую (линейную) модели времени. Однако об этом противопоставлении продолжали говорить те, кто не читал Момильяно. И какие бы мы ни делали оговорки по поводу тех или иных его доводов, совершенно ясно, что он доказал свою правоту, особенно в отношении еврейских и греческих историков. Это не означает, что, рассуждая о событиях, более или мене длительных по времени, историки избирали то циклическую, то линейную схемы. Нет, и в античной, и в любых других исторических традиция содержатся обе модели одновременно и наряду с другими 2. Проблема данной статьи заключается в том, существует ли какой-либо иной подход к событийно-временным моделям у античных и средневековых историков подход, который позволил бы нам и объяснить то непостоянством несоответствия в представлениях о времени, которые мы обычно находим у каждого писателя, и в то же время придумать альтернативу традционному контрасту между циклизмом и линейностью, что даст нам возможность увидеть, к каким результатам приходили древние, располагая события по той или иной схеме. Используя как один из новейших методов исследования давно установленный А. Лавджоем контраст между примитивистскими и антипримитивистскими представлениями о человеческой истории, я хочу подчеркнуть, что создание модели времени — это возможность обрести свое место в бытии, найти точку отсчета, с которой можно объяснить мир 3· Один из историков говорит о кажущейся простоте происхождения модели семидневной недели как "временной карты "4. Если и более крупные модели рассматривать как способ "найти свой путь", то не следует удивляться их фрагментарности и противоречивости. В древних исторических произведениях мы находим два основных, противоположных друг другу способа рассмотрения течения времени, и они продолжают существовать до наших дней, пересекая традиционное деление между еврейской и (или) христианской концепциями единого стационарного или непрерывного времени и некой унитарной греческой и (или) римской концепцией. Согласно одной из них, происхождение человечества считается божественным, его начало лежит в золотом веке, древнейшей и наилучшей эпохе, когда человеческая раса жила рядом с богами (время богов) и жизнь ее была чище и (или) легче и приятнее по сравнению с настоящим 9. В такой схеме преобладают вертикальные линии, образы упадка, спуска вниз от идеального состояния, ныне утраченного. И этот идеал может быть восстановлен в некоторых видах человеческой деятельности, "во времени людей": через нравственность, аскезу, мистику, политику. В соответствии с другой важной схемой происхождение человечества выглядит мрачно, поскольку оно оказывается грубым и неразвитым. Человек проходит путь восхождения, в котором науки и цивилизация четко отделены от первоначального, близкого животному, состояния. Здесь образы являются одновременно и восходящими, и горизонтальными, а время понимается как процесс, в результате которого человеческая раса переходит в новое состояние.

2. Понятие прогресса.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. Традиционные критерии прогресса:- развитие человеческого разума- совершенствование нравственности людей- прогресс науки и техники- развитие производительных сил, включая самого человека- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку Относительность прогресса: Есть области, к которым понятие про­гресса не применимо. Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет. Гуманистические критерии прогресса:средняя продолжительность жизни человека,- детская и материнская смертность, состояние здоровья,- уровень образования,- развитие различных сфер культуры,- чувство удовлетворенности жизнью,- степень соблюдения прав человека,- отношение к природе и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 439 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.