Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия древнего востока




Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи. Рассмотрим их.

1 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. Философская мысль в Древней Индии возникает в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни. В середине второго тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию с Запада вторгаются воинственные племена, которые называют себя ариями. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания - Ригведы. Слово «веды» означает священное знание, а «риг» - хвалебный стиль, песня, гимн. Ригведа вобрала в себя миф и ритуал, в таком виде она несла зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека. Ригведы - это древнейший источник; он содержит десять книг - Мандалов, включающих свыше тысячи гимнов. Кроме ригведов существует ещё три вида вед, а именно: Самаведа - Веда напевов, Яджурведа - Веда жертвенных формул, Атхарведа - Веда заклинаний. Каждая из названных Вед имеет четыре ответвления. Например, ригведа включает Самхиты(откровения и набор гимнов и тайнах бытия), Брахманы, Араньяки(правила поведения для отшельников), Упанишады(о самосовершенствовании человека). Последние представляют собой наиболее философскую часть Вед. В Древней индии существовала 2 вида школ: ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные: 1. Ньяя -относится к аналитическому типу философии, рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета. Наука спора, наука о дискуссии.

2.Санкхья (Капила) возникла в 7 в. до н.э. Итвара Кришна «Санкхья». Основывается на текстах вед, имеет свои откровения, которые заключаются в учении о наличии следствия в причине. Признавалось 5 органов восприятия, которые они называли 5 тонких элементов, 5 материальных элементов.

3.Йога (в переводе с индийского соединение, участие, созерцание) Выделяли 5 уровней духовной жизни: 1.рассеяное состояние;2.притупленое состояние ума(сон);3.относительно спокойное состояние;4.сосредоточение ума на одном объекте;5.прекращение какой-либо деятельности ума. Йога предусматривала 3 пути освобождения. Разработала целую систему очищения и просветления ума.

4.Вайшешика (Улука)- основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Два источника знания: восприятие и умозаключение. Существует 7 видов реальности, из которых 6 -физические элементы, носящие положительный характер (субстанция, качество, действия, всеобщность, особенность, присущность), а 7 вид носит отрицательный характер-небытие.

5.Мимамс – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах. Ради идеи можно было пожертвовать всем, освободиться от страданий.

6.Веданта -философская основа индуизма. Поддерживала ведическую литературу, упанишады. Разработала учение о брахмане и выделила учение о 4 состояниях психики: бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, запредельное состояние.

Неортодоксальные: 1. Чарвака -сочинения не сохранились. Источником высказыванием служил буддизм и джайнизм. Основой всего выступали 4 элемента: земля, вода, воздух, огонь. Выделяли этическую концепцию: признавались понятия добра и зла. Принципы: существования Бога, абсолюта и души, признавались все существующие миры.

2.Джайнизм (4 в. до н.э.)Учение было передано 24 пророками. Главной вещью считалось не причинение вреда всему живому. Учение о вечной душе, которая может переселяться в материальные предметы. Признавался закон кармы, который связывал тело с душой.

3.Буддизм (5-4 в.в. до н.э.) одна из 3 мировых религий. Основал Гаутама(Будда). Всякое бытие, любая жизнь во всяком ее проявлении и формах есть зло, несущее в себе страдания для всего мира. 2 основные школы: хинаяна и махаяна. 4 истины Будды: 1.все существующее есть страдания, неудовлетворенность, разочарования;2.страдания универсальны, но имеют свою причину;3.причина страдания может быть устранена самим человеком;4.человек должен пережить восьмеричный благородный путь. После смерти Будды произошел раскол между его учениками: часть их придерживалась традиционных взглядов, другие предлагали свои стороны буддийского учения: вели религиозные обряды, поклонения, молитвы. Последователи Будды: Ницше, Шопенгауэр, Рерих.

2.ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Зарождение философии в Китае исследователи относят к VШ-VI в.в. до н.э. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга Перемен». В «Книге Перемен» представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами. Складывается царство, деспотизм. Появляется культ Неба, культ предков, мужское и женское начало, мифология.

1.Конфуцианство (7-6 в.в. до н.э.) Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в Период Чуньцю — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. Основатель Конфуций. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. Д. 5 истинных добродетели: 1.взаимоотношения с другими людьми;2.надлежащий образ действий;3.знания;4.оставаться верными себе и милосердными к своим ближним;5.постоянство. 5 типов взаимоотношений: 1.муж и жена;2.отец и сын;3.старший брат и младший брат;4.начальник и подчиненный;5.друг и друг.

2.Даосизм (2 в. до н.э.) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Представитель Лао-Цзы. Гармония внутри себя и с окружающим миром. Достижение нравственности. «Дао»-путь, плыть по течению жизни. Человек считался микрокосмосом. «Дэ»-добродетель и мораль, «Сянь»-бессмертие, «У-вэй»-недеяние. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

3.Моизм (5-4 в.в. до н.э.)- древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Представитель Мо-Цзы. Феномен создания человека. Большое внимание уделяется народу. Внимание уделяется процессу познания. Небо – образец для правителя. Небо – это аргумент в доказательстве необходимости хороших отношений между людьми. Небо не предопределяет, а только желает и направляет.

4.Школа имен( 5-3 в.в. до н.э.) Представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун,Чжоан-Цзы. Развита логика, зарождение логического мышления. Основная проблематика школы имён — это соотношение «имён и реалий». В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. По особенностям своих идей номиналисты разделились на «школу соединения тождества и различия» и «школу разделения сущности и явления». Сунь Мун «Белая лошадь не есть лошадь»: понятие белая лошадь и лошадь различны.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 443 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.