Античность.
Греческая философия начинается с вопрошания о первоначале («архэ»). Рождение и смерть с их первопричинами и первоистоками – основная тема периода зарождения греческой философии. Грек-философ – это и космолог, и физик, и этик. Он разыскивает одно первоначало, сославшись на которое можно разом ответить на все проблемы. Общекосмическое первоначало отыскивается в самой природе, которая понимается как космос, т.е. гармония и порядок. В этой связи, первый этап развития греческой философии ещё называют философией «физиса» (т.е. природы), натурфилософией, а также досократическим периодом
Самая первая греческая философская школа – милетская и первый полулегендарный философ – Фалес Милетский (VII-VI вв. до н.э.), считавший, что началом начал всего сущего является вода. Представителями милетской школы также являются Анаксимандр (первоначалом называл «апейрон», т.е. «беспредельное») и Анаксимен (первоначалом полагал воздух).
Следующий важный этап в становлении греческой философии связан с именем Гераклита Эфесского (VII-VI вв. до н.э.), родившегося в Ионии, в Малой Азии в городе-государстве Эфесе (территория современной Турции). Он также разрабатывает проблему первоначала, которым называет огонь, однако к этой идее он добавляет ещё идею логоса, как некого закона управляющего всем сущим. Гераклит также считается великим греческим диалектиком. Диалектика Гераклита – это фиксирование происходящих в мире изменений.
Элейская школа (Ксенофан Колофонский, Парменид, Зенон) внесла огромный вклад в разработку идеи бытия. От вопросов, которые поставил Парменид, тянутся нити ко всем последующим философским размышлениям о бытии, постепенно сформировавшим особый раздел философии, который в эпоху Нового времени получил название онтологии. Бытие согласно элейцам не имеет степеней сравнения, размеров и качеств, оно едино и неделимо.
Особое явление древнегреческой философии – это идеи Демокрита, Левкиппа и на более позднем этапе Эпикура, давшие первый на Западе исторический тип научного и философского атомизма. Атомисты связывает идею первоначала с понятием атома, т.е. мельчайшего материального неделимого (от греч. Atomos - «неделимый») первоначала.
Философская проблематика начинает расширяться с софистов - зачинателей гуманистического периода в античной философии. Доминантные темы софистики – этика, политика, религия, риторика, искусство, воспитание, т.е. всё, что мы сейчас называем культурой. Софисты разрушили образ человека дофилософской поэтической традиции, но нового так и не дали. Одни связывали его с весьма относительной чувственностью, другие как субъекта подвижных эмоций. Человек должен был найти более устойчивую почву под ногами, и эту почву ему дали Сократ и Платон.
Именно с Сократа (470/469 гг. до н. э – 399) начинается антропологический поворот в античной философии. Сократ отвергает вопросы, которыми занимались современная ему философия: о первоначале, о возникновении и строении мироздания и т.д. По Сократу решение их недоступно познанию. Философия - это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Жизнь – искусство, для совершенства в котором необходимо знание. Знание есть понятие о предмете. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического. Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диа-логос), который состоит из двух существенных моментов: «опровержения» и «майевтики».
Классический период древнегреческой философии связан с именем Платона (428/427 -347 до н.э.). Платоновское учение об «идеях» сыграет значительную роль в эволюции философии западного типа. Для объяснения бытия Платон использует понятие «идея» - некая бестелесная форма. Идеи Платон отождествил с бытием, которому противостоит небытие, отождествляемое с материей и пространством. «Чувственный мир» занимает серединное положение между материей и идеями. Достоверное познание возможно лишь о истинно сущих идеях благодаря анамнезу, т.е. воспоминанию души о мире идей, созерцаемом ею до вселения её в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное мнение. Платон, а за ним и Аристотель, внес также вклад в исследование общества и представил идею идеального государства.
Поздняя древнегреческая классика связана с именем философа и учёного-энциклопедиста Аристотеля (384-322 до н.э). Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики. Основал собственную школу, названную перипатетической (от перипатос – крытые галереи для прогулок) или Ликеем.
Эллинистический период греческой философии связан с наследием трёх основных школ: 1) киники (Диоген Синопский) – сократическая школа основной интерес, которой был сконцентрирован на проблемах этики, основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий; 2) стоиков (Зенон, Хриссип), главную задачу философии также видевших в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить нужно сообразно природе. Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа; 3) эпикурейцев (Эпикур), разрабатывавших атомистическую проблематику и проповедовавших в своей этике разумное наслаждение, уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния духа.
Средневековье.
Средневековая философия – это качественно особый этап в истории философии. Хронологические рамки средневековой философии, определяются временной протяжённостью самой эпохи Средневековья. Хотя даты эти определяют по-разному, чаще всего начало Средневековья связывают с падением Рима в 476 году, соответственно завершение Средних веков падает то на рубеж 14-15 вв.
Философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент гносеологии.
Средневековая философия может быть разделена на два важных этапа: патристику и схоластику.
Патристика (от латинского и греческого pater –отец) обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви 2-8 вв. Выдающиеся представители:Амвросий Медиоланский, Иероним, Августин Блаженны, Григорий Великий, Тертулиан.
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок.160-220 гг.) представляет радикальное «антигностическое» крыло патристики, предпочитавшее выделять в христианстве чисто религиозный полюс. Именно ему принадлежат крылатые слова “Credo, quia absurdum est ”- «Верую, даже тому, что разуму представляется абсурдным».
Наиболее крупным представителем западной патристики следует признать Аврелия Августина (Августин Блаженный) (354-430гг). Бог и свободная душа человека – две темы интересовавшие его. Основой духовной жизни он считает скорее волю, чем разум. Напряжённое звучание он придаёт теме теодицеи, считая, что зло не есть природа, а продукт свободного творчества; не сущность, а недостаток добра.
Если патристика представляла переосмысление в христианском ключе Платона и платоников, то собственно средневековая философия – схоластика (от греч.scholasticos –школьный), рождается в усвоении Аристотеля.
Два основных течения средневековой схоластики: реализм и номинализм. реализм – это учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (или универсалии), а не конкретные вещи. Представители: Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский(1225 -1274).
Номинализм (от латинского «имя») же наоборот предполагает, что общие понятия это только имена, не обладающие никаким самостоятельным существованием вне единичных вещей и образуются нашим умом путём абстрагирования признаков, общих для целого ряда явлений. Представители: Уильям Оккам (1285-1349), Иоганн Буридан (конец XIII-XIV век), Николай из Отрекура (XIV век).
Возрождение.
В странах Западной Европы огромный культурный прогресс, начавшийся в последние столетия средневекового феодализма (XIV- XVI вв.) получил название Возрождение или Ренессанс (от фр.renaissance). Эпоха Возрождения начинается в Италии в XIV в. и достигает своего расцвета к XV в, в XVI в. Возрождение становится общеевропейским явлением.
Понятие Возрождение неразрывно связано с понятием гуманизм (от лат. humanus – человечный). Гуманисты провозгласили свободу и самоценность человеческой личности, выступив против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение земных потребностей. Если средневековая мысль была теоцентрична, то мысль эпохи Возрождения становится антропоцентрична.
Философия эпохи Возрождения во многом определялась пантеизмом, что прекрасно отразил Джордано Бруно: «Природа…есть не что иное, как Бог в вещах»
Представители Возрождения: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Леонардо да Винчи (1452-1519), Николай Кузанский (1401-1464), Джордано Бруно(1548-1600) и др.
Восточная философия.
Восточная философия – чрезвычайно условное понятие, введённое в оборот западным человеком, именующим понятием «восточный» все несходные культурные традиции. Этим понятием объединяются философские течения Индии ( философскиеидеи ведизма, джайнизма, буддизма), Китая (конфуцианство, даосизм, легизм) и арабо-мусульманского мира ( средневековая арабская схоластика мутазилитов, мистический пантеизм суфиев) и т.д., которые на протяжении всей своей многовековой истории не выделились из религии и мифологии.
Философия Нового времени.
Но́вое вре́мя (или новая история) — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую.Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, «европейского мира», «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира. В одной из возможных периодизаций, Новое время - исторический период с 1640 г. (Английская революция) по 1870 г. (Франко-прусская война).
Умонастроения и философия Нового времени были сформированы благодаря Реформации (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе в XVI веке, направленное на реформирование церкви в соответствии с её первоначальными канонами. Помимо религиозных Реформация также включала в себя политические, экономические и культурные аспекты. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. В результате Реформации в христианстве появляется такое направление как протестантизм.
Проблема человека как существа божественно-природного и одновременно социального остро встала именно в эпоху Нового времени (Томас Мор, создатель «Утопии» - литературном произведении об острове, на котором находится идеальное государство, Томмазо Кампанелла с его «Городом Солнца»)
В философии Нового времени утверждается разделение бытия и сознания, что особенно характерно для философии Р.Декарта и И.Канта.
Основные философские направления:
1. Эмиризм (Фр. Бэкон, Гоббс, Юм) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и утверждающее, что всё знание основывается на опыте.
2. Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - направление в теории познания, провозглашающая разум в качестве главной формы и источником познания. В философии Лейбница нашли отражение почти все философские идеи, наработанные к тому времени в европейской философии. Его система - результат многолетнего труда по переработке основных концепций философии с древности до его времени - Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадологии. Лейбниц полагал, что если бы существовала только одна субстанция, то все вещи были бы пассивны, не обладали бы активностью. Поэтому он утверждал, что субстанций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает субстанцией. Они, т.е. вещи или субстанции, -носители силы, и эти силы являются "единицами" бытия, или монадами. Но монада - это не материальная единица бытия, а духовная субстанция, она - самостоятельная единица, способная к активности. Монада в своих первичных качествах является деятельной, нигде в мире нет пассивных вещей. Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии.
3. Философия эпохи Просвещения. Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumières, нем. Aufklärung) — эпоха духовного развития европейского общества XVII—XVIII веков, основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки.Собственно термин Просвещение пришел в русский язык, как и в английский и немецкий из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей.
4. Сенсуализм (Гольбах, Гельвеций, Гоббс) – а)философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта; б)направление в теории познания, признающее ощущение единственным источником познания.
5. Немецкая трансцендентально-критическая философия или немецкая классическая философия, или немецкий классический идеализм (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах) - этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков. Принято выделять критический идеализм Канта, субъективный идеализм Фихте, объективный идеализм Шеллинга и абсолютный идеализм Гегеля.
Иммануил Кант(1724-1804) в этом ряду особая фигура, именно с него начинается отсчёт векового существования немецкой классики. «Вопросы Канта», в которых он выразил философию в её всемирно-историческом значении (Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? сводимые по Канту к одному - Что такое человек?) определили во многом существование западно-европейской философии. Основные произведения Канта: «Критика чистого разума» посвящена вопросу о сущности знания: "Что есть знание?". Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори; «Критика практического разума» посвящена проблемам этики (проблемы соотношения свободы человека и морального закона); «Критика способности суждения» - эстетике (Способность суждения – некая опосредующая инстанция между рассудком и практическим разумом)
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) является создателем философской системы, являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой классики, но и одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма. Гегель разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного идеализма. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным
7.Исторический материализм (К.Маркс, Ф. Энгельс) применил материалистическую философию к области истории. Кроме того, Энгельсом активно использовалось понятие диалектики. Наиболее продуктивно учение Гегеля о диалектике как философском методе, применение которого направлено на преодоление разделения субъекта и объекта в познании. Однако, в отечественной традиции зачастую под диалектикой Гегеля понимают именно ее интерпретацию Энгельсом, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»: 1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей.3 закон — отрицание отрицания.
2.3. Современная философия.
Современная философия или неклассическая философия, стиль философствования, исторический тип философствования, характеризующий временной период с середины XIX века по сегодняшний день.
Основные направления:
Философия жизни» (Ницше, Шпенглер, Дильтей, Зиммель, Бергсон) – первое историческое выражение нового типа философствования, отказавшееся от претензий разума на завершающее системоосмысление мира, свойственное классике. Противопоставляет классическому рационализму иррационализм,арациональному познанию мира– интуицию.
2. Феноменология (Э. Гуссерль) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания с точки зрения его интенциональной (т.е. направленной) природы и выделение в нем сущностных, идеальных черт.
Герменевтика(от др.-греч.— искусство толкования) — направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Представители: В. Дильтей, Г.Г. Гадамер, П. Рикёр
4. Экзистенциализм, философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис сознания Нового времени, опирающегося на технический прогресс. Потому основными характеристиками человеческого бытия в экзистенциализме являются неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности, абсурда (А.Камю).
5. Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos — дело, действие), философское направление, появившееся в последние десятилетия XIX века. Основы философской концепции прагматизма были заложены Чарлзом Сандерсом Пирсом. (Представителями прагматизма также являются Дж. Дьюи, У. Джеймс). Согласно прагматизму, объективность истины как таковой отрицается, а настоящей истиной считается та, которая даёт результаты, практически полезные.
6. Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Различают классический позитивизм (Конт), эмпириокритицизм (Мах, Авенариус), неопозитивизм (Витгенштейн), постпозитивизм (Кун)
7. Философская антропология -направление в немецкоязычной философии начала ХХ века (Шелер, Плеснер, Гелен). Начало философской антропологии связано с появлением работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых специфическое отличие в способе существования человека и животных. Арнольд Гелен, развивая ряд идей М. Шелера, усматривает отличие человека от животных уже в элементарных комбинациях восприятия и движения. Человек, по А. Гелену, это «культивируемое» существо, «неспециализированное» животное».
8. Структурализм – направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на развитие семиотики. Структурализм вырос из структурной лингвистики, основы которой заложил Фердинанд де Соссюр. Основные представители: Клод Леви-Строс (антропология),Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Лакан (психоанализ).
9. Постмодернизм (лат. post — «после», фр. moderne — «новейший», «современный»), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века Постмодернистское умонастроение несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности..., такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение...» Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Ж. Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура.
Русская философия.
Русская философия — обобщающее название философских концепций русских мыслителей второй половины 19 — начала 20 веков. Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России — высылку большевиками в 1922 последних представителей дореволюционной философской школы. Однако, в эволюции русской философии необходимо учитывать и самые ранние формы русской философской мысли, проявившейся ещё на заре средневековья (Митрополит Илларион «Слово о законе и благодати»).
По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).
Основные направления русской философии:
1. Историческая философия П.Я.Чаадаева;
2. Философия западников — сложившегося в 1830-х—1850-х направления русской общественной и философской мысли, представители которого, в отличие от почвенников, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России. Особенности культурного, бытового и общественно-политического уклада России рассматривались западниками как следствие задержек и отставания в развитии. Западники полагали, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы ( А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский) и славянофилов — направления, сложившегося в 1830-е—1850-е, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству. Сторонники славянофильства верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. Н. Островский, братья К. С. и И. С. Аксаковы)
3. Философия Достоевского;
4. Философия Толстого. С точки зрения русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли бога, а воля бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Чтобы спасти себя, свою душу от тлена, чтобы придать жизни смысл, который не обессмысливается смертью, человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда, в том числе и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием - основа жизнеучения Толстого.
5. Революционно-демократическая философия — Н. Г. Чернышевского, Н. К. Михайловского, М. А. Бакунина («Государственность и анархия») П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, П. А. Кропоткина, марксиста Г. В. Плеханова.
6. Философия В. С. Соловьёва. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.
7. Русская религиозная философия — С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского;
8. Философия космизма В. И. Вернадского (Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом ), К. Э. Циолковского (Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной), Н.Ф. Фёдорова («философия общего дела»: глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков – «патрофикация отцов». Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства).
Философия В. В.Розанова - русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых, мозаичных русских философов рубежа 19-20 веков. Его творчество, отмечено богоискательством, которое проявилось на разных творческих этапах в разных формах, иногда противоречащих друг другу: языческие мотивы материнского и эротического культов, иудаизм и возвращение к православным ценностям на поздних этапах творчества, о чём свидетельствуют следующие слова Розанова - «Без молитвы совершенно жить нельзя. Без молитвы – безумие и ужас».
Социальная философия
Аристотель – как и Платонсделал ключом к анализу общества государство, с позиций которого рассматривались человек и его жизнь, нравственность и искусство.
Базис – понятие, введённое К.Марксом и обозначающее главный структурный компонент общественно-экономической формации - совокупность господствующих в данной формации экономических (не технололгических) отношений (производства, обмена, распределения и потребления), характеризующихся формами собственности на основные средства производства: общинная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая и общественная – коммунистическая, когда все члены общества поставлены в равное отношение к основным средствам производства (земля и её недра, фабрики и заводы, линии элекропередач, основные средства транспорта и связи и т.п.). Маркс обосновал закон определяющей роли базиса по отношению к надстройке, закон соответствия надстройки базису, закон относительной самостоятельности элементов надстройки по отношению к базису.
Возвышения потребностей закон – выражает объективную, внутренне присущую процессу производства существенную тенденцию возрастания материально-физических потребностей людей по мере их удовлетворения, и обусловленное этим расширение производства и совершенствование материально-производственной культуры.
Гегель – разграничивал государство и гражданское общество. Последнее он определял как систему зависимостей людей – систему экономических отношений, с целью их материального обеспечения. Сущность истории он видел в обеспечении реализации человеческой свободы в области духа, сознания. Его идея объективной закономерности в истории, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, получила выражение в учении о «хитрости мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.
Географический детерминизм -философское течение представители которого (Ш.Монтескье во Франции XVIII в., Л.И.Мечников в России XIX в.) пытались обосновать идею определяющей роли природных условий, географической среды, климата в отношении формы общества, государственного устройства, образа жизни людей, направления развития общества.
Глобальные проблемы современности – это комплекс общепланетарных проблем, затрагивающих как мир, его регионы, страны в целом, так и интересы каждого отдельного человека: проблема создания ненасильственного безъядерного мира, ликвидация всех форм угнетения, дискриминации, неравенства, расизма, апартеида; проблема ликвидации отсталости государств Азии, Африки, Латинской Америки; проблема восстановления экологического равновесия Земли, (необходимость рационального использования минерально-сырьевых, земельных, водных и др. природных ресурсов и их восполнения; необходимость предотвращения загрязнения жизненной среды); проблемы народонаселения (демографические) Земли (регулирование рождаемости и борьбы с наиболее распространёнными заболеваниями, предотвращения физического вырождения людей, связанного с ослаблением иммунитета, распространением СПИДа, усугубляемого алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, вероятностью размножения искусственных мутантов; ликвидации нищеты, неграмотности, обеспечения всех людей хорошим жильём, занятостью и безопасным продовольствием, регулирование роста городов). Основные признаки: планетарный масштаб; возможности решения только совместными усилиями всего человечества; комплексность взаимосвязанность их, острота и динамизм. Факторы детерминации (обусловленности) их: колоссальное возрастание масштабов мирохозяйственной деятельности и использования технических средств воздействия человечества на природу; стихийность и неравномерность общественного развития, анархия (неплановость) производства, погоня корпораций собственников за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества, неравноправные экономические отношения между развитыми и развивающими странами, а также несоответствие побудительных мотивов деятельности (политического и нравственного сознания) социальным, экологическим и демографическим императивам эпохи.
Гоббс Т. – в XVII веке,не отказываясь от признания определяющей роли государства в обществе, показал, что истоки государства коренятся не в нём самом, а в «естественных и общественных состояниях» людей.
Государство – основанная на праве и законе форма организации жизни людей (индивидов, народов, наций), главный аппарат управления страной (обществом) и сама страна.
Гуманизм – важнейший принцип в развитии человеческой цивилизации. Французские просветители XVIII в. Монтескьё, Руссо, Вольтер, давшие гуманитарную интерпретацию цивилизации, связывали гуманизм с господством разума, справедливости, социальной гармонии. В поисках выхода из системного кризиса современной техногенной цивилизации многие мыслители делают акцент на необходимости возрождения принципов гуманизма. Эрих Фромм писал ещё в ХХ веке: «Одно из двух: или западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой которого является наиболее полное развитие человечности, а не труд или производство, или же запад погибнет, как и многие другие великие цивилизации».
Гумилёв Л.Н. – (1912-11992) русский мыслитель, разработавший теорию пассионарных (страсть, увлечение) личностей и этносов, характеризующихся необоримым внутренним стремлением к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением среды.
Данилевский Н.Я. – русский философ и естествоиспытатель, взгляды которого примыкают к теории исторического круговорота. В основе его доктрины лежала идея обособленных локальных культурно-исторических типов» (Цивилизаций). Взаимоотношения между ними описывал биологизаторски: как все биологические виды они проходят стадиирождения, возмужания, одряхления и неизбежной гибели. Качественно новым, перспективным типом он считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе, и обосновывал идею мессианской роли российской культуры.
Деятельность – понятие, обозначающее любое проявление социальной активности субъекта, его упорядоченные, организованные осознанные поступки, действия по созданию чего-либо. Деятельность людей – субъектно-объектное взаимодействие, отличается свойством адаптивно-адаптирующей (приспособительно-приспосабливающей), целенаправленной, целесообразной, конструктивно-творческой, планируемой, управляемой системы. Практическая деятельность – изменение природной и социальной действительности. Духовная – воспроизводство сознания и мировоззрения субъектов общества, создание произведений художественного творчества, развитие научных знаний, нравственной и религиозной активности, в процессах воспитания и образования. Последние, а также деятельность системы здравоохранения называют ещё гуманитарной деятельностью. Внутренняя структура деятельности включает: потребности, интересы, цели, средства и результат.
Диалектика общественной жизни – включает в себя взаимодействие природного и социального, объективного и субъективного, общества и личности, уровней и сфер жизни общества.
Диалектика общественного развития – определяется многообразными источниками и движущими силами, закрепляется в формационном, историческом, социокультурном, цивилизационном и других процессах. Она являет механизм развития обществ и направленность исторического процесса. Первоисточник развития социальной системы составляет разрешение диалектического противоречия между потребностями людей и способами их удовлетворения.
Динамический аспект рассмотрения общества – связан с исследованием способов разрешения противоречий в обществе, раскрытием источников и постоянно действующих факторов его развития и совершенствования.
Законы социального развития – объективные факторы сохранения целостности социальных систем, реализующиеся в деятельности людей. Это законы, определяющие прогресс общества; законы, воздействующие на регрессивность социального развития; законы, действие которых не определяет прогрессивную или регрессивную направленность исторического процесса. История – это «деятельность преследующего свои цели человека» (К.Маркс, Ф.Энгельс).
Культурологические концепции истории – Н.Я.Данилевский (1822-1885) с позиций биологической методологии разработал теорию культурно-исторических типов. В соответствии с ней всемирная история не образует реального смыслового целого. Основная реальная и самодовлеющая единица истории – обособленный локальный культурно-исторический тип, развивающийся подобно биологическим организмам. Смена данных типов составляет суть человеческой истории. Анлогичные идеи высказывал К.Н. Леонтьев, О. Шпенглер.
Конец истории – в это понятие вкладывается несколько смысловых значений: реализация смысла истории, его полная объективация; свершение апокалиптических пророчеств; достижение некоего стабильного состояния общества – «общества потребления», «общества всеобщего благоденствия». Популярная ныне на Западе идея апокалиптического конца, крушения, катастрофы, заката истории и культуры связывается с устаревшим общественным строем, со старой системой организации экономики, с изжившей системой ценностей и, в целом, со всей культурой западной цивилизации.
Конт О. – французский мыслительXIX в. В своих основах «позитивной» философии и социологии раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определённость целостной системы, социального организма взаимодействующих индивидов.
Коэволюции концепция – альтернативная парадигма развития цивилизации в XXI веке, обосновывающая идею восстановления гармонии общества и биосферы на основе признания природы в качестве одной из высших ценностей и устранения утилитарно-потребительского отношения к ней.
Кризис цивилизации - - это системный кризис основных форм жизнедеятельности индустриально-технологической цивилизации, кризис современного человека вообще, способа его самореализации (антропологический кризис), кризис культуры и картины мира, основанной на прагматической установке человека, т.е. с точки зрения его полезности, практической значимости и абсолютной безответственности за свои действия в отношения окружающей природной и социальной среда, а также – в отношении себя как личности.
Маркс К. – (1818-1883) сформулировав принципы материалистического понимания истории, пришёл к выводу о том, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает систему связей и отношений индивидов друг к другу. Носителями и сторонами его выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты (государство, политические партии, религиозные и другие общественные объединения). Заглавная роль в закономерном развитии общества принадлежит экономике. Сущность истории – в обеспечении процесса перехода человека «из царства необходимости в царство свободы», где «свобода каждого является обязательным условием свободы всех».
Материалистическое понимание истории – основано на гегелевской диалектике и изложено в программном сочинении К.Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистической партии», а также в «К критике политической экономии. Предисловие» и «Капитале» К.Маркса. Центральная идея его – к изменению исторических условий ведёт не политическое или духовное развитие людей, а их материально-производственная деятельность. Источником развития исторического процесса является противоречие способа производства: между производительными силами и производственными (экономическими) отношениями. Цель истории состоит в поэтапном приближении свободы, в первую очередь в сфере экономики. Эти качественно различные этапы, названные Марксом общественно-экономическими формациями, по мере накапливания количественных изменений и обострения внутренних противоречий, закономерно сменяя друг друга, образуют единую цепь мирового исторического процесса. Основанная на материалистическом понимании истории наука получила наименование исторического материализма.
Медицина здоровья – валеология, идущая на смену медицине болезней (клинической), основанной на «защитно-оборонительных» принципах, практическая медицина, связанная с созданием самого здоровья и достижением активного долголетия людей.
Мечников Л.И. – ( 1838-1888) русский географ и социолог, сторонник географического детерминизма, полагал, что развитие общества определяется физико-географической средой, прежде всего, гидросферой, противник расизма. Хронологически первыми были, по его мнению, речные цивилизации (вдоль рек Хуанхэ, Янцзы, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Нила. Критерием социального прогресса считал возрастание солидарности и свободы общества. Оно развивается от угнетения к анархии.
Вслед за Ш.Монтескье полагал, что жаркий климат не является условием прогресса общества. Таковым может быть только умеренный.
Мирового разума теория - В учении Гегеля источником развития общества был назван внутренне противоречивый мировой разум, развитие которого составляет содержание мировой истории. Просветители XVIII в. также ставили модель общества и культуры в зависимость от разума, но не мирового, а субъективного - идей и теорий, создаваемых критически мыслящими людьми, становящимися затем героями. В ХХ в. А.Тойнби доказывал, что источником развития цивилизации является «творческое меньшинство», возглавляемое великой личностью, лидером.
Надстройка – категория исторического материализма, обозначающая один из основных элементов общественно-экономической формации, включающий исторически определённую совокупность идеологических отношений, регулирующих их общественных организаций, институтов, учреждений и форм общественного сознания, определяемых в основном экономическим базисом, но обладающих относительной самостоятельностью и способных оказывать активное воздействие на него (например, через институты политики и права, через средства идеологического воздействия).
Народ - преимущественно социальная форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением. По мнению К.Ясперса, народ – это усреднённая безличностная масса, противостоящая личности.
Натуралистическая концепция истории – социалбиологизм (Г.Спенсер-XIX в.) или социальный органицизм (А. Шефффле – XIX в.) и социальный дарвинизм или неоэволюционизм (неодарвинизм, культурный материализм, эволюционный функционализм), а также социальный механицизм (Л.А.Кеттле - XIX в., В.Парето – XX в. Ряд мыслителей В.Вундт, Г.Мюнмтенберг, В.Дильтей усматривали сущность истории в психике людей, определяющих ход истории.
Нация - этносоциальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями.
Неотомизм -современная теологическая концепция истории, в которой традиционные для христианства идеи провиденциализма и «конца истории» дополняются актуальными идеями о вечных ценностях, среди которых и ценность мировой истории в виде расширения свободы человека.
Общественно-экономическая формация – понятие, введённое К.Марксом, обозначает совокупность объективно устойчивых экономических отношений (базис формации), идеологических (политических, правовых, нравственных, религиозных и т.п.) отношений, учреждений, организаций, форм общественного сознания (надстройка), возникающих на основе господствующего в данную эпоху способа производства. Соответственно способам производства названы и ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Их последовательная и закономерная смена составляет содержание исторического процесса.
Общество – это обособившаяся от природы, часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей, производящей и воспроизводящей социальные процессы и самого человека как личность. В широком плане это понятие фиксирует общие сущностные черты коллективной формы жизнедеятельности людей (народ, нация, социальная группа, социальный касс). В узком смысле раскрывает факт существования конкретного сообщества людей. Специфическим признаком общества является его самодостаточность – способность собственным функционированием создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности.
Общественные отношения – связи между субъектами (субъектно-субъектное взаимодействие) по поводу объектов. Материальные отношения – не зависящие от сознания людей, связи по поводу воспроизводства человека как физического существа и производственные (экономические, финансово-хозяйственные) образуют первый уровень жизни общества – «экономический базис» (К.Маркс). Идеологические отношения (надстроечные) – форма внеэкономической связи людей, создаваемой на основе идей (политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических), способности человека осознавать и управлять социальными процессами. Их невозможно зафиксировать эмпирически, они невидимы, неосязаемы, как бы идеальны. Но косвенно они даны человеку (объективированы) в материальных и духовных благах, в поступках людей, в языке, в способах организации и социальных институтах.
Плеханов Г.В. – русский марксист, отдававший приоритет в истории роли выдающейся личности, которая видит дальше других, хочет сильнее других.
Прогресс общественный – поступательное движение общества от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности.
Регресс общественный – деструктивное социальное развитие с утратами и лишениями, характерными для всего социума.
Производительные силы – один из главных элементов способа производства, включающий средства производства (техника), предметы труда (земля и её недра и др.) и непосредственного производителя. К.Маркс говорил о постепенном превращении науки в непосредственную производительную силу, имея в виду возрастание роли онаученной техники и высококвалифицированного производителя.
Производственные отношения – в историческом материализме – это совокупность экономических отношений, в структуру которых входят отношения производства – формы собственности, отношения обмена, отношения распределения и отношения потребления. Ведущей выступает форма собственности (общественная, частная ), от которой зависят формы обмена (натуральный, бартерный, рыночный), формы распределения (размеры и способы получения произведённого богатства) и формы потребления (например, в виде прибыли или заработной платы).
Русская идея – традиционная, свойственная российскому менталитету идея соборности, коллективности, братской солидарности и взаимопомощи
Система - упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определённую целостность, свойства которой несводимы к свойствам составляющих её элементов, частей этой целостности.
Смит А. – в XVIII в. увидел границу между обществом и государством. Общество он представлял трудовым и меновым союзом людей, связанных между собой разделением труда, что является единственным способом удовлетворения многообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы власти и управления в обществе.
Сорокин Питирим – американский социолог, исходивший из примата сознания, духовного фактора по отношению к материальным в общественной жизни, первенства культурных систем по отношению к социальным. В основе его схемы исторического развития лежит «социокультурная суперсистема». Исторический процесс он рассматривает как волнообразных движений, своего рода движений по синусоиде. Общество, достигая границ одной «суперсистемы», поворачивает назад и достигает предела в другой «суперсистеме».Далее всё повторяется. П. Сорокин сравнивает историю с мелодией, которую оркестр исполняет постоянно, но каждый раз в новой оранжировке.
Социальная среда – «техносфера», «антропосфера», сфера общественных взаимодействий.
Социальное время – длительность исторических событий, интенсивность протекания социальных процессов.
Социальное пространство – сфера организованной человеческой деятельности, в которой каждый конкретный социальный субъект находится в определённом отношении не только с природными, но и социальными явлениями, друг с другом.
Социум – организованная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нём.
Способ производства - в историческом материализме – это фундамент общественно-экономической формации. В структуру его входят производительные силы и производственные отношения. К.Маркс открыт закон соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил, согласно которому любой способ производства благополучно существует лишь до тех пор, пока имеет место это соответствие. Когда же производственные отношения (более консервативный элемент системы) вступают в противоречие со стремительно развивающимися производительными силами – это вызывает обострение всех противоречий в способе производства и во всей системе общественно-экономической формации. Концентрированным выражением этих противоречий является классовая борьба, через которую и реализуется объективная необходимость качественного изменения существующего способа производства, а вместе с ним и всей общественно-экономической формации.
Стержневые мировоззренческие идеи, в которых разочаровалось человечество – это вера во всемогущество науки и техники и в возможность построения справедливого общества.
Структурный аспект исследования общества - связан с установлением элементного состава (сферы жизни общества, уровни жизни)и субстратности, с изучением подсистем общества в отдельности как самостоятельных единиц
Субъект истории – среди главных творцов истории называютличность, отдельные социальные общности, элиту общества, классы, народ. У М.Штирнера –это абсолютное «Я», у Ф.Ницше –«сверхчеловек», у Т.Карлейля – «великие личности», у В.Парето и Г.Моски – творческая элита.у Дж. Бернхема и Г.Лассуэла – «технократическая или управленческая элита».
Теологические концепции истории – одна из наиболее значительных - концепция Августина Блаженного (354-430), согласно которой история человечества пролегает между двумя катастрофическими событиями: грехопадением Адама и Евы и Страшным Судом. Всё происходящее между этими событиями, не случайно, а служит Божественному замыслу – наказанию человечества за первородный грех, испытание его способности сопротивляться злу и его воли к добру. Неотомизм (ХХ в.) рассматривая историю в духе идей провиденциализма (предопределённости) всё – таки допускает свободу человека как ценность мировой истории.
Техногенная цивилизация – это возникшая в эпоху становления раннего капитализма в Европе цивилизация, характеризующаяся стремительным развитием индустриального производства, науки и техники (имеет место фетишизация техники), выдвижением на первый план человеческой активности, практицизма, расчётливости и индивидуализма. Ныне она подошла к кризисному состоянию, которое имеет экологическое, демографическое, военно-стратегическое измерение. Социальный аспект кризиса характеризуется размыванием основ техногенной цивилизации, её субъективно - человеческого измерения, утратой смысла жизни, обессмысливанием мотивов, целей деятельности. Выход из возникшего системного кризиса техногенной цивилизации предполагает поиск альтернативных моделей развития человечества. Всё больше приверженцев появляется у идеи «планетарной цивилизации» (Н. Моисеев, Г. Дилигенский), имеющей принципиально иную материальную основу, экологически безопасной и ресурсоэкономичной, руководствующейся принципами глобального гуманизма (всечеловеческой духовности), коэволюции общества и природы, и расширенной глобальной ответственности человекачества.
Тойнби А. – английский историк(1889-1975), считавший себя противником Маркса, всё же как и он квалифицировал общество как систему отношений, имеющих надличностный характер, и поддерживающихся с помощью социальных институтов. В своём 12-томном «Исследовании истории» обосновывает идею истории как историю возникновения, развития, исчезновения различных замкнутых цивилизаций, не оказывавших существенного развития друг на друга. Движущей силой их развития является творческое начало – духовная элита. Народные массы – это «инертное большинство», лишённое собственного разума и воли к созиданию.
Философия глобальных проблем – пока ещё не сложившиеся в стройное учение глобалистские идеи, концепции, касающиеся исследования причин, источников и способов решения глобальных проблем современности. Наиболее известные авторы: А.Печчеи, Л.Браун, Д.Медоуз, Э. Пестель, Г.Кан, Дж.Форрестер делают акцент на совершенствовании «человеческих качеств», ориентированных на будущий миропорядок. М.Месарович предложил создание новых транснациональных политических и экономических структур вплоть до мирового правительства, призванного координировать процессы социально-экономического и научного развития в глобальном масштабе. Л.Браун предложил создать экологически сбалансированную глобальную экономическую систему осуществить глобальную демографическую стабилизацию. Очевидно, что решение глобальных проблем современности требует комплексного подхода при разработке и реализации межгосударственной, региональной и глобальной стратегии.
Философия истории – область философского знания, охватывающая онтологические вопросы исторического процесса, философское истолкование и оценку истории. Основными вопросами её традиционно были: вопросы о смысле и направлении исторического процесса, начале и конце истории, проблемы выделения внутри истории ступеней, фаз, эпох, специфики исторического знания, соотношения природы и истории, свободы и необходимости в историческом творчестве.
Философия преодоления кризиса – общая идея конкретных мер по преодолению кризиса современной цивилизации, по сохранению окружающей среды, по изменению самого человека в направлении духовного самосовершенствования.
Философская вера -понятие К.Ясперса, использованное им для обоснования идеи единства человечества. Оно обозначает духовное преображение человечества, обнаружившего в «осевое время» (VII-Vвв. до н. э.) своё бессилие перед последними вопросами бытия: смертности и конечности, хрупкости своего существования.
Функциональный анализ общества – установление механизмов взаимодействия элементов общества, поддерживающих его целостность.
Футурология – область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Американские футурологи Дж. Нэсбит, П.Эбурдин в работе «Метатенденции 2000» назвали в качестве важнейших тенденций XXI в.: 1)Глобальный экономический бум; 2) Возрождение искусств; 3) Возникновение рыночного социализма; 4) Универсальный образ жизни в мире в сочетании с культурным национализмом; 5) Возрождение тихоокеанского региона; 6)Приход женщин на руководящие посты; 7) Расцвет биологии; 8) Новое религиозное возрождение; 9) Триумф индивида.
Хилиазм – одна из теологических концепций истории, основанная на вере в «тысячелетнее царство» Бога и праведников на Земле как воплощение в истории человечества мистически понятого идеала справедливости. И.Флорский, Т. Мюнцер.
Цель истории - по мнению автора (ХХ в.) одного из фундаментальнейших трудов о смысле и назначении истории К.Ясперса – это гуманизация человека, свобода и сознание свободы, величие человека, творчество духа, привнесение культуры в общественную жизнь, открытие бытия в его глубинах, открытие божества. Исторический материализм обосновывает идею освобождения человека от гнёта и эксплуатации, от всех форм отчуждения, от господства стихии (природной и социальной) как главную цель истории.
Цивилизационный подход - одно из методологических средств исследования, описания и понимания истории, в соответствии с которым всемирная история предстаёт в «горизонтальном срезе» как одновременное существование различных по характеру цивилизаций, претерпевающих определённые циклы в своём развитии от зарождения до гибели. В соответствии с цивилизационным подходом в науке выделяют цивилизации традиционалистского и техногенного типа.
Цивилизация – термин введён в оборот Мирабо в 1756 г.Французские просветители так обозначали общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. этим понятием обозначали капитализм в целом. А.Тойнби и П.Сорокин определяли Ц. Как определённую ступень в развитии культуры отдельных народов в целом, характер которой определяется господствующими производственными отношениями. Г.Морган и Ф.Энгельс вкладывали в это понятие этап общественного развития, следующий за варварством и характеризующийся образованием классов, государства и возникновением письменности. К.Ясперс использовал понятие «цивилизации» как характеристику целостности всех культур, подчёркивая их человеческое единство, ценность, общечеловеческий характер. О.Шпенглер трактовал Ц. как конечный момент в развитии культуры к-то народа или региона, к-то области человеческой деятельности. Г.Дилигенский определяет Ц. как определённую реальность – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственных и временных границах. Главное – Ц. обозначает достижения человечества, обеспечивающие его прогресс – восхождение от дикости к варварству и затем – к собственно человеческим формам жизни. Понятие цивилизации не всегда соединимо с понятием культуры. В условиях нисходящего развития Ц. пути Ц. и культуры, как правило, расходятся.
Швейцер А. – (1875-1965) врач, мыслитель, гуманист, разработавший концепцию «благоговения перед жизнью», означающее «любовь к жизни, которая хочет жить среди той жизни, которая хочет жить». Целью благоговения перед жизнью является создание ценностей и содействие материальному развитию и духовному совершенствованию человека и человечества.
Шпенглер О. - (1880- 1936) всю историю человечества разбил на ряд обособленных, двигающихся по собственному пути, потоков, содержание которых составляет движение параллельно развивающихся, замкнутых друг от друга миров, называемых культурами. Каждая культура подобно живому организму, родившись из хаоса бытия, осуществляет заложенные в неё возможности религии, науки, искусства. Единой истории у человечества нет.
Экологическая психология – любовь к природе, ко всему живому, биофилия (Э.Фромм).
Экологическое правосознание – осознание юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическая защита её.
Экологическое научное сознание – включает 1) научную картину мира; 2) системный подход, позволяющий видеть мир во взаимодействии и целостности; 3) принцип универсального эволюционизма; 4)Современные концепции и теории типа синергетики, учения о «феномене человека П.Тейяра де Шардена, а также теорию биосферы и ноосферы В.И.Вернадского.
Этика жизни -духовная традиция, связанная в России с именами Н.И.Пирогова, Н.Ф.Фёдорова, П.А.Кропоткина, Н.К.Рериха, К.Э.Циолковского, Д.П.Филатова, А.А.Любищева. Один из постулатов её - борьба со смертью за жизнь, ценностное отношение к жизни вообще, к биосфере, принятие жизни как благодати.
Ясперс К. - Немецкий философ-экзистенциалист, посвятивший философии истории свой труд «Смысл и назначение истории». Он называет три последовательно сменяющих друг друга больших исторических периода: доисторию, историю и мировую историю. Последняя, начинающаяся в наши дни глобального единения мира и человечества, есть универсальная история. К.Ясперс обосновывает идею единства истории на основе общей для всех «философской веры», позволяющей человечеству перейти от конфронтации и вражды к «экзистенциальной коммуникации» - подлинно человеческому способу взаимодействия.
________ ‒ это философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой»: И.А. Ильин
__________ функция философии базируется на её способности в союзе с наукой предсказывать общий ход развития бытия: Прогностическая
___________ – это выдающийся деятель Возрождения, автор сочинения «Похвала глупости»: Э. Роттердамский
«Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе...: первичных влечений с целью получения удовольствия
«Бритва Оккама» отражает содержание принципа: «не следует умножать сущности сверх необходимого» Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 8072 | Нарушение авторских прав Лучшие изречения: Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...