Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия северного Возрождения: Эразм, Монтень, Рабле.




Термин «Северное Возрождение» описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

Эразм (1469 — 1536) — философ богослов, гуманист, представитель "Северном Возрождения". Основные направления его философии были:

• критика и высмеивание средневековой схоластики;

• восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан — "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического идейного, органи­зационного, политического засилья философ видел путь спа­сения христианства как истинной веры);

• призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");

• обоснование в качестве идеала государства сильной, но гу­манной монархии.

Самое знаменитое произведение философа (в котором затра­гиваются данные вопросы) — "Похвала Глупости".

Также Эразм пытается объяснить окружаю­щий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Приходит к следующим главным выводам:

• мир двойственен (диалектичен) — все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;

• необходимо всеми силами избегать всегда соблю­дать спокойствие и трезвость мышления.

Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.

К первым (хорошим и желательным) он относит:

• свободу; • миролюбие; • воздержанность; • простоту; • образованность; • здравый смысл.

К отрицательным (нежелательным и несущим беду) фило­соф относит:

• фанатизм; • невежество; • насилие; • лицемерие; • чрезмерную интеллектуальную усложненность.

Монтень -французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты» (ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще). Отличительная черта - неприязненное отношение к схоластике. Возможно, именно оно определило выбор эссе как жанра для «Опытов». Оценка Аристотеля как главы схоластов. Монтень Платона тоже недолюбливает. Оба авторитета имеют невысокую цену в его глазах. Предпочтение Монтень отдает скептикам. Монтень непоследователен. Его позиция - нечто промежуточное между абсолютным скептицизмом и догматизмом, прежде всего в области теоретико-познавательных вопросов. Монтень очень высоко оценивает знания. Чувственное познание имеет свои границы. Очень многие вещи ощущениями познать невозможно. Разум, опираясь на чувственный опыт, глубоко постигает вещи. У разума тоже есть предел. Компетенция разума за определенными рамками прекращается. Любознательность человека выходит за эти рамки - следовательно, скептицизм распространяется и на разум. Сторонник натурализма. Наделяет всю природу жизнью. Монтень сближает человека с остальными объектами живого мира. Человек не выше животных, ему нечем гордиться. Не следует слишком возноситься над ними. Центр философских воззрений - в этике. Главное для морали - умение человека жить. Индивидуалист, в отличие от Мора. В своем индивидуализме человек не должен переходить определенную здравым смыслом грань, должен учитывать общество. Главное - стремление человека к счастью, надо удовлетворять и природные потребности. Религия - дело рук человека, а следовательно, просто его изобретение. Тем не менее, роль религии в обществе полезна для общества, это скрепы социальных связей между людьми. Монтень стремится найти среднее, взвешенное мнение по всем вопросам.

Франсуа Рабле – великий гуманист, философ. Автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Главным источником Рабле явились народное творчество, живая фольклорная традиция, пропитывающая весь его роман, а также произведения французской средневековой литературы. Рабле почерпнул немало мотивов и сатирических черт своего романа, но еще больше – из народных повестушек, анекдотов, пословиц и прибауток своего времени. Большую помощь оказало ему знакомство с античной наукой и философией. Роман Рабле насыщен серьезными или полушуточными цитатами из них, параллелями, примерами.

Основные проблемы.

1. Проблема воспитания

2. Проблема войны и мира (выразительно изображение у Рабле феодальных войн).

3. Проблема правителя.

4. Проблема народа.

Пустословие и шарлатантство схоластиков осмеиваются у Рабле во всех формах. Разоблачая всю низость и глупость средневековых учреждений и понятий, Рабле противопоставляет им новое, гуманистическое мировоззрение.

Рабле выдвигает принцип равномерного, гармонического развития душевных и физических свойств человека, а последнее он считает первичными. Земля, плоть, материя для него – основы всего сущего. Ключ ко всякой науке и ко всякой морали для Рабле – возвращение к природе. Реабилитация плоти – задача столь важная для Рабле, что он сознательно заостряет ее. Любовь выступает в понимании Рабле как простая физиологическая потребность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2333 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.