Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности российской политической культуры.

Политическое сознание.

Политическая психология.

Политическая идеология.

Политическая культура.

Особенности российской политической культуры.

 

Политическое сознание

Понимание политической жизни общества невозможно без учета и анализа духовных и социокультурных аспектов политики. Духовные основания политики неразрывно связаны с политическим сознанием.

Политическое сознание – это совокупность теоретических и обыденных идей, представлений, взглядов, знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых субъект осознает сферу политики и политическую жизнь, опосредует их отношения с политическими структурами и обосновывает их притязания на власть.

 

Уровни политического сознания:

 

а) с точки зрения субъекта:

- индивидуальное

- групповое

- массовое

 

б) по глубине отражения:

- обыденное (формируется на базе жизненного опыта и представлено в политической психологии)

- теоретическое (представленное, с одной стороны, в виде политической философии, науки, теории, доктрин и парадигм, с другой стороны, в форме политических идеологий).

 

Политическая психология

Политическая психология – совокупность политических чувств, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических интересов, а также ценностные ориентации и определенные мысли, связанные с политикой, мнения настроения, воля, особые черты характера, потребности, мотивы, традиции и другие психологические феномены, которые возникают и формируются у людей в результате социально-политических отношений и реализуются политическом поведении индивидов, социальных групп, классов, народов и нации.

 

В политической психологии выделяются:

мотивационные элементы (политические потребности, установки и чувства)

познавательные элементы (знания, информированность, интерес, убеждения)

 

Политическая идеология

Политическая идеология – это:

1) система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей, и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований;

2) теоретическое, логически упорядоченное, систематизированное политическое сознание и самосознание больших и малых социальных групп, через которое они уясняют свои политические интересы, потребности, ожидания, представления об идеалах политического мироустройства.

 

Термин «идеология» был введен французским философом и экономистом Антуаном Дестют де Транси для обозначения учения об идеях.

 

Функции политической идеологии:

- гносеологическая,

- аксиологическая,

- программно-целевая,

- футурологическая,

- интегрирующая,

- социально-организационная,

- защитная.

 

Уровни функционирования политической идеологии:

- теоретико-концептуальный;

- программно-политический;

- актуализированный.

 

Типы политических идеологий:

- либерализм и неолиберализм,

- консерватизм и неоконсерватизм,

- социал-демократизм,

- социализм и коммунизм,

- фашизм,

- национальные идеологии.

 

Либерализм.

 

Основоположники классического либерализма:

представители английской и французской политической философии и мысли XVII-XVIII веков (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Смит, Ш.-Л. Монтескье и др.).

 

Теоретическая основа классического либерализма:
- теория естественного права,

- теория гражданского общества,

- теория общественного договора.

 

Основные компоненты либерализма:

- абсолютная ценность человеческой личности и изначально (от рождения) равенство всех людей;

- неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность;

- правовое государство, принцип разделения властей, парламентаризм, независимость судебной власти, невмешательство государства в экономику, простор для личной инициативы;

- рыночная экономика: институт частной собственности, конкуренция и свобода предпринимательства;

- гражданское общество: независимость от государства, неравенство – естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, социальный прогресс.

 

В XX веке либерализм перерастает в неолиберализм.

 

Компоненты неолиберализма:

- целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка;

- расширение деятельности государства в социальной сфере;

- признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономику;

- особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в государстве принципу разделения власти;

- поддержание многообразия интересов и признание плюрализма мнений, реализуемых через - многопартийность,

и другие.

 

Консерватизм

Консерватизм как идеология возник как ответная реакция на буржуазную революцию во Франции.

 

Основоположники:

Э. Берк, Ж. де Местер, Ф. Шатобриан, Л. де Вональд, Э. Галлер и другие.

 

Основные компоненты консерватизма:

- неизменность человеческой природы и сущности;

- незыблемость института частной собственности;

- традиционализм и принцип исторической преемственности;

- глубокая религиозность как основа нравственности и порядка;

- решительное неприятие теории и практики коренной, революционной ломки существующих общественных порядков;

- законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории;

- не общество является продуктом деятельности человека, а человек – продукт жизнедеятельности общества.

 

Социалистическая идеология:

 

Ее истоки связаны с западноевропейским утопическим социализмом XV-XIX веков.

 

Основоположники:

Т. Мор, Т. Кампанелла, Г. Бабёф, Сен-Симон, Фурье, Оуэн.

 

Более глубокое обоснование идеи социализма получили в марксизме – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

 

Основные постулаты (по крайней мере, в теории):

- гуманизм,

- справедливость,

- равенство,

- важная роль общественной собственности,

- идеи самоуправления,

- неизбежность движения истории в сторону социализма (как первой стадии развития) и коммунизма.

 

Ключевые положения марксизма как идеологии связанны с тремя целями:

- социалистическая революция,

- диктатура пролетариата,

- установление общественной собственности на средства производства.

 

Идеология социал-демократизма возникла в результате раскола в конце XIX века социологического движения из-за идеологических разногласий по поводу способов завоевания политической власти и победы социализма. Сторонники плавного, эволюционного пути политического развития и достижения социализма на основе реформ, обосновали свое учение и доктрину, получившую название «социал-демократизм».

 

Его основоположники: Э. Бернштейн и К. Каутский, отказавшиеся от революционных методов борьбы и пересмотревшие радикальные положения марксизма.

 

Возникшее социал-демократическое движение в последующем оформилось в социалистический интернационал, нашедший своих сторонников в Западных странах.

 

Основные постулаты: свобода, справедливость, солидарность трудящихся.

 

Стержнем социал-демократического движения выступает концепция гуманного демократического социализма, которая отвергает «казарменный социализм», который, якобы, существовал в Советском Союзе и так называемых «странах социалистического содружества».

 

Фашизм

 

Фашизм (от итальянского – «пучок», «связка», «объединение») – праворадикальное политическое и идеологическое течение, возникшее в период кризиса капиталистического общества в 20-е – 30-е годы XX века и выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил, резко отрицающее как либерально-демократические, так и социалистические ценности.

Политические режимы, основанные на фашистской идеологии (фашистские политические режимы) являются одним из видов тоталитарных режимов.

 

Фашизм как идеология сочетает крайний национализм (нацизм), расизм (теории расового неравенства и расового превосходства), антисемитизм, идеи мирового господства, социальную демагогию.

 

Для идеологии фашизма также характерно отожествление общества с нацией, а нации – с государством. Его неотъемлемые черты – воинствующий культ насилия, милитаризация общественной жизни, диктатура, антикоммунизм, антилиберализм, национал-шовинизм и другие черты.

 

В 1920-х – 1940-х годах были известны две разновидности фашизма:

- итальянский фашизм (более мягкая форма фашизма)

- немецкий фашизм (более мягкая форма фашизма).

 

Современной формой фашизма является неофашизм, под которым понимают ряд организаций и движений праворадикального толка, в политическом и идейном отношении являющихся преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны, действующих (чаще всего, нелегально) в различных странах.

Неофашизм зародился в Италии вскоре после окончания второй мировой войны. Первой организацией такого толка стало «Итальянское социальное движение» (ИСД) («Movimento sociale italiano» - MSI), созданное уже в 1946 году, и переименованное в 1994 году в «Национальный альянс». Поскольку данное объединение отвергло крайний экстремизм и выразило готовность бороться за свои «ценности» парламентским путём, от него отмежевались радикальные (и ультрарадикальные) группировки. Среди них – «Новый порядок», «Народная борьба», «Национальный фронт», «Роза ветров», «Группа действий Геббельса», «Черный порядок», «Команда действий Муссолини» и др.

 

Неофашистские организации получили распространение и в других странах Европы – в Германии, Великобритании, Франции, Австрии и т.д. Например, в Германии (ФРГ) в 1964 была образована неофашистская Национал-демократическая партия (NPD). Специфическую разновидность неофашизма составляют организации американских «ультра» (Общество Джона Бэрча, Американская нацистская партия и др.). Некоторые из неофашистских группировок имеют международный характер, например, т.н. «Европейская рабочая партия».

 

В России в конце XX – начале XXI века в связи со сложной экономической ситуацией, неконтролируемыми миграционными процессами, неспособностью правительства противостоять неофашизму и бытовому национализму, возникло множество профашистских и полуфашистских организаций. Наиболее крупные среди них – РНЕ (Русское национальное единство), ННП (Народная национальная партия), СС (Славянский Союз), ДПНИ (Движение против нелегальной иммиграции).

В наше время неофашистское движение распалось на две части:

- традиционалистский фашизм. Для него характерна приверженность старым формам, лидерам, ценностям, выразившаяся в превозношении и «обелении» Гитлера, СС и т.п. Отличительными чертами являются: крайний национализм и расизм, антигуманизм, критика правительств с ультраправых позиций, использование насильственных методов политической борьбы, иррационализм, использование фашистской атрибутики (свастика, униформа) и ритуалов (приветствие посредством выброшенной вперед руки и др.).

- модернизаторский фашизм. В обстановке неблагоприятного для фашизма соотношения сил в сегодняшнем мире он стремится отгородиться от скомпрометировавшего себя фашизма времён второй мировой войны. Тем не менее, он сохраняет некоторые характерные черты своего предшественника: национальную идею как движущую силу развития общества, методы социальной и националистической демагогии и т.п.

 

Политическая культура

 

Политическое сознание неразрывно связано с политической культурой.

 

Политическая культура - это:

1) составная часть общей культуры человечества, формирующаяся в процесс политической жизни;

2) ценностно-нормативная система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентаций, установок, навыков, стиля массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества.

 

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер (1744-1803). В политическую же науку он был введен Г. Алмондом (1911-2002). По проблеме политической культуры Алмондом написаны книги: «Гражданская культура» (1963, в соавторстве с Сиднеем Вербой) и «Гражданская культура: пересмотр концепции» (1980, в соавторстве с Дж. Пауэллом).

 

Классическое определение политической культуры, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэллом, звучит следующим образом:

 

«Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников политической системы, субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение».

 

По мнению авторов данного определения, индивидуальные ориентации – это:

- познавательная ориентация (истинное или ложное знание о политических объектах)

- аффективная ориентация (чувство связи, ангажированности, противодействия и т.д. в отношении политических объектов)

- оценочная ориентация (суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование оценочных критериев).

 

Кроме этих ориентаций Алмонд выделил ориентации на структуры «входа» в политическую систему и «выхода» из нее, а также ориентации индивида относительного своего места в политическом процессе и возможностей политического участия.

 

В настоящее время сложились три основных направления в толковании политической культуры:

1. Сторонники Алмонда и Вербы отождествляют политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений в мире политики. В этом смысле политическая культура как бы превращается в форму психического склада, но лишенную поведенческих аспектов.

2. Сторонники С. Уайта (усматривают в политической культуре выражение нормативных требований), сторонники Дж. Плейно (усматривают в политической культуре совокупность типичных образцов поведения человека в политике). В этом подходе политико-культурные явления предстают в виде некой устойчивой, постоянно воспроизводящейся матрицы поведения человека, ориентирующей его на самые распространенные в данном обществе нормы и правила политической игры.

3. Сторонники И. Шапиро, П. Шарана, У. Розенбаума и др. (истолковывают политическую культуру как способ политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, принципов и прочих базовых воззрений в поведении).

 

Если под культурой вообще принято понимать совокупность создаваемых людьми материальных и духовных ценностей, а также способность людей эти ценности создавать и использовать, потреблять, то культура политическая, будучи частью (фрагментом) культуры общей, должна включать в себя как определенные политические ценности, так и способность людей к их созданию, усвоению и использованию.

 

Политическая культура включает в себя:

- культуру политического сознания (знания, представлении, убеждения, ценности и т.д.)

- культуру политического поведения (обычаи, традиции, нормы, формы политического участия)

- культуру функционирования политических институтов (эффективность и стабильность избирательной, партийной, государственной системы, способов разрешений политических конфликтов, практика принятии политических решений).

 

Функции политической культуры:

- интеграция

- социализация

- идентификация

- коммуникация

- политическая ориентация

и другие.

 

Политические субкультуры:

1) социально-классовые

2) этнические

3) региональные

4) религиозные

5) возрастные

6) элитарные

 

В политической науке существуют различные типологизации политической культуры. В работе «Гражданская культура» Г. Алмонд и С. Верба выделили три типа политической культуры:

- патриархальный тип. Характерные черты – ориентации на общину, род, племя, а также на вождей, шаманов; отсутствие политических знаний, опыта политического участия. Данный тип характерен для первобытных и традиционных обществ.

- подданнический тип. Характерные черты – пассивное отношение населения к политической системе; подчинение власти, покорность, отсутствие политической активности и нежелание оказывать влияние на власть.

- активистский тип (политическая культура участия). Характерные черты – активное включение в политическую жизнь индивидов, прошедших политическую социализацию; умелая артикуляция своих интересов, оказание влияния на проведение текущей политики через группы интересов, партии и выборы.

 

Однако, по мнению Алмонда, в реальности политическая культура любого общества представляет собой смесь нескольких типов политической культур. Тем не менее, в современном демократическом обществе основными чертами гражданской политической культуры выступают:

- консенсус относительно легитимности политических институтов

- терпимость по отношению к другим ценностям и интересам

- компетентность

 

Сторонники Алмонда и Вербы до последнего времени предпочитают строить иерархию мировых политических культур, ставя западную (особенно американскую) модель на первое место в качестве эталона и общечеловеческой перспективы:

- англо-американская;

- континентально-европейская;

- тоталитарная.

 

Более гибкую типологию политической культуры предложили голландские исследователи Ф. Хьюнкс и Ф. Хикспурс в середине 1990-х годов. При типологизации они учитывали такие показатели как:

- интерес индивидов к политике

- установки в отношении политической системы

- политическое доверие к государственным институтам и чиновникам

- ориентации относительно «выхода» системы

- возможности личного участия в политической жизни

 

Также в современной политологии получило распространение типология политической культуры по цивилизационному признаку:

- конфуцианско-буддийскую,

- индо-буддийскую

- исламскую

- западную

- православно-славянскую

 

Особенности российской политической культуры.

 

На формирование отечественной политической культуры оказывают существенное влияние многие объективные факторы:

- особое геополитическое положение (между Западом и Востоком)

- огромная территория (причина особых требований к жесткому стягиванию ее политических конструкций)

- этническая и конфессиональная пестрота (при доминировании русского этноса и православной религии)

- «догоняющий» тип модернизации

- традиционная закрытость общества;

- доминирование форм коллективного образа жизни (преобладание групповой справедливости над принципами индивидуальной свободы)

- неразвитость гражданского общества

- этатизм (признание приоритета государства в регуляции общественных отношений)

- персонализация государственной власти

и другие.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Россия в новой геополитической ситуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 183 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2174 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.