Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политическая жизнь современной России. 8 страница




Развитие человеческого сообщества представлялось им полем постоянной борьбы и незати­хающих конфликтов. Пессимисты выдвинули в споре с представителями технологического оптимизма ряд положений:

1. Ухудшение экономических перспектив. Нехватка природных ресурсов приведет к обострению неравенства, дезинтеграции эконо­мических связей, росту насилия и репрессий внутри национальных организмов и на международной арене.

2. Межгосударственные конфликты из-за границ, по религиозно­му признаку и т.п. будут происходить вопреки факту взаимозависи­мости, вполне реальной и ощутимой во многих случаях.

3. Этническая, культурная, религиозная солидарность (пансла­визм, панарабизм, панафриканизм, латиноамериканская солидарность) не смогла предотвратить конфликты в прошлом, не явится сдерживаю­щим началом в возникновении конфликтов в будущем.

4. Гонка вооружений, широкое распространение оружия в мире серьезно угрожает стабильному развитию международных отношений. происходит насыщение мира не только обычным оружием, но существу­ет и реальная опасность попадания ядерного оружия в руки экстре­мистских политических сил.

5. Расползающийся международный терроризм, поддерживаемый как со стороны государственных органов, так и представляющий со­бой акции неправительственных движений.

 

Представителям классического направления теории исторического пессимизма нельзя отказать во взвешенном, беспристрастном, "реалистичном" подходе к анализу международных отношений. Это направле­ние достаточно долго будет оставаться прикладным инструментом в футурологических прогнозах.

 

КЛАССЫ (лат. classis - разряд) - большие группы людей, по теории Марк­са, являющиеся основой, на которой формируется политическая организа­ция общества. Понятие классов появилось в науке XIX в. в связи с их развитием и классическим оформлением в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс, независимо друг от друга, пришли к теоретическому выводу о том, что классовая борьба - основной момент современной истории.

Можно считать, что теория классов связана с первоначальным эта­пом развития промышленного общества. Резкая граница между буржуа и пролетариями, а также представление о том, что общество идет к класси­ческой, по Марксу, социальной структуре, состоящей из небольшого числа крупнейших капиталистов и пролетарской массы и иных наемных работников выступили в качестве основы для теоретических выводов коммунистов. Маркс приходит к выводу, что историю определяет классовая борьба, а не иные социальные институты. В буржуазном обществе классовая борьба осу­ществляется между классами капиталистов и наемных рабочих; компромисс между ними невозможен, и пролетариат осуществит революцию, которая в своем развитии преодолеет классовое построение общества.

В теории коммунизма классы различаются в зависимости от их отно­шения к средствам производства, от места в общественном разделении труда и принадлежности к общественному богатству (В. И. Ленин). По учению Маркса, преодоление классов возможно путем установления власти пролетариата (диктатура пролетариата) и отмены частной собственности на средства производства. Эти предпосылки, как считают коммунисты, позволят минимизировать отчуждение всех членов общества от культуры посредством превращения труда в источник всестороннего развития чело­века и увеличения свободного времени. Революционная попытка в России и других капиталистических странах уничтожить частную собственность на средства производства не привела, в конечном счете, к ликвидации экс­плуатации. С обобществлением собственности связан кризис реального со­циализма. Научно-технический прогресс так изменил промышленность, что численность рабочего класса снизилась (около 15% в развитых странах). Это уменьшило его политическую роль. В перспективе возможен переход к безлюдным технологиям производства материальных благ. Это обстоятель­ство позволяет сделать вывод, что классовое деление в современном об­ществе перестает быть основой политических процессов и конфликтов. В то же время нельзя отрицать наличие классовых противоречий. Особенно классовые отношения актуальны в России. В нашей стране всегда основная масса населения характеризовалась высоким уровнем эксплуатации. Как ни странно, демократические реформы еще больше усилили эксплуатацию наем­ной рабочей силы. Поэтому политическая ситуация в современной России носит ярко выраженный классовый характер.

 

КОММУНИЗМ (от лат. communis - общий) - политическая теория, основанием которой является идея общественной организации, позволяющей всем людям всесторонне развивать свои способности в условиях свободы и господс­тва общественной пользы, а также политическая практика попытки созда­ния подобных отношений в форме социализма. В связи с многомерностью данного общественного явления выделяют следующие значения этой катего­рии: 1. Общественно-экономическая формация, которая в результате про­летарской революции сменяет капитализм, разрешая его противоречия на основе общественной собственности на средства производства и превраще­ния труда из силы порабощения человека в средство его развития. 2. Высшая форма развития социализма как переходной ступени от капитализма к коммунизму. 3. Коммунистическая идеология, претендующая на научное обоснование неизбежности и форм перехода от капитализма к коммунизму. 4. Идеологии утопического характера, в которых, по учению научного коммунизма, ставится цель достижения подобного общества, но предлага­ются средства, с позиций коммунистической теории, в принципе нереали­зуемые. Многие современные мыслители считают, что теоретический комму­низм является утопией, а попытки преобразовать общество на основе этой идеологии - политическим преступлением.

Теорию коммунизма создали Маркс, Энгельс и Ленин (марксизм-лени­низм). Она возникает в конце первой половины XIX столетия. Она основа­на на принципе материалистического понимания истории: общественное бы­тие определяет общественное сознание и теории прибавочной стоимости: богатство современного товарного мира создается за счет эксплуатации наемной рабочей силы. Согласно теории, при помощи диктатуры пролетари­ата общество обобществляет средства производства и создает условия, позволяющие человеку в процессе труда всесторонне развиваться. Реаль­ное воплощение данная теория получила в России и других странах социа­лизма. В силу ряда причин этот социальный эксперимент не принес ожида­емого результата.

 

 

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ стали возникать в Европе в середине XIX в. после превращения наемных промышленных рабочих в многочисленный класс и идеологического оформления коммунистического мировоззрения. До Маркса и Энгельса рабочее движение носило локальный и сектантский ха­рактер. Марксистская идеология поставила задачу создания рабочим клас­сом нового общества, в котором не будет эксплуатации. Для этого рабо­чие должны были стать организованной силой, вооружиться научной, как считали вожди пролетариата, теорией.

Коммунистическая партия возникла в качестве политической органи­зации пролетариата с целью подготовки и осуществления революционного преобразования общества на основах планового коллективизма. Историчес­кая роль, задачи и принципы построения политической партии коммунистов описаны Марксом и Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (1848).

В царской России Ленин разработал теорию о партии как высшей форме революционной организации рабочего класса. Подобная партия была создана им в 1903 г. Практически в каждой развитой капиталистической стране возникли коммунистические и рабочие партии, которые провозгла­сили себя «выразителями интересов трудящихся масс в борьбе за мир, де­мократию и социальный прогресс».

В октябре 1917 г. большевики в результате вооруженного восста­ния стали обладателями политической власти в России. Партия Ленина сформулировала задачу осуществления мировой пролетарской революции и построения социализма в России. Мировая революция не состоялась. В СССР ВКП(б), а затем КПСС взяла на себя всю полноту власти и организо­вала построение социализма. СССР стал мощной военной и промышленной державой, которая смогла одержать победу над фашистской Германией и ее союзниками во второй мировой войне. После окончания войны СССР превра­тился в одну из сверхдержав наряду с США. В то же время задача преодо­ления эксплуатации трудящихся, поставленная КПСС, решена не была.

После развала социализма КПСС лишилась монопольной власти. Пре­емница КПСС - КПРФ борется за власть в условиях политического плюра­лизма. В то же время проблема возможности преодоления эксплуатации до сих пор не решена ни теоретически, ни практически. Поэтому фактически КПРФ является такой же партией власти в России, как и многие другие.

 

 

КОМПРОМИСС В ПОЛИТИКЕ (лат. compromissum – соглашение) - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов. Противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности. Политических отношениях. В его основе лежит самоограничение политических сил, их устремлений, отказ от незначительных, второстепенных задач тактического характера при сохранении и неизменности основных, сущностных принципов, определяющих суть, лицо политической силы, заключающей компромисс.

Выделяют два вида политических компромиссов: 1) вынужденные, возникающие под давлением объективных и субъективных политических условий и интересов; 2) добровольные, заключаемые с взаимной выгодой для двух или более политических сил.

Политические компромиссы – неотъемлемая составляющая демократической политической системы, основное средство разрешения политических проблем и конфликтов. В условиях становления российской политической системы. Когда налицо множество политических партий, общественно-политических организаций и движений, когда каждый субъект старается всеми способами обозначить собственное политическое лицо, часто не замечая себе подобных, что порождает конфронтацию, стремление к компромиссам – единственно правильный путь преодоления возникающих конфликтов, создания понимающего общества. При этом особенно важно находить те положения в деятельности политических субъектов, которые объединяют их, а не разъединяют. А для этого следует быть политически культурной силой, одним из критериев чего выступает способность идти на уступки, искать компромиссы. Вне компромиссов достичь стабильности и порядка в российском обществе государстве невозможно. Поэтому компромисс есть необходимость, важная составляющая, определенная черта культуры субъекта демократического государства и общества.

 

КОНВЕРГЕНЦИИ теория (от лат. convergere - сближаться, сходиться) осно­вана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Первона­чально теория конвергенции возникла в биологии, затем была перенесена в сферу социально-политических наук. В биологии конвергенция означала преобладание одинаковых, идентичных значимых признаков при развитии различных организмов в одинаковой, тождественной среде. Несмотря на то, что это сходство, зачастую, носило внешний характер, подобный под­ход позволял решить целый ряд познавательных задач.

Последователи пролетарской идеологии марксизма - ленинизма счита­ли, что между капитализмом и социализмом принципиально не может быть ничего общего. Идея вечной борьбы социализма и капитализма, вплоть до окончательной победы коммунизма на всей планете, пронизывала всю соци­алистическую и, отчасти, буржуазную политику.

После двух мировых войн во второй половине ХХ столетия складыва­ется идея о единстве современного мира в рамках индустриального об­щества. Идея конвергенции оформилась в работах Дж. Гэлбрейта, У. Рос­тоу, П. Сорокина (США), Я. Тинбергена (Нидерланды), Р. Арона (Франция) и многих других мыслителей. В СССР в эпоху господства марксистско-ле­нинской идеологии с идеями конвергенции выступал известный физик и мыслитель - диссидент А. Сахаров. Он неоднократно обращался к руко­водству страны, призывая покончить с «холодной войной», вступить в конструктивный диалог с развитыми капиталистическими странами для соз­дания единой цивилизации с резким ограничением милитаризации. Руко­водство СССР проигнорировало обоснованность подобных идей, изолировав А. Сахарова от научной и общественной жизни.

Теории конвергенции в своей основе гуманистичны. Их возможность обосновывает вывод о том, что развитие капитализма, который был крити­чески осмыслен коммунистами в XIX-XX вв., претерпел очень много изме­нений. Индустриальное общество, сменившееся в 70-е гг. постиндустри­альным, а в конце столетия информационным, приобрело много сторон, о которых говорили идеологи социализма. В то же время многие моменты, являющиеся программными для социализма, не были реализованы на практи­ке в СССР и других социалистических странах. Например, жизненный уро­вень в странах социализма был гораздо ниже, чем в развитых капиталис­тических странах, а уровень милитаризации - гораздо выше.

Достоинства рыночного общества и трудности, возникающие при со­циализме, позволяли предложить уменьшение конфронтации между двумя со­циальными системами, увеличить порог доверия между политическими сис­темами, добиться ослабления международной напряженности и уменьшения военного противостояния. Эти политические меры могли бы привести к объединению потенциала, который накопили страны капитализма и социа­лизма, для совместного развития всей цивилизации Земли. Конвергенция могла бы осуществляться через экономику, политику, научное производс­тво, духовную культуру и многие другие сферы социальной действитель­ности.

Возможность совместной деятельности открывала бы новые горизонты в сфере развития научного потенциала производства, повышения уровня его информатизации, в частности компьютеризации. Можно было бы сделать гораздо больше в области экологической защиты. Ведь экология не имеет государственных границ. Природе и человеку все равно, в какой системе политических отношений загрязняется вода и воздух, земля и околоземное пространство. Атмосфера, недра земли, Мировой океан - это условия су­ществования всей планеты, а не капитализма и социализма, правительств и депутатов.

Развертывание конвергенции могло бы привести к сокращению рабо­чего дня у подавляющего большинства работающих, выравниванию доходов у разных слоев населения, расширению сферы духовных и культурных потреб­ностей. Специалисты считают, что образование изменило бы свой характер и произошел бы переход от знаниецентристского уровня к культуроцент­ристскому. В принципе, теоретическая модель общества в пределах кон­вергенции по содержанию приближается к коммунистически-христианскому пониманию, но с сохранением частной собственности.

Демократизация стран бывшего социализма расширяет основу для воплощения идей конвергенции в наши дни. Многие специалисты считают, что в конце XX в. общество подошло к рубежу кардинальной смены куль­турных форм. Тот способ культурной организации, который опирается на индустриальное производство и национально-государственную организацию в политической сфере, уже не может развиваться дальше такими темпами, как сейчас. Это связано с ресурсами природы, тотальной угрозой уничто­жения человечества. В настоящее время разграничение между странами ка­питализма и постсоциализма проходит не по линии политического устройс­тва, а по линии уровня развития.

Можно констатировать, что в современной России одной из основных проблем является поиск основы для нового развития и демилитаризации, без которых цивилизованное развитие общества просто невозможно. Поэто­му возможности современной конвергенции проходят через проблему созда­ния условий для восстановления цивилизованных отношений в постсоциаистических странах. Мировое сообщество просто обязано создать для этого благоприятные условия. Основными элементами современной конвер­генции принято считать правовое государство, становление рыночных от­ношений, развитие гражданского общества. Мы к ним добавляем демилита­ризацию и преодоление национально-государственной изолированности в содержательной деятельности. Россия не может не стать полноправным субъектом мирового сообщества в самом обширном культурном контексте. Нашей стране нужна не гуманитарная помощь и займы, идущие на потребле­ние, а включенность в глобальную мировую систему воспроизводства.

 

КОНВЕРСИЯ (от лат. conversio - превращение, изменение) - политика принципиального изменения военной, милитаризационной структуры общест­ва. Конверсия захватывает самые широкие сферы общественной жизни. К ним следует отнести политическую, экономическую, социальную, образова­тельную, культурную, потребительскую и другие.

Противостояние между капитализмом и социализмом породило невидан­ный в мире уровень милитаризации. Основная тяжесть милитаризма легла на плечи населения СССР. Можно сказать, что социализм в России позво­лил осуществить за несколько десятилетий промышленную революцию. В то же время это была индустриализация, ориентированная на милитаризм. Сверхмилитаризация соцлагеря была вызвана двумя причинами: реакцией капиталистического окружения на новые общественные отношения и свер­хэксплуатацией населения, которая для своего оправдания требовала обс­тановки «военного лагеря».

После развала социализма в обществе возникла новая ситуация, по­родившая цепь проблем. Для создания рыночных отношений необходимо пре­одолеть сверхэксплуатацию рабочей силы, чтобы обеспечить общество пол­ноценным качественным трудом. Без сокращения военных расходов эту за­дачу решить нельзя. В то же время сокращение военных расходов, прове­дение глубокой демилитаризации, в свою очередь, нуждается в громадных затратах. Сложилась очень сложная ситуация. Один из центральных момен­тов демилитаризации - необходимость перевода «оборонной» промышленнос­ти на мирные рельсы. В СССР значительная часть промышленных мощностей обслуживала военную сферу. До сих пор мы не знаем точных пределов это­го явления.

Отрицательная роль милитаризации заключается в том, что промышлен­ность, работающая на нее, для потребления народа не дает ничего, а са­ма является прожорливейшим потребителем материальных, духовных благ и труда. Таким образом, для бывшего СССР проблема конверсии была одной из самых важных.

В процессе рыночного реформирования это противоречие приобрело еще большую актуальность для России и других стран бывшего социализма. В 1992 г. был принят закон «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации». Этот закон основывался на ряде принципов. Во-первых, конверсию планировалось осуществить при сокращении бюджет­ных расходов на производственную деятельность в оборонном комплексе. Высвобождающиеся мощности предполагалось привлекать к реализации прио­ритетных государственных целевых программ социально-экономического ха­рактера. Во-вторых, современные технологии ориентировались на произ­водство продукции, которая могла бы конкурировать на международном рынке. Задачи поддержания обороноспособности России должны были ре­шаться за счет средств военного бюджета. В-третьих, в законе была пре­дусмотрена полноценная социальная защита работников этой сферы в соот­ветствии с законодательством России.

Мировая практика конверсионных мероприятий позволяет сделать вы­вод, что это очень дорогой и длительный процесс. Это связано с высокой специализацией данного производства, которое очень трудно перестроить на другой вид продукции. Видимая простота конверсии и у нас обернулась совсем по-иному. На практике оказалось, что армия и сфера ВПК (воен­но-промышленного комплекса) в условиях сокращения вооружений и конвер­сии требуют еще больших затрат, чем при их традиционном использовании. Сокращение бюджетных ассигнований на проведение конверсии оказалось неоправданным. С другой стороны, у России в настоящее время средств на эти программы просто нет. Это привело к фактическому свертыванию про­изводства в оборонном комплексе. Масса работников стала фактическими пенсионерами на содержании у государства. Российское государство попа­ло в ситуацию пока неразрешимую: для того, чтобы осуществлять реформы на рыночной основе, необходимо экономическое воспроизводство сделать рентабельным, а его подавляющая часть представляет собой ВПК.

Если ВПК не поддается конверсии, то его рентабельность возможна либо в условиях войны либо при превращении России в субъекта мирового рынка вооружений такого уровня, которые пропорционален объему ВПК. Как видим, ни политически, ни практически эти проблемы до сих пор неразре­шимы.

 

КОНСЕРВАТИВНЫЕ ПАРТИИ - политические организации, находящие­ся на правом фланге политического спектра, стремящиеся сохранить традиционный социальный порядок в условиях преобразований, происходивших под воздействием индустриализации и революционных движений.

Консервативные политические партии - необходимый элемент современной демократии, основное орудие осуществления связи между обществом и государством.

До 70-х годов XIX века основными политическими парти­ями Западной Европы были консерваторы и либералы (в Англии соот­ветственно тори и виги). В XVII и XVIII вв. именем тори называли сторонников короля, позднее - консервативную группировку землев­ладельцев, сторонников сохранения организации государства на фео­дальных началах. Имя вигов носили шотландские пресвитериане, за­щищавшие интересы буржуазии и нового дворянства.

В ходе проведения парламентской реформы в 1832 году тори выбрали для себя название "консерваторы", которое им дал Р. Пилль. Он ввел новый термин для того, чтобы их не связывали исключительно с землевладельцами и чтобы объединить всех, кто заинтересован в сохранении существующих порядков. Английским консерваторам был характерен прагматизм, готовность считаться с переменами.

Подобные особенности передались консервативным партиям других стран Британского Содружества Наций. В европейской континенталь­ной части, где черты абсолютизма сохранялись достаточно долго, консерваторы противодействовали реформам более жесткими методами. Только после второй мировой войны, когда были сформированы хрис­тианско-демократические партии, консервативные партии Европы пол­ностью приняли постулаты демократического политического строя.

Представителей консервативных сил отличает приверженность к порядку, дисциплине, крепкой власти. В этом отношении тори в Великобритании, республи­канская партия в США, голлисты во Франции, христианские демократы практически в каждой европейской стране являются консервативными партиями в полном смысле этого слова. В Японии на консервативных позициях стоит либерально-демократическая партия. Интересы бизнеса, которые отстаивает эта партия органично вписывается в такие традиционные ценности как лояльность, долг, иерархия.

Консервативные силы смогли быстрее и эф­фективнее адаптироваться к современному уровню развития западных обществ. Перегруппировка сил в пользу консерватизма была вызвана не в последнюю очередь серией кризисов, потрясших западную экономику в 70-80-е годы. До­минирование консерваторов выразилось в двойной победе Рейгана на президентских выборах США (1980,1984),победе Буша (1988), тройной победе М.Тэтчер в Англии (1979, 1983, 1987), блока ХДС/ХСС в ФРГ, консерваторов во Франции, Италии, Японии.

Индустриально развитый мир в лице неоконсерваторов взял курс на структур­ную перестройку в соответствии с новейшими достижениями НТР, ис­пользую те средства и приемы, которые резко расходились с прог­раммными установками социал-демократических партий. Были подверг­нуты резкой критике экономические и политические постулаты левых, находившихся у власти до 70-х годов, за их социальный рефор­мизм, увеличение доли государственных расходов на социальные нуж­ды, усиливающееся вмешательство государства в экономические про­цессы, теорию и практику «государства благосостояния».

Экономисты - неоконсерваторы обосновали расчеты, согласно которым увели­чение на 5% доли государственных расходов в общем объеме распре­деления национального дохода уменьшает темпы роста ВНП на 1%, и соответственно происходит снижение общего уровня общественного благосостояния в последующие годы.

Не случайно, в 80-е годы произошла смена парадигм регули­рования: на смену этатизму с его кейнсианской моделью регулирова­ния приходит неоконсерватизм с теорией «рациональных ожиданий», «экономикой предложения», социальной политикой в духе Ф.Хайе­ка. Повсеместно утверждается монетаризм. Неоконсерваторы обруши­лись на «коллективизм» и «корпоративизм», видя в них ущемление прав и институтов отдельной личности, свертывание личной инициа­тивы, нарушение свободы выбора, а также то, что порождает парази­тизм и иждивенчество. Усиленное продвижение по пути прогресса, по убежденному мнению консерваторов, требует осуществления дерегули­рования, дебюрократизации, денационализации. Такие подходы пред­полагают отказ от принципов планирования и национализации собс­твенности, достижения "полной занятости", от идеи равенства в распределении доходов, экономического подъема за счет бюджетного дефицита и т.д.

Существенные изменения, перестройка экономических структур, ста­новление «информационного общества», происшедшие в индустриально развитых странах в 70-80-е годы, привели к значительному изме­нению социальной структуры, сократив традиционную социальную базу левых партий. Другим следствием явилось усиление в политической жизни консервативных политических партий, сумевших лучшим образом уловить тенденции развития общества и привлечь на свою сторону широкие слои избирателей.

 

 

КОНСЕРВАТИЗМ - (от лат.conservate - сохранять, охранять, за­ботиться о сохранении) - политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Многочисленные социальные из­менения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феода­лизма, вызвали к жизни такое явление как консерватизм. Впервые термин «консерватизм» был введен в обиход фран­цузским писателем Ф.Р.Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал «Консерватор», который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции. Консерватизм в то время означал идеологию феодально-аристократической реакции, критику идей Просвещения «справа», апологию феодальных устоев и дворянско-клерикальных привилегий.

Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII-начала XIX ве­ков были Э.Берк, С.Колридж, У,Вордсворт, Ж.де Местр и др. Э.Берк написал в 1790 году книгу «Размышления о французской революции», которая стала «Библией» консерватизма.

На раннем этапе своего развития консерватизм отражал интересы дворянских кругов, а в XIX веке, приняв во внимание ряд положений классического либерализма, стал превращаться в иде­ологическое оружие буржуазии. Самым важным вкладом в развитие ли­беральной политической и экономической философии стало укрепление консерватизмом социальной интеграции.

Традиционализм как разновидность консерватизма делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соб­людении моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и феодализму.

В ходе своего развития консерватизм приобрел ярко выраженные черты либертаризма, центральными позициями которого стали крайний антиэ­татизм, неограниченная свобода индивида. Либертаризм утверждает первенство прав индивида над интересами коллектива, недопусти­мость государственного вмешательства в экономику, рассматривает государство благосостояния лишь вариантом социализма.

Другой разновидностью консерватизма, как считают многие политологи, является неоконсерватизм. По своему подходу к решению важнейших политических и социальных вопросов очень близок к нео­либерализму

Исследование различных форм неоконсерватизма в Западной Европе и США позволил ряду политологов сделать вывод о том, что существует три его разновидности. Первая - либерально-консервативная, которая ярко выражена в Великобритании и США, где слияние либерализма и консерватизма полностью завершилось, и либерализм представляет единая партия, находящаяся на правом фланге политического спект­ра, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной ба­зой. Эта форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона.

Следующая разновидность - христианская демократия. Здесь глав­ный акцент ставится на ценности христианского морального порядка. Христианская демократия одобряет в отличие от либерального кон­серватизма государственное регулирование поведения людей, а кон­цепция органичного общества сохраняет большое влияние.

Наблюдается растущее сближение этих двух разновидностей сов­ременного консерватизма.

К третьей разновидности относится авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмеши­ваться как в экономику, так и в деятельность отдельных институ­тов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно большей степени при­сущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства. Все три разновидности консерватизма, несмотря на различия в своих идеологических нюансах и акцен­тах, должны рассматриваться как составные части целостной консервативной плеяды, имеющей ряд основных принципов, которые разделяются всеми его подразделениями. К ним отно­сятся следующие:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 216 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2198 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.