Современная социология представлена множеством научных школ и направлений. Всех их можно разделить на две большие группы:
ü макросоциологические теории;
ü микросоциологические теории.
Макросоциологические теории описывают социальные закономерности надиндивидуального порядка. Логика исследования предполагает движение от общего к частному (от “общества” к “индивиду”).
Микросоциологические теории пытаются объяснить общесоциологические закономерности через анализ человека и способностей его социального взаимодействия с другими людьми. Методология этих теорий предполагает движение от частного к общему (от “индивида” к “обществу”).
Макросоциологические теории
Структурный функционализм. Концептуальные основы данной теории разработал американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979 г.г.). Он рассматривал общество, как целостный организм (систему), отдельные части (элементы) которого выполняют специализированные функции. В качестве элементов общества могут выступать индивиды, группы, общности, институты, внутри которых устанавливаются функциональные отношения.
Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы социальных систем. По его мнению, для сохранения своего равновесия любая социальная система должна выполнятьчетыре функции:
ü адаптацию (приспособление к окружающей среде);
ü целедостижение (постановка и достижение целей);
ü интеграцию (поддержание внутреннего единства и координация функций);
ü латентность (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).
В обществе эти функции выполняют следующие структурные элементы: экономика (функция адаптации), политика (функция целедостижения); правовые и социокультурные институты (функция интеграции), институты семьи, образования, религии (функция латентная).
По мнению Т. Парсонса, развитие общества – это эволюционный процесс, для которого характерен высокий уровень организации системных отношений, повышение сложности системы.
Он считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя во многом равновесие определяет ее жизнеспособность. Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижное равновесие”.
В противовес структурно-функциональному подходу, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление.
Теория социальных конфликтов. Яркими представителями конфликтологического направления являются Ральф Дарендорф и Льюис Козер.
Ральф Дарендорф (р. в 1929 г.) – немецкий социолог, публицист, идеолог современного либерализма. Он разработал концепцию конфликтной модели общества, суть которой заключается в следующем:
ü каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;
ü в каждом обществе есть несогласие и конфликт;
ü каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;
ü каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.
Дарендорф считал конфликт неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Причины возникновения конфликта он объяснял, преимущественно, политическими факторами (борьба за власть, престиж, авторитет, ресурсы).
Он верил в возможность снижения уровня социальной напряженности и предлагал регулировать конфликты. По его мнению, процесс регулирования конфликтов может быть успешным только в открытых демократических обществах.
Льюис Козер (р. в 1913 г.) – американский социолог, автор теории позитивно-функционального конфликта, основной тезис которой заключается в следующем:
ü стабильность социальной системы не исключает, а напротив, предполагает борьбу интересов и столкновений.
Козер считал, что конфликт неотъемлемая черта социальных отношений. Он выполняет в обществе такие позитивные функции, как:
ü интеграция социальной системы;
ü поддержание солидарности внутри группы;
ü укрепление межличностных отношений;
ü эмоциональная разрядка напряженности.
Конфликт играет важную роль в обновлении общества: порождает новые социальные нормы и институты, стимулирует экономический и технологический прогресс.
Микросоциологические теории
Теория социального обмена. Один из авторов данной теории Джордж Хоманс (1910-1989 г.г.) – американский социолог и психолог. Центральная категория социологии Дж.Хоманса – категория социального действия. В своем подходе он предложил принципы бихевиоризма (наука о поведении) для объяснения социальных действий. Хоманс считал, что социальное действие выступает как процесс обмена, участники которого минимизируя свои затраты пытаются извлечь максимальную выгоду. Он выдвинул пять гипотез для объяснения социального действия:
ü гипотеза успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения “гасится”);
ü гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение используется в сходных ситуациях;
ü гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия;
ü гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще происходит вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение);
ü гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.
С помощью этих гипотез ученый пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня.
Символический интеракционизм (от. англ. interaction – взаимодействие). Автором этой теории является американский философ, социолог и социальный мыслитель – Джордж Герберт Мид. Он разработал основные принципы этого социологического направления. Главные направления данной концепции заключается в следующем:
ü люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые они придают тем или иным предметам (вещам);
ü символические значения – есть продукт социального взаимодействия;
ü возникновение и изменение символических объектов происходит посредством их переопределения и интерпретаций.
Главная идея состоит в том, что взаимодействие – интеракция – всегда опосредованно различными символами, важными из которых являются язык жестов и речь. Символы регулируют поведение людей, являются необходимыми атрибутами социализации.