Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие мировоззрения, его основные исторические типы.




Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.

Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).

Предмет – отношения в системе мир-человек.

Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:

- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);

- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).

Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.

Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.

Исторические типы мировоззрения:

- мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание ‑ источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;

- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

 

2. Философия как специфический способ духовного освоения мира.
Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической фор-мой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элемен-том, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.
Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущности позволяет позна-вать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство мира в многообразии его проявлений и составных частей. Философия не просто раскрывает сущность вещей и явле-ний, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.
Философское знание концептуально: оно обладает системной организацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, элементами которой являются: 1) категории (основные, наиболее общие понятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их свя-зей), 2) принципы (исходные положения, начала, составляющие основания теоретической системы знаний, ее фундамент. Принципы определяют под-ход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под законом понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, существенные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты данной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).
Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, сис-тема, принцип, проблема).
Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-теоретической стороны, в философии есть другая сторона, духовно-практиЧеская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Цен-ность – это не сам предмет, а его значение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической форме обозначает границу человеческого, переступать которую человек не имеет права, чтобы не ут-ратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая границу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – яв-ления духовной культуры, различающиеся по видам: эстетические (пре-красное-безобразное), моральные (добро-зло), религиозные (Бог-дьявол), научные (истина-ложь).
Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор среди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.
Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценно-сти, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и уме-реть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществ-ления.

Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, философия является инструментом формирования жизненной позиции челове-ка. Принимая определенные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целепо-лаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за ре-зультаты и последствия своего выбора и своих действий, с другой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль философии в деле становления личности – быть способом самопознания и строительства духовного мира человека.
На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор категорий, принципов, законов, своя система знания. Это означает, что в процессе самопознания человек использует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных проблем, для определения целей и са-мого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мышления – обязательное свойство философии, в ином случае она станет средством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней си-лы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в инструмент чужой воли.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.