Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Практика 13-14. Русская сатира 1920-30-х ГГ.

Практика 12. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ А.ПЛАТОНОВА

В ПОВЕСТИ «КОТЛОВАН»

 

1. Мировоззренческие основы творчества А.Платонова.

2. Образ мира в повести «Котлован»:

а) природного (символика ландшафта, семантические ряды земли, воды и т.д.,);

б) социального (характеристика социальных групп – рабочих, крестьян, «буржуев», детей и др.).

3. Изображение исторической эпохи: проблемы строительства нового общества. Художественная интерпретация коллективизации в повести А.Платонова.

4 Смысложизненные проблемы в повести «Котлован». Духовно-нравственные искания Вощева.

5. Авторская позиция в «Котловане» и способы ее выражения. Своеобразие платоновского слова. Использование языка тоталитарной системы в повести.

 

Литература

1. Мущенко Е.Г. В художественном мире А.Платонова и Е.Замятина. – Воронеж, 1994.

2. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. – СПб., 2000.

3. Булычев Ю.Ю. Первоистоки «котлованности» // Санкт-Петерб. Чтения по философии культуры. - СПб., 1992. – Кн.2 Российский духовный опыт. С.47-65.

4. Купина Н.А. Язык тоталитарной системы в повести «Котлован».// Вестн. литературоведения и языкознания. – Воронеж, 1999. Вып.13. – С.162-172.

5. Малыгина Н.М. Спастись навеки в пропасти «Котлована» // Рус. словесность. 1997. №4. – С. 36-41.

6. Павловский А.И. Яма: О художественно-философской концепции повести А.Платонова «Котлован» // Рус. лит. 1991. №1. – С.22-41.

 

Практика 13-14. РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.

  1. Почему в советском государстве официальное отношение к сатирическим жанрам и писателям-сатирикам было двойственным или даже резко негативным?
  2. В чем состоял драматизм личной и творческой судьбы М. Зощенко?
  3. Особенности художественных ориентиров писателя (что привело его к «Серапионовым братьям»? почему М. Зощенко отказывался от репутации юмориста? Каким образом относится к его творчеству определение «философское»?)
  4. Развитие типа «маленький человек» в цикле рассказов о г-не Синебрюхове. Синебрюхов как явление советской действительности.
  5. Языковой комизм рассказов М. Зощенко.
  6. Особенности сатирического творчества Н. Эрдмана.
  7. Драматургия Е. Шварца: проблематика и поэтика.

 

 

Литература

Зощенко М. Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова.

Ершов Л. Из истории советской сатиры: Зощенко и сатирическая проза 1920 – 40-х годов. – Л.: Наука, 1973 – 155 с.

Сарнов Б., Чуковская Е. Случай с Зощенко: Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом: 1946 – 1958 // Юность. – 1988. - № 8.

Творчество М. Зощенко в оценке эмигрантской критики // Дружба народов. – 1993. - № 8.

Томашевский Ю. Рассказы и повести Михаила Зощенко. – М., 1979.

Чудакова М. Поэтика М. Зощенко. – М., 1979.

 

Эрдман Н. Мандат, Самоубийца.

Мейерхольд В. Э. К постановке «Мандата» // Вечерняя Москва, 1925, 6 апреля.

Киселев Н. Н. Проблемы советской комедии. – Томск, 1973. – С. 95 – 150.

Свободин А. О Николае Робертовиче Эрдмане. Вступ. Статья // Эрдман Николай. Пьесы. Интермедии, Письма. Документы. Воспоминания современников. – М.: Искусство, 1990. – С. 6 – 18.

 

Шварц Е. Голый король, Тень, Дракон.

Житие сказочника: Евгений Шварц. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания о писателе. – М., 1991.

Мы знали Евгения Шварца. – Л.; М., 1966.

Цимбал С. Л. Евгений Шварц. – Л., 1961.

Авдеева О. «Серапионовы братья» // Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч.2. ХХ век / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001. – С. 73 – 84.

Поликовская Л. Евгений Львович Шварц. – Там же. – С. 371 – 379.

Практика 15.ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

1. Композиционная и жанровая специфика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Пространственно-временные особенности текста.

2. Исторический план: какое отношение имеют «ершалаимские» главы романа к «московским»?

3. Сатирико-бытовой план: как извечные человеческие пороки преломляются в реальной жизни Москвы 1920-х – 1930-х годов?

4. Функции фантастического в романе.

5. Какие философские проблемы поднимает в художественной форме М. Булгаков?

6. Дуалистическое решение проблемы добра и зла в финале романа.

 

Литература

1. Булгаков М. Мастер и Маргарита.

2. Белозерская-Булгакова Е. Воспоминания. – М., 1990.

3. Боборыкин В. Михаил Булгаков. – М., 1991.

4. Иваньшина Е.А. Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова. – Воронеж, 2010.

5. Соколов В. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» - М., 1990.

6. Устьянцева О. «Мертвые души» М. А. Булгакова (писательский мир в романе «Мастер и Маргарита») // Материалы по русско-славянскому языкознанию. – Межвуз. Сб. науч. трудов. Вып. 22. – Воронеж, 1997.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
МУЖЧИНА С ГАРАНТИЕЙ» 1ч 30м | Приспособления гидробионтов к высокой плотности воды?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.