Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития и принцип глобального эволюционизма.




1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;• категории;• принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:• охватывают все сферы окружающей действительности;• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики:• единства и борьбы противоположностей;• переход количества в качество;• отрицание отрицания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:• резко, одномоментно;• незаметно, эволюционно.

5. Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры: • смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);• "эстафета поколений";• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

все же восходящая.

6. Основными принципами диалектики являются:• принцип всеобщей связи;• принцип системности;• принцип причинности;• принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

 

27. Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, скорость развертывания, ритм и темп. В философии помимо концептуальных (теоретических) «пространства и времени» рассматривают еще и перцептуальные «пространство и время» (то есть их восприятия).

Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую). Основное свойство времени – необратимость («стрела времени»). Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы.

2 основные концепции пространства и времени:

1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).

2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины и замедляет время; пространство-время – четырехмерный континуум (длина – ширина – высота - продолжительность); большая масса искривляет пространство и замедляет время вблизи себя.

В трактовке отдельно взятого времени еще 2 концепции:

- динамическая (время реально течет);

- статическая (все времена постоянно присутствуют в вечности, и кажутся преходящими только временным существам).

Авторы наблюдают в наше время нарастающий отказ от физикалистических (в духе физики) представлений о пространстве и времени в пользу уникальности химических, биопространственных, биотопных, экологических, биовременных измерений этих величин. Кроме того, «социальное пространство и время» имеют свою специфику (где физически равные размеры не равноценны с социальной точки зрения).

28. В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку с помощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.

Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социокультурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия:

1. Мифологическую, фиксирующий архаический тип природопользования. (господство природы над человеком);

2. Научно-техническую, отражающую индустриально-технический тип природопользования, обусловленный развитием промышленности и техники (Ф. Бэкон, Р. Декарт);

3. Диалогическую, ориентированную на установление диалога между человеком и природой. Природа при такой модели взаимодействия становится «партнером» для человека.

 

Термин «биосфера» впервые употреблен в 1804 г. французским ученым Ж. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк. Сегодня это понятие имеет несколько возможных толкований: 1) совокупность всех организмов; 2) область современной жизни; 3) особая оболочка Земли, включающая наряду с организмами и среду их обитания; 4) результат исторического взаимодействия живого и неживого.

 

Понятие ноосферы (греч. noоs – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадского о биосфере Земли. Данный термин встречается и в концепции «христианского эволюционизма» французского естествоиспытателя и мистика П. Тейяра де Шардена и обозначает часть природы, представляющую собой чисто духовное явление, т. е. «мыслящий пласт», разворачивающийся над миром– вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера - гарант разумной деятельности человека во Всел-ной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии.

 

29. Человек - конкретное единство микрокосма, микротеоса, микросоциума.

Человек - биопсихосоциальная целостность, генетически и функционально обусловленная развитием природы и общества.

Триадическая модель: тело, душа, дух.

Человек, индивид, индивидуальность, личность (человек в аспекте его социально-значимых и индивидуально-психических характеристик).

СТРАТЕГИИ (Макс Шеллер):

-идея божественной сущности

-идея человека разумного

-идея человека действующего

-идея упадка человека

-идея атеистической антропологии Ницше

 

Выделяют следующие стратегии интерпретации человека в философии:

Натурализаторская: человек – это элемент природы, подчинённый единым с нею законом функционирования и не имеющий ничего сверх того, что невозможно было бы в других природных образованиях. Человек рассматривается здесь по аналогии с животными и сам является не более, чем животным.

Экзистенционально-персоналистская: человек понимается как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и проекта.

Рационалистическая: сущностная особенность человека – наличие у него разума, сознания, что позволяет ему постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия.

Социологизаторская: человек здесь выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Только посредством социализации человек преодолевает в себе природное, и только в обществе он может действительно реализовать себя.

30. Антропогенез - процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида.

1) Креационизм – рассматривает человека как продукт специального божественного творчества;

2) Уфологизм – определяет возникновение человека с участием внеземного разума;

3) Эволюционизм – отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общепринятой эволюции. Факторы: Гоминидная триада: 1.прямохождение, 2.кисть, приспособленная к труду, 3.развитый мозг, абстрактное мышление. Социальные факторы: 1.труд, 2.членораздельная речь

На сегодняшний день основными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают:

Трудовая (Л. Морган);

Игровая (Хейзинги);

Психоаналитическая (З. Фрейд);

Семиотическая (Кассир).

 

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 479 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.