Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Неандертальцы и кроманьонцы.




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 3

Глава 1 Зарождение жизни 5

1:1 Неандертальцы и кроманьёнцы 5

1:2 Тавры, элинны и скифы 8

1:3 Готы, гунны и монголы 12

Глава 2 Страницы прошлого и настоящего 16

2:1 Карасубазар во времена Крымского ханства 16

Заключение_____________________________________________________________

Список использованной литературы_________________________________________

 

ВВЕДЕНИЕ

Город Белогорск, расположенный в 42 км от Симферополя – один из самых древних городов Крымского полуострова, административный центр крупного сельскохозяйственного района.

Город не один раз являлся столицей полуострова. Первый раз в XIII в., после землетрясения, разрушившего г. Солхат (современный Старый Крым), а так же в последний раз - в 1783-1784 гг. после присоединения Крыма к России.

Территория была заселена с давних времен. В урочище Белая Скала исследованы стоянки эпохи раннего палеолита; выявлено несколько неолитических поселений (4 тыс. до н.э.), два поселения бронзового века (3 тыс. до н.э.), свыше 20 курганов и т.п.

Первое письменное упоминание о нем относится к XIII в. Прежнее название города (до 1944 г.) – Карасубазар, что означает Базар на Черной речке.

Находясь в выгодном, географическом положении, Карасубазар, наряду с Солхатом (Старым Крымом), в средние века был важным торговым пунктом. В центральной части города (район рынка) сохранились до наших дней остатки большого средневекового караван-сарая Таш-Хана («Каменный дворец»).

В Крымском ханстве Карасубазар был главным городом отдельного каймаканства и находился под управлением калга-султана. В 1634-1675 гг. город четырежды брали штурмом запорожские казаки.

В 1736 г., когда Миних сжег Бахчисарай, хан перенес свою резиденцию в Карасубазар, но через год и этот город был занят русскими войсками генерала Дугласа и разорен. Последний раз российские войска захватили Карасубазар в 1777 году. После присоединения Крыма к России князь Г. А. Потемкин вызвал сюда, в Карасубазар, татарских беев и мурз, чтобы те присягнули на верность императрице. Крымское ханство перестало существовать.

Спустя 100 лет, а точнее 10 апреля 1883 года, в одной из газет, журналист и общественный крымскотатарский деятель Исмаил Гаспринский писал: «8 апреля – кончилось одно и началось другое столетие, как Крым был присоединён к России. Ровно сто лет назад, 8 апреля 1783 года, маленькое ханство, измученное беспорядками и кровопролитиями, сделалось частью величайшей империи мира и получило успокоение под покровительством могучей власти и охраной справедливых законов».

Главная достопримечательность окрестностей Белогорска – Ак – Кая («Белая скала»), которая неприступной силой высится в 5 км от города. Высота скалы над местностью – более 100 м, над уровнем моря - 325 м.

Ак-Кая – сосредоточение палеолитических памятников: у ее подножия на небольшой площади исследовано около двадцати стоянок и поселений первобытного человека, а также много скифских памятников.

Целью данной курсовой работы является изучение истории Белогорска.

 

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ

Неандертальцы и кроманьонцы.

В Крымских горах было множество пещер, гротов и скальных навесов, удобных для устройства стоянок. Мягкий климат, множество диких животных и богатая разнообразная растительность, создавали благоприятные условия для обитания первобытного человека.

Люди – неандертальцы – обжили обрывистые склоны Внутренней гряды уже 100 тысяч лет назад. Почти все стоянки того времени расположены в гротах или под скальными навесами.

Неандертальцы свое название получили от долины Неандерталь близ Дюссельдорфа в Германии, где в 1856 г. впервые были найдены соответствующие останки. Классические неандертальцы были невысокого, 155-165 см, роста. Они обладали чрезвычайно мощным телосложением и развитой мускулатурой.

В эпоху мустъе в качестве сырья для изготовления орудий почти повсеместно использовался кремень.

Основой хозяйства неандертальцев была охота. Вооруженные камнями, палками и, иногда, копьями с кремневыми наконечниками, они могли рассчитывать на успех лишь действуя совместно. Судя по находкам костей в культурных слоях стоянок, чаще и успешней всего охотились на мамонтов и различных стадных копытных. Вероятно, их загоняли в узкие ущелья или на обрывы, которыми изобилуют крымские предгорья, лишали тем самым подвижности и убивали.[1]

Определенную роль в рационе неандертальцев играли продукты собирательства, съедобные растения. Однако этот вид деятельности практически неуловим археологически, поэтому о нем приходится говорить только предположительно.

Неандертальцы были первыми в длинном ряду предков современных людей, кто начал преднамеренно закапывать покойников в землю.

40 тысяч лет назад неандертальцев сменили кроманьонцы. Их численность их была настолько высокой, что ученые даже выделили территорию Белогорского района в отдельную Аккайскую культуру. Самые изученные стоянки эпохи мустье (100-40 гыс. лет до н.э.): в долине реки Зуя (грот Киик-коба), у села Вишенное (стоянка «Сары-Кая»), на плато Ак-Кая (Белая скала), возле села Пролом на реке Бурульча (грот Буран-Кая), на Караби-яйле (пещера Аджи-Коба).[2]

В каменном веке эти места были плотно заселены людьми. Жилища свои они строили из жердей и крупных костей мамонтов, обтянутых шкурами. Если жилище устраивались в гротах, то напротив входа сооружалась стена из камней.

В Крыму в доисторические времена обитали мамонты, носороги, северные олени, медведи, песцы, антилопы-сайги, дикие лошади, ослы, белые куропатки, в реках водились лосось и щука, на поверхности земли были кремниевые месторождения, служившие первобытному человеку сырьем для изготовления орудий, необходимых для жизни.

Орудия груда были из кремня и кости. Ими разделывали животных, обрабатывали дерево, шили одежду. Были даже кухонные приборы - лопатки из ребер животных. Обязательным атрибутом стоянок был огонь: климат был холодный. Из деревьев преобладали береза и сосна, но травянистых растений было в 7 раз больше.

Главным предметом охоты были мамонт и сайга, а также лошадь, зубр, осел, олень. Охотились с помощью каменных шаров размером с яблоко. Их связывали по два-три на конце веревки или кожаного ремня. Охотник раскручивал шары над головой, а затем с силой метал в цель. Шары не столько ранили, сколько обвивались вокруг ног животного, мешая бегу.

Люди собирали нежесткие и неядовитые коренья, грибы, ягоды, дикорастущие плоды, моллюски, занимались рыболовством. Одеждой являлись шкуры быка, оленя, антилопы, пещерного медведя, волка, бобра, лисицы, зайца. На стоянках найдены палеолитические кремневые орудия: остроконечники, скребла-ножи, рубильцы. Впоследствии мамонты, бизоны и шерстистые носороги исчезли, а северные олени с потеплением ушли из Крыма. Крупные общины первобытных охотников распались на мелкие, расселившиеся по долинам рек.

В те времена люди не только охотились на диких животных, но и разводили домашних: коз, овец. Уровень развития общества был достаточно высок: уже тогда существовал обычай класть цветы на могилу умерших. Это подтверждают открытые археологами захоронения в гротах Киик-коба (долина р. Зуя) и Красная балка (у скалы Ак-кая).

 

 

Тавры, эллины и скифы

 

На смену каменному веку приходит бронзовый. В это время на плато Караби и соседних горных склонах появляется народ, который древние греки назвали тавры. Письменности они не имели, и сведения о них историки черпают из сочинений античных авторов. Греки характеризовали тавров как горцев-кочевников. «Они живут грабежом и разбоем. Приносят жертву своей богине Деве...» (Геродот).

В память о себе тавры оставили древние кладбища, состоящие из каменных ящиков - дольменов, имеющих длину 1,5 м, ширину и высоту – по 1 м. «Каменные ящики» тавров представляют собой конструкцию из поставленных на ребро двух длинных и двух коротких плит, перекрытых еще одной плитой сверху. Каменные ящики использовались как коллективные семейные усыпальницы, куда умерших укладывали в скорченном положении на боку до тех пор, пока ящик не наполнялся доверху. После этого его освобождали от костей, оставляя лишь черепа и продолжали хоронить дальше. Вместе с умершим в могилу помещали разнообразные бронзовые украшения: нашивные бляшки, кольца, перстни, серьги, браслеты и нашейные гривны, а также бусы и раковины каури, привезенные из далеких южных морей. Значительно реже в каменных ящиках находят оружие и детали конской упряжи. Эго бронзовые наконечники стрел, а также железные мечи-акинаки и удила, точно такие же, какими пользовались сгепняки- скифы.[3]

Тавры жили компактными семейными общинами, совместно ведущими хозяйство, в поселениях, расположенных в долинах и предгорьях у воды и труднодоступных горных хорошо укрепленных убежищах, сделанных из камней. Поселения состояли из полуземлянок или наземных жилищ неправильной прямоугольной формы, каждый площадью около сорока пяти квадратных метров, в которых каркасом были столбы, а стены - глинобитные. Внутри полуземлянки находился очаг для приготовления еды и яма для золы. Возле жилищ были вырыты хозяйственные и очажные ямы диаметром до двух метров и глубиной до полуметра, и ямы для хранения зерна диаметром до полутора и глубиной один метр.

Основными занятиями тавров были охота и скотоводство. Стада тавров состояли из овец, коз, коров и волов. Тавры выращивали пшеницу, ячмень, фасоль, горох, занимались рыболовством, ткачеством и прядением, литьем из бронзы. Было развито гончарное производство. Гончарного круга тавры не знали, посуда изготавливалась вручную ленточным способом и потом обжигалась на костре или в примитивных гончарных печах.

В религии тавры унаследовали от матриархата божество Деву, олицетворявшую плодородие. Деве приносились человеческие жертвы. Рабства у тавров не было.

Во времена тавров начинается колонизация Северного Причерноморья: на территорию Крыма приходят античные греки. Они создавали свои поселения не только на побережье, но и в глубине полуострова. Пока историкам известны две греческие колонии на территории Белогорского района: это Партакра (долина р. Карасу) и Аргонда (возле с. Балки).

В это же время (начиная с VII в. до н.э.) в Северном Причерноморье появляются скифы – ираноязычные кочевники степей Евразии. Начинается мирная ассимиляция тавров и скифов, оседлых и кочевых племен разной этнической принадлежности, сопровождавшаяся смешанными браками между представителями двух народов. Об этом говорят парные подкурганные погребения, в которых мужчина-воин со скифским оружием лежит вытянуто на спине, а рядом с ним скорченно на боку лежит женщина с гаврскими украшениями и посудой[4].

Скифы испытали большое влияние культуры гавров, использовав, в частности, знания и приемы тавров в горном деле и фортификации при строительстве своих крепостей и укреплений.

По-видимому, к IV в. до н.э. какая-то часть таврского населения, волею судеб оказавшаяся в античных городах, «растворилась» среди греков. Другая, значительно большая часть крымских аборигенов, вошла в состав жителей позднескифских поселений. Как раз в это время скифы-кочевники переходили к оседлости, создавая в предгорьях свои долговременные населенные пункты. Постепенно, под воздействием численно превосходящих и более развитых скифов, тавры утратили специфические особенности своей культуры и стали совершенно «неуловимыми» археологически. Окончательная ассимиляция тавров, когда они перестали существовать как отдельный этнос, очевидно, завершилась ко II-III вв. н.э.

Скифские всадники – бородатые, длинноволосые, в остроконечных шапках, были вооружены копьями, обоюдоострыми мечами - акинаками, колчанами со стрелами и горитами с луками. Женщины носили свободные длинные платья и одеяния в виде халатов с длинными рукавами, дополняя их ожерельями, браслетами, серьгами, перстнями. Скифские женщины широко использовали благовония и румяна.

Скифы оставили многочисленные захоронения - курганы (на территории Белогорского района зарегистрировано 223 кургана) и следы укреплений – крепости-городища. Белогорский район был восточной частью образованного в III в. до н.э. государства – Крымской Скифии. На границах государства было построено много крепостей. Следы некоторых из них изучены археологами: Борут-Хане (возле с. Лигвиненково), Аргынское (у с. Балки), «Меловое» (с. Цветочное), «Красногорское» (с. Красногорье), Карасу-Баши» (с. Карасевка).[5]

Административным центром была крепость возле с. Алексеевка, ее площадь была около 5 га.

Все укрепления строились на возвышенностях – чтобы были видны соседние крепости. Так подавались сигналы друг другу, и весть о приходе врага достигала противоположной границы государства в считанные часы. Боевые действия не обходили стороной Крымскую Скифию: крепости Белогорского района дважды сметали с лица земли войны с Боспорским царством и Херсонесом.

 

 

Готы, гунны, монголы.

В середине III века скифские поселения погибают под натиском готов и алан. Скифы как этнос прекращают свое существование.

Воин-гот был вооружен копьем, мечом или боевым топором, кинжалом. В бою он прикрывался деревянным щитом, в центре которого была закреплена металлическая бляха - умбон. Воин держал щит за железную ручку. Мечи и кинжалы в ножнах подвешивались к поясу. Готские женщины носили разнообразные украшения - фибулы, браслеты, серьги, подвески, бусы, кольца, перстни. Они пользовались различными косметическими средствами, которые хранили в балъзамариях - небольших стеклянных сосудах.

В мирное время готы занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, покупали вино и оливковое масло в амфорах, краснолаковую и стеклянную посуду, украшения. Торговля, вероятно, была меновой. В некоторых монетах, найденных в погребениях готов, просверлены отверстия - следовательно, их использовали в качестве украшений.

У германцев было развито ремесленное производство. Кузнецы изготовляли оружие и украшения из серебра, бронзы, железа. В отличие от других варваров, готы умели пользоваться гончарным кругом. Они изготовляли кувшины, миски и большие трехручные сосуды – «вазы».

Пришедшие в Крым готы были язычниками. Они поклонялись богам, олицетворявшим силы природы. В германской мифологии молот - оружие бога грома и молнии Тора. Готы верили в существование потустороннего мира - не случайно их погребения сопровождал разнообразный инвентарь, который должен был служить владельцу и на том свете.

Место готов занимают гунны, которые пришли в Северное Причерноморье в 375 г. Равнинная часть Крыма превратилась в кочевья гуннских племен, а жители долин переселились в горы.

Гунны были потомками народа хунну, воинственных кочевников, обитавших к северу и западу от границ Китая.

Антропологические исследования показали, что гунны принадлежали к монголоидной расе. Говорили они, скорее всего, на одном из тюркских языков.

Военные успехи гуннов отчасти объясняются их более прогрессивным снаряжением. Именно гунны принесли в Европу новые типы луков и седел. Отличительной особенностью гуннского лука были его большие размеры (120-160 см) и асимметричная форма. Его делали из нескольких кусков дерева, иногда различных пород. К деревянной основе с помощью клея и жил животных крепились костяные или роговые обкладки, придававшие луку дополнительную жесткость. Стрелы, пущенные из луков новой конструкции, летели быстрее и дальше, чем стрелы, выпущенные из луков старых типов. Благодаря новому луку гунны получили возможность использовать более крупные наконечники стрел, способные пробивать даже самые прочные доспехи.[6]

Еще одним изобретением гуннов была новая конструкция седла. В ту эпоху стремян еще не знали, и поэтому именно от седла зависело, сможет ли всадник удержаться на лошади в пылу сражения. Жесткое гуннское седло имело деревянную основу, обтянутую кожей и скрепленную металлическими пластинами. Эти пластины зачастую украшались штампованным или пуансонным (точечным) орнаментом. Луки гуннских седел были высоко подняты. В таком седле всаднику сражаться было легче, чем в плоском кожаном седле.

Особенностью гуннской культуры были литые бронзовые котлы. Довольно много таких котлов найдено в погребениях. Они обычно имели воронковидную ножку, тулово цилиндрической формы, горло было отделено от тулова острым круговым ребром, П-образные ручки украшены грибовидными выступами. Некоторые исследователи считают гуннские котлы обычными котлами для варки пищи, другие - ритуальными сосудами, в которых варили мясо жертвенных животных, а грибовидные выступы, венчающие ручки котлов – стилизованными изображениями древа жизни.

При раскопках гуннских памятников обнаружено множество своеобразных украшений, выполненных в красно-желтой цветовой гамме. Поверхность золотых изделий разделялась на ячейки, в которых находились камни – альмандины или сердолики, или же вставки из стекла красноватых оттенков. Важным элементом в таких вещах была зернь – орнамент из припаянных к поверхности изделия мельчайших золотых шариков. Это художественное направление получило название «гуннского полихромного стиля». Так оформлялись рукояти мечей и кинжалов, ножны, пряжки, фибулы, диадемы, серьги, детали упряжи. Вероятно, для изготовления таких вещей гунны использовали золото, поступавшее к ним из Рима и Византии. Известно, чго те откупались от гуннов, выплачивая их вождям огромные суммы в золотых монетах – солидах. Однако в гуннских погребениях монеты не обнаружены. Следовательно, золото переплавляли и использовали для изготовления драгоценных украшений.

Археологические исследования этого и других гуннских погребальных памятников подтверждают данные письменных источников – любовь гуннов к золоту, важную роль коня в их жизни и религиозных представлениях.

Степная часть Белогорского района переживала постоянную смену обитателей. В конце VII века появляются хазары - известно их поселение Тау-Кипчак (районе пгт. Зуя). На смену хазарам приходят печенеги. В середине XI века их вытесняют половцы.

XIII столетие принесло на земли района разрушение: с востока вторглись монгольские орды. Несколько раз они проходили с боями на Сугдею (совр. Судак), разрушая все на своем пути. С этими событиями связана легенда о дубе на окраине Белогорска.

К XIII веку относится первое упоминание названия «Карасубазар» (старое название Белогорска). В эти времена формировались своего рода феодапьные владения - бейлики. Большая часть района принадлежала двум родам: Аргын и Ширин. Центром Аргынского бейлика было село Аргын (совр. Балки). Род Ширин был самым могущественным в Крыму. Земли рода простирались от Перекопа до Керчи. Сначала резиденция Ширин-бея была в Старом Крыму, но позже была перенесена в Карасубазар.

В то же время для обитателей период с середины XI века до 20-х годов XIII века предгорий был мирным и благоприятным. Карасубазар был связан с Сугдеей через горный перевал. Сугдея же в те времена была крупным международным торговым центром. Под влиянием Византии распространяется христианство. Постепенно христианскими становятся села северного склона Караби и вдоль дороги Белогорск-Приветное. Христианские села и города разрастаются, строятся многочисленные храмы.

Позже горная часть района попала под влияние итальянцев-генуэзцев. В 1380 г. они подписали договор с золотоордынским наместником в Крыму, согласно которому итальянцам принадлежала Солдайя (Сугдея, совр. Судак) и 18 сел в округе. Среди них были и те, что располагались вдоль дороги Белогорск-Приветное и на северных склонах Караби (например, с. Алексеевка).[7]

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 664 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2240 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.