Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Девиантное и делинквентное поведение




Усвоение социальных норм — основа социализации. Со­блюдение же этих норм определяет культурный уровень об­щества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

В широком смысле «девиация» подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют:

а) неписаным нормам,

б) писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к первому j

типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения. Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

1) писаные — формально зафиксированные в конститу­ции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством

2) неписаные — неформальные нормы и правила поведе­ния, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обы­чаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.

Чем они отличаются друг от друга?

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Вы­сший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — откло­нением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам ограбление прёдставителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальны видом заработка или способом установления социальной спра­ведливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Справка '" В России в 1994 г. по данным ЦРУ действовало 6000 организованных преступных групп, разбросанных по всей Рос­сии и еще 30 странам. Только в Москве более 1000 притонов и фирм, предоставляющих интимные услуги. В элитарной и уличной проституции, 70% — немосквичек.

Делинквентность. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства нарушают основные законы государства, гаранти­рующие права личности, и преследуются в уголовном по­рядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжес­ти уголовного деяния), ссылают на исправительные или ка­торжные работы, сажают в тюрьму или определяют услов­ную меру пресечения (частичное ограничение в правах). Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного про­езда до убийства человека.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, из­готовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, под­жоги, проституцию, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

Девиантносгь. Напротив, такие поступки, как обнажение гениталий, опорожнение или занятие сексом в публичных местах, сквернословие, громкий или возбужденный разго­вор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания — привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное осуждение окружающих людей или неодобрительность, ко­сые взгляды прохожих.

К формам девиантного поведения относят уголовную пре­ступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомо­сексуализм, азартные игры, психическое расстройство, са­моубийство.

Справка

Уровень самоубийств примерно в 3 раза выше уровня убийств. Уровень самоубийств рассчитывается на 100 000 жи­телей. В 1987 г. в СССР он составлял 19, в ФРГ— 21, во Франции — 22, в США — 12.

Уровень суицида среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин, а в активном возрасте (25 — 39 лет) — даже в 6 раз (Социол. исслед., 1990, № 4, с.75).

Сделаем выводы: в социологии девиантное поведение пони­мается как более широкая, чем делинквентное поведение, категория. Иначе говоря, первое включает в себя второе как свою часть. Девиация — любые нарушения норм, а делин­квентносгь — только серьезные, влекущие за собой уголов­ное наказание. В социологии с равным правом применимы и широкая, и узкая трактовка.

Характерная черта девиантного поведения — культурный релятивизм. Иными словами, относительность любых соци­альных норм.

Поясняющий пример

По рассказу психиатра, в вагон московского метрополи­тена, а происходило это летом 1995 г., вошла пожилая жен­щина. На голове мотоциклетный шлем с опущенным щит­ком. На руках — милицейские краги. Прежде чем сесть, она положила на сиденье доску.

Кто она — нормальная или ненормальная? По мнению психиатра, она — совершенно нормальный человек. Ненор­мальные мы с вами. Женщина поставила психотропную за­щиту от излучаемой окружающими агрессии. В нетрадицион­ной медицине это вполне нормальное явление.

Итак, социальные нормы — вещь относительная, так же как и отклонение от ни, т. е. девиантность. Норма для одних становится отклонением для других. В культуре вообще все относительно. Все зависит от угла зрения. Для пассажиров метро вошедшая женщина — отклонение, для психиатра она — норма. Но ведь и мнение психиатра — не истина в после­дней инстанции. Кому-то его суждения покажутся шизофре­ническими.

Вот еще ситуация. Пациент обращается к врачу:

— Доктор, каков первый симптом того, что человек со­шел с ума?

— Если он считает себя совершенно нормальным челове­ком.

У некоторых примитивных племен в первобытное время и сегодня каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным ус­тройством (разрешение брака между родственниками).

Культурный релятивизм может быть сравнительной ха­рактеристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае надо говорить не о культу­ре, а о субкультуре. Пример таких групп — политические партии, правительство, социальный класс или слой, веру­ющие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы — деви­ация с позиций верующего человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обра­щения по имени-отчеству, а уменьшительное имя («Коль­ка» или «Никитка») — норма обращения в низших слоях — считалось у первого девиацией.

В современном обществе подобные формы поведения рас­сматриваются как девиантные. Убийство на войне разреша­ется и даже вознаграждается, но в мирное время наказыва­ется. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуж­дается, а в других странах она считается нелегальной и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности относи­тельны данной культуры и не могут рассматриваться в от­рыве от нее.

Кроме того, критерии девиантности меняются во време­ни даже в рамках одной и той же культуры.

В СССР в 60 — 70-е годы школьные учителя боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в этом подра­жание «буржуазному образу жизни» и признаки нравствен­ного растления. В конце 80-х годов наше общество измени­лось, и длинные волосы превратились из девиации в нор­му.

Сделаем вывод: девиация в широком смысле относитель­на: а)исторической эпохи, б)культуры общества. Относитель­ность в социологии получило специальное название реляти­визма.

Социологи установили следующие закономерности: 1. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллектив­ный вред.

Пример. Небрежное обращение со спичками может при­вести к пожару в общественном здании и унесет десятки человеческих жизней. Оно наказывается сильнее, нежели то же самое нарушение в частном доме.

2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку.

Примером служат транспортные происшествия и дорожные аварии.

3. Девиантное поведение, наносящее большой материаль­ный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопас­ность, переходит в другую категорию поведения и квали­фицируется как преступление.

Пример — судебный процесс над изменниками родины.

4. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся обществом спокойнее, так как считаются случайным собы­тием, которое может произойти со всяким человеком. При­меры приведены выше.

5. Границы терпимости общества к отклонениям различ­ны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре.

Примеры. Убийство человека в современном обществе рас­ценивается как преступление, а в первобытном — как при­несение жертвы богам. Нападение на человека и его убийст­во в современном обществе — преступление. Но защита от преступника, повлекшая смерть нападавшего, расценивает­ся как героизм. Убийство соотечественника в мирное время жестоко карается, но убийство чужестранца, который в во­енное время считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и приносит славу.

 

Отклонение и разнообразие

Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с раз­нообразием чувств, мыслей, поступков.

Разнообразие как социологическая категория подразуме­вает такую совокупность социальных действий, которая не расчленяется по критериям нормы и отклонения на две противоположные группы, а рассматривается на одном конти­нууме.

Иными словами, разнообразие предполагает, что глав­ным при оценке человеческих поступков служит культур­ный релятивизм, а не абсолютные этические нормы либо идеологические требования.

Как показывает история, борьба с разнообразием нере­зультативна: через какое-то время отклонения возрождают­ся и в еще более яркой форме.

В конце 80-х годов советская молодежь подражала запад­ным моделям поведения настолько откровенно, что бороть­ся с этим государство было не в силах. Снятие социальных и идеологических запретов обогатило общественную жизнь твор­чеством и разнообразием.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелатель­ные формы человеческого поведения. К ним относили почти в равной степени поведение гениев и злодеев, очень лени­вых и сверх трудолюбивых, нищих и богачей. Причина: рез­кие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности обще­ства, которая во все времена ценилась превыше всего.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитив­ным или негативным является отклонение, все формы де­виаций можно расположить на некотором континууме.

На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляю­щих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, пред­атели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги, дистрофики.

На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдаю­щиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10 — 15% общей численности населения. Напротив, 70% населения составляют «твердые середняки» — люди с несущес­твенными отклонениями.

Хотя большая часть людей немалую часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами.

При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошен­ных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступка, например, скрытно воровали в мага­зине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздание на ра­боту, переход улицы или курение в неположенных для это­го местах. Полную картину девиантного поведения в конк­ретном обществе составить весьма трудно, поскольку поли­цейская статистика регистрирует незначительную часть про­исшествий.

Любопытные факты

СЕМЕЙНАЯ ССОРА

Полицейские Цинцинати теперь поступают так. Получив вызов, приезжают в дом, где супруги таскают друг друга за волосы, не обращая ни малейшего внимания на разбушевав­шихся хозяев, первым делом направляются к холодильнику и начинают невозмутимо поглощать все самое вкусное.

Увидев, как блюстители порядка набивают рты делика­тесами, скандалисты, как правило, теряют дар речи, — де­лится своими наблюдениями полицейский психолог Роберт Рамон. — А потом начинают хохотать. Юмор — лучшее сред­ство погасить любую, даже самую горячую ссору (Вокруг света, 1990, №4).

ТЮРЬМА

В СССР лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) отно­сился к ведомству МВД СССР. Соответствующими были ре­жим и условия жизни (в стране в конце 80-х их было более 200). В большинстве своем они напоминали тюрьму с трой­ным забором, колючей проволокой, сигнализацией. Вокруг территории — сторожевые вышки и прожектора. На свида­ние с родственниками содержавшиеся там выходили корот­ко остриженными, в рабочей спецовке, с биркой на груди. Хотя лечение было принудительным, даже не оно, а особый режим содержания был на первом месте у администрации.

Придирки, унизительные обыски, за провинности нака­зание. (Огонек, 1988, № 28.)

 

Подростковая девиантность

Районы города, где чаще других происходят преступле­ния, называют криминогенными, а категории населения, которые более других склонны совершать девиантные или делинквентные поступки, — группами риска.

К ним относится, в частности, молодежь.

Особенно часто девиантное поведение наблюдается у подростков. Оно встречается среди них чаще, чем в других возрастных группах. Причины: социальная незрелость и фи­зиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощуще­ния, любопытство, в недостаточной способности прогно­зировать последствия своих действий, гипертрофирован­ном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, но не готов к выполнению определенных соци­альных ролей в той мере, в какой ожидают от него окру­жающие. В свою очередь он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подрост­ков, с одной стороны, и требованиям общества — с дру­гой, служит реальным источником девиации.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей при­нимают участие в каких-либо противоправных действиях, а в 5% совершают серьезные правонарушения.

Источником склонности к девиантности и делинквентности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляе­мыми подростком к самому себе, и требованиями, предъяв­ляемыми к нему обществом. В силу физиологических особен­ностей формирующегося организма подросток отличается по­вышенной активностью, но вследствие недостаточной соци­альной зрелости он, как правило, еще не готов к самокон­тролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст.

Нарушения социальных норм молодежью могут быть серь­езными и несерьезными, сознательными и неосознаваемы­ми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, от­носятся к делинквентному поведению.

• Алкоголизм — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли.

• Наркоман — преступник, так как употребление на­ркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.

• Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекраще­ние своей жизни — девиация. Но убийство другого человека — преступление.

Сделаем выводы: девиантность и делинквентность — две формы отклонения от нормального поведения. Первая фор­ма относительная и малозначительная, вторая абсолютная и значительная. Девиантность нельзя путать с разнообразием. Самой опасной и податливой к девиации группой является молодежь.

Выделим ключевые понятия:

общественное мнение группа риска

лидеры общественного мнения

подростковая девиантность разнообразие

девиантность культурный релятивизм

Литература

1. Кравченко А. И. Введение в социологию. — М., 1994.

2. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. — Киев, 1976.

3. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969.

4. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.

5. Дюркгейм Э. Норма и отклонения // Рубеж. — №2. 1992.

6. Социальные отклонения. — М, 1989.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1434 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.