(4). Кейс стадис (case studies)
Суть концепции - при анализе ИН из объективной ИН берутся не все факты, а только определенные, анализируемые с учетом определенного места и времени.
CS ставит задачу понять прошлые события, не как вписывающиеся в единый ряд событий, не как обобщающиеся какими-то общими событиями и чертами, а как неповторные, невоспроизводимые в других условиях события. СS в основу анализа ИН, как правило, берет какие-то важнейшие исторические события, смену идей в ИН. Развитие Н рассматривается не как линейный процесс, а как историческую реальность, как смена событий подобных конусу плоскостью вниз.
Развитие Н = смена важнейших событий. Конус втягивает всё что происходило. Развитие Н - диалектический процесс.
СS - ИН как совокупность индивидуальных, частных ситуаций. СS характеризуется как некоторая воронка, в которую стягиваются и предшествующие и последующие события, хотя осуществляется анализ настоящего Н, "теперь", даже если это "теперь" и отстоит хронологически во времени от настоящего состояния Н.
CS = ситуационные исследования. В самом общем виде они представляют собой междисциплинарную методологию анализа индивидуальных субъектов, локальных групповых мировоззрений и ситуаций, используемую в клинической психологии, социологии, этнографии, ряде современных эпистемологических течений (когнитивной социологии, социальной эпистемологии, антропологии познания). Именно в последних он получает специальную разработку, поскольку ситуационный анализ вносит существенную новизну в сферу социально ориентированных теоретико-познавательных исследований.
Термин CS возник, по-видимому, в юридической и клинической практике, как скоро некоторые значения английского слова "case" подчеркивают индивидуальность, персонифицированность объекта ("прецедент", "лицо, находящееся под наблюдением"). Сама идея ситуационной методологии восходит к "идиографическому методу" баденской школы неокантианства и герменевтике Г.Дильтея, биографическим исследованиям творческого процесса (К.Ломброзо, Ф.Гальтон, Л.Терман). Она содержит убеждение в уникальности культурного объекта, невозможности его объяснения на основе общих законов; понимания и феноменологического описания как оптимальных методов анализа; ситуационной (т.е. изменчивой и локальной) детерминации события. "Нам придется принять во внимание ситуационную детерминацию в качестве неотъемлемого фактора познания - подобно тому, как мы должны будем принять теорию реляционизма и теорию меняющегося базиса мышления, - утверждает основоположник социологии знания К.Мангейм,: мы должны отвергнуть представление о существование "сферы истины в себе" как вредную и недоказуемую гипотезу" (Mannheim K. Ideology and Utopia. N.Y., 1936, P.301).
Различаются два типа ситуационных исследований - текстуальные и полевые (возможно их объединение). Примером первых могут служить работы историка А.Койре, вторых - антрополога М.Дуглас. Все они содержат элементы микросоциологического подхода, как скоро локальной детерминации, "внутренней социальности" придается приоритетное значение. Последняя понимается как замкнутая система неявных предпосылок знания, складывающихся под влиянием специфических для данной группы и ситуации форм деятельности и общения, "концептуальный каркас" и социокультурный контекст, определяющий значение и смысл отдельных слов и поступков. Многообразие и взаимная нередуцируемость ситуаций и субъектов имеет фундаментальный характер, из чего следует предпочтение дескриптивного метода анализа знания перед нормативным.
Тенденции историзации и социологизации эпистемологии побуждают Д.Блура, Г.Коллинза, М.Малкея, К.Кнорр-Цетину, Б.Латура, С.Вулгара и др. обратиться к ситуационным исследованиям как альтернативе методу рациональной реконструкции ИН К.Поппера. Образец обнаруживается в анализе языковых игр Л.Витгенштейна. Согласно последнему, значение терминов языка возникает в ситуациях их употребления. По аналогии с витгенштейновским анализом различных языковых ситуаций как разных форм жизни ситуационные исследования раскрывают содержание некоторой системы знания в контексте конечного набора условий, исходя из того, какие социокультурные функции она выполняет. Когнитивные социологи ссылаются при этом на идею "полного описания" Г.Райла, тезис онтологической относительности У.Куайна, гештальтпсихологию, метод "grid and group analysis" антрополога М.Дуглас, методику "плотного описания" культуролога К.Гирца, "прикладную социологию" А.Шютца, художественно описывающую образы "чужака", "новичка" и др.
Методология ситуационных исследований переворачивает традиционное отношение между эпистемологией, с одной стороны, и историей и социологией знания - с другой, как между общим и частным. Исторические и социологические примеры теперь не столько подтверждают или иллюстрируют теорию познания, сколько "показывают" (по Витгенштейну) многообразие типов и форм знания, образующее реальный познавательный процесс. Тем самым оказывается влияние на теоретический статус эпистемологии, в которой начинают преобладать не абстрактные теории, а методы анализа социального содержания знания. Неоднозначные следствия из этой трансформации, в том числе для нового понимания природы философии вообще, - проблема, заслуживающая самого внимательного анализа и обсуждения.
Модельная концепция ИН
Новая концепция в рамках развития ИН. Историческая реальность и объект исторических Н принципиально недоступны непосредственному познанию, и моделирование, по существу, адекватный способ познания исторической реальности, пределы которой существенно зависят от тех событий, которые происходили в истории, а эти все события фактически учесть нельзя, поэтому по некоторым событиям, которые сохранились или которые представляют особый интерес для исследователя строится определенная модель. Для построения этих моделей, как правило, используется количественные методы. А количественными методами нельзя решить все проблемы связанные с развитием Н. В настоящее время, по отношению к развитию ИН, методами моделирования выделяется несколько концепций. Наиболее известны 3 модели развития Н:
1. Модели развития НЗ
2. Модели развития научного сообщества,
3. Попытки создания сложной Н - концепция включает: Н, культуру, общество, человека
Таким образом, критический анализ исторического развития Н и предлагаемых моделей показывает, что в рамках исторической Н (дисциплины) нельзя осуществить анализ процессов развития Н как статических, так и динамических. Эти проблема анализа в рамках других форм знаний, эти другие формы знаний возникают в 60-80-е годы XX века, и они получают наименование:
- науковедение;
- техниковедение;
- философия Н и T