ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Зарождение жизни 5
1:1 Неандертальцы и кроманьёнцы 5
1:2 Тавры, элинны и скифы 8
1:3 Готы, гунны и монголы 12
Глава 2 Страницы прошлого и настоящего 16
2:1 Карасубазар во времена Крымского ханства 16
Заключение_____________________________________________________________
Список использованной литературы_________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Город Белогорск, расположенный в 42 км от Симферополя – один из самых древних городов Крымского полуострова, административный центр крупного сельскохозяйственного района.
Город не один раз являлся столицей полуострова. Первый раз в XIII в., после землетрясения, разрушившего г. Солхат (современный Старый Крым), а так же в последний раз - в 1783-1784 гг. после присоединения Крыма к России.
Территория была заселена с давних времен. В урочище Белая Скала исследованы стоянки эпохи раннего палеолита; выявлено несколько неолитических поселений (4 тыс. до н.э.), два поселения бронзового века (3 тыс. до н.э.), свыше 20 курганов и т.п.
Первое письменное упоминание о нем относится к XIII в. Прежнее название города (до 1944 г.) – Карасубазар, что означает Базар на Черной речке.
Находясь в выгодном, географическом положении, Карасубазар, наряду с Солхатом (Старым Крымом), в средние века был важным торговым пунктом. В центральной части города (район рынка) сохранились до наших дней остатки большого средневекового караван-сарая Таш-Хана («Каменный дворец»).
В Крымском ханстве Карасубазар был главным городом отдельного каймаканства и находился под управлением калга-султана. В 1634-1675 гг. город четырежды брали штурмом запорожские казаки.
В 1736 г., когда Миних сжег Бахчисарай, хан перенес свою резиденцию в Карасубазар, но через год и этот город был занят русскими войсками генерала Дугласа и разорен. Последний раз российские войска захватили Карасубазар в 1777 году. После присоединения Крыма к России князь Г. А. Потемкин вызвал сюда, в Карасубазар, татарских беев и мурз, чтобы те присягнули на верность императрице. Крымское ханство перестало существовать.
Спустя 100 лет, а точнее 10 апреля 1883 года, в одной из газет, журналист и общественный крымскотатарский деятель Исмаил Гаспринский писал: «8 апреля – кончилось одно и началось другое столетие, как Крым был присоединён к России. Ровно сто лет назад, 8 апреля 1783 года, маленькое ханство, измученное беспорядками и кровопролитиями, сделалось частью величайшей империи мира и получило успокоение под покровительством могучей власти и охраной справедливых законов».
Главная достопримечательность окрестностей Белогорска – Ак – Кая («Белая скала»), которая неприступной силой высится в 5 км от города. Высота скалы над местностью – более 100 м, над уровнем моря - 325 м.
Ак-Кая – сосредоточение палеолитических памятников: у ее подножия на небольшой площади исследовано около двадцати стоянок и поселений первобытного человека, а также много скифских памятников.
Целью данной курсовой работы является изучение истории Белогорска.
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Неандертальцы и кроманьонцы.
В Крымских горах было множество пещер, гротов и скальных навесов, удобных для устройства стоянок. Мягкий климат, множество диких животных и богатая разнообразная растительность, создавали благоприятные условия для обитания первобытного человека.
Люди – неандертальцы – обжили обрывистые склоны Внутренней гряды уже 100 тысяч лет назад. Почти все стоянки того времени расположены в гротах или под скальными навесами.
Неандертальцы свое название получили от долины Неандерталь близ Дюссельдорфа в Германии, где в 1856 г. впервые были найдены соответствующие останки. Классические неандертальцы были невысокого, 155-165 см, роста. Они обладали чрезвычайно мощным телосложением и развитой мускулатурой.
В эпоху мустъе в качестве сырья для изготовления орудий почти повсеместно использовался кремень.
Основой хозяйства неандертальцев была охота. Вооруженные камнями, палками и, иногда, копьями с кремневыми наконечниками, они могли рассчитывать на успех лишь действуя совместно. Судя по находкам костей в культурных слоях стоянок, чаще и успешней всего охотились на мамонтов и различных стадных копытных. Вероятно, их загоняли в узкие ущелья или на обрывы, которыми изобилуют крымские предгорья, лишали тем самым подвижности и убивали.[1]
Определенную роль в рационе неандертальцев играли продукты собирательства, съедобные растения. Однако этот вид деятельности практически неуловим археологически, поэтому о нем приходится говорить только предположительно.
Неандертальцы были первыми в длинном ряду предков современных людей, кто начал преднамеренно закапывать покойников в землю.
40 тысяч лет назад неандертальцев сменили кроманьонцы. Их численность их была настолько высокой, что ученые даже выделили территорию Белогорского района в отдельную Аккайскую культуру. Самые изученные стоянки эпохи мустье (100-40 гыс. лет до н.э.): в долине реки Зуя (грот Киик-коба), у села Вишенное (стоянка «Сары-Кая»), на плато Ак-Кая (Белая скала), возле села Пролом на реке Бурульча (грот Буран-Кая), на Караби-яйле (пещера Аджи-Коба).[2]
В каменном веке эти места были плотно заселены людьми. Жилища свои они строили из жердей и крупных костей мамонтов, обтянутых шкурами. Если жилище устраивались в гротах, то напротив входа сооружалась стена из камней.
В Крыму в доисторические времена обитали мамонты, носороги, северные олени, медведи, песцы, антилопы-сайги, дикие лошади, ослы, белые куропатки, в реках водились лосось и щука, на поверхности земли были кремниевые месторождения, служившие первобытному человеку сырьем для изготовления орудий, необходимых для жизни.
Орудия груда были из кремня и кости. Ими разделывали животных, обрабатывали дерево, шили одежду. Были даже кухонные приборы - лопатки из ребер животных. Обязательным атрибутом стоянок был огонь: климат был холодный. Из деревьев преобладали береза и сосна, но травянистых растений было в 7 раз больше.
Главным предметом охоты были мамонт и сайга, а также лошадь, зубр, осел, олень. Охотились с помощью каменных шаров размером с яблоко. Их связывали по два-три на конце веревки или кожаного ремня. Охотник раскручивал шары над головой, а затем с силой метал в цель. Шары не столько ранили, сколько обвивались вокруг ног животного, мешая бегу.
Люди собирали нежесткие и неядовитые коренья, грибы, ягоды, дикорастущие плоды, моллюски, занимались рыболовством. Одеждой являлись шкуры быка, оленя, антилопы, пещерного медведя, волка, бобра, лисицы, зайца. На стоянках найдены палеолитические кремневые орудия: остроконечники, скребла-ножи, рубильцы. Впоследствии мамонты, бизоны и шерстистые носороги исчезли, а северные олени с потеплением ушли из Крыма. Крупные общины первобытных охотников распались на мелкие, расселившиеся по долинам рек.
В те времена люди не только охотились на диких животных, но и разводили домашних: коз, овец. Уровень развития общества был достаточно высок: уже тогда существовал обычай класть цветы на могилу умерших. Это подтверждают открытые археологами захоронения в гротах Киик-коба (долина р. Зуя) и Красная балка (у скалы Ак-кая).
Тавры, эллины и скифы
На смену каменному веку приходит бронзовый. В это время на плато Караби и соседних горных склонах появляется народ, который древние греки назвали тавры. Письменности они не имели, и сведения о них историки черпают из сочинений античных авторов. Греки характеризовали тавров как горцев-кочевников. «Они живут грабежом и разбоем. Приносят жертву своей богине Деве...» (Геродот).
В память о себе тавры оставили древние кладбища, состоящие из каменных ящиков - дольменов, имеющих длину 1,5 м, ширину и высоту – по 1 м. «Каменные ящики» тавров представляют собой конструкцию из поставленных на ребро двух длинных и двух коротких плит, перекрытых еще одной плитой сверху. Каменные ящики использовались как коллективные семейные усыпальницы, куда умерших укладывали в скорченном положении на боку до тех пор, пока ящик не наполнялся доверху. После этого его освобождали от костей, оставляя лишь черепа и продолжали хоронить дальше. Вместе с умершим в могилу помещали разнообразные бронзовые украшения: нашивные бляшки, кольца, перстни, серьги, браслеты и нашейные гривны, а также бусы и раковины каури, привезенные из далеких южных морей. Значительно реже в каменных ящиках находят оружие и детали конской упряжи. Эго бронзовые наконечники стрел, а также железные мечи-акинаки и удила, точно такие же, какими пользовались сгепняки- скифы.[3]
Тавры жили компактными семейными общинами, совместно ведущими хозяйство, в поселениях, расположенных в долинах и предгорьях у воды и труднодоступных горных хорошо укрепленных убежищах, сделанных из камней. Поселения состояли из полуземлянок или наземных жилищ неправильной прямоугольной формы, каждый площадью около сорока пяти квадратных метров, в которых каркасом были столбы, а стены - глинобитные. Внутри полуземлянки находился очаг для приготовления еды и яма для золы. Возле жилищ были вырыты хозяйственные и очажные ямы диаметром до двух метров и глубиной до полуметра, и ямы для хранения зерна диаметром до полутора и глубиной один метр.
Основными занятиями тавров были охота и скотоводство. Стада тавров состояли из овец, коз, коров и волов. Тавры выращивали пшеницу, ячмень, фасоль, горох, занимались рыболовством, ткачеством и прядением, литьем из бронзы. Было развито гончарное производство. Гончарного круга тавры не знали, посуда изготавливалась вручную ленточным способом и потом обжигалась на костре или в примитивных гончарных печах.
В религии тавры унаследовали от матриархата божество Деву, олицетворявшую плодородие. Деве приносились человеческие жертвы. Рабства у тавров не было.
Во времена тавров начинается колонизация Северного Причерноморья: на территорию Крыма приходят античные греки. Они создавали свои поселения не только на побережье, но и в глубине полуострова. Пока историкам известны две греческие колонии на территории Белогорского района: это Партакра (долина р. Карасу) и Аргонда (возле с. Балки).
В это же время (начиная с VII в. до н.э.) в Северном Причерноморье появляются скифы – ираноязычные кочевники степей Евразии. Начинается мирная ассимиляция тавров и скифов, оседлых и кочевых племен разной этнической принадлежности, сопровождавшаяся смешанными браками между представителями двух народов. Об этом говорят парные подкурганные погребения, в которых мужчина-воин со скифским оружием лежит вытянуто на спине, а рядом с ним скорченно на боку лежит женщина с гаврскими украшениями и посудой[4].
Скифы испытали большое влияние культуры гавров, использовав, в частности, знания и приемы тавров в горном деле и фортификации при строительстве своих крепостей и укреплений.
По-видимому, к IV в. до н.э. какая-то часть таврского населения, волею судеб оказавшаяся в античных городах, «растворилась» среди греков. Другая, значительно большая часть крымских аборигенов, вошла в состав жителей позднескифских поселений. Как раз в это время скифы-кочевники переходили к оседлости, создавая в предгорьях свои долговременные населенные пункты. Постепенно, под воздействием численно превосходящих и более развитых скифов, тавры утратили специфические особенности своей культуры и стали совершенно «неуловимыми» археологически. Окончательная ассимиляция тавров, когда они перестали существовать как отдельный этнос, очевидно, завершилась ко II-III вв. н.э.
Скифские всадники – бородатые, длинноволосые, в остроконечных шапках, были вооружены копьями, обоюдоострыми мечами - акинаками, колчанами со стрелами и горитами с луками. Женщины носили свободные длинные платья и одеяния в виде халатов с длинными рукавами, дополняя их ожерельями, браслетами, серьгами, перстнями. Скифские женщины широко использовали благовония и румяна.
Скифы оставили многочисленные захоронения - курганы (на территории Белогорского района зарегистрировано 223 кургана) и следы укреплений – крепости-городища. Белогорский район был восточной частью образованного в III в. до н.э. государства – Крымской Скифии. На границах государства было построено много крепостей. Следы некоторых из них изучены археологами: Борут-Хане (возле с. Лигвиненково), Аргынское (у с. Балки), «Меловое» (с. Цветочное), «Красногорское» (с. Красногорье), Карасу-Баши» (с. Карасевка).[5]
Административным центром была крепость возле с. Алексеевка, ее площадь была около 5 га.
Все укрепления строились на возвышенностях – чтобы были видны соседние крепости. Так подавались сигналы друг другу, и весть о приходе врага достигала противоположной границы государства в считанные часы. Боевые действия не обходили стороной Крымскую Скифию: крепости Белогорского района дважды сметали с лица земли войны с Боспорским царством и Херсонесом.
Готы, гунны, монголы.
В середине III века скифские поселения погибают под натиском готов и алан. Скифы как этнос прекращают свое существование.
Воин-гот был вооружен копьем, мечом или боевым топором, кинжалом. В бою он прикрывался деревянным щитом, в центре которого была закреплена металлическая бляха - умбон. Воин держал щит за железную ручку. Мечи и кинжалы в ножнах подвешивались к поясу. Готские женщины носили разнообразные украшения - фибулы, браслеты, серьги, подвески, бусы, кольца, перстни. Они пользовались различными косметическими средствами, которые хранили в балъзамариях - небольших стеклянных сосудах.
В мирное время готы занимались земледелием. Они выращивали пшеницу, покупали вино и оливковое масло в амфорах, краснолаковую и стеклянную посуду, украшения. Торговля, вероятно, была меновой. В некоторых монетах, найденных в погребениях готов, просверлены отверстия - следовательно, их использовали в качестве украшений.
У германцев было развито ремесленное производство. Кузнецы изготовляли оружие и украшения из серебра, бронзы, железа. В отличие от других варваров, готы умели пользоваться гончарным кругом. Они изготовляли кувшины, миски и большие трехручные сосуды – «вазы».
Пришедшие в Крым готы были язычниками. Они поклонялись богам, олицетворявшим силы природы. В германской мифологии молот - оружие бога грома и молнии Тора. Готы верили в существование потустороннего мира - не случайно их погребения сопровождал разнообразный инвентарь, который должен был служить владельцу и на том свете.
Место готов занимают гунны, которые пришли в Северное Причерноморье в 375 г. Равнинная часть Крыма превратилась в кочевья гуннских племен, а жители долин переселились в горы.
Гунны были потомками народа хунну, воинственных кочевников, обитавших к северу и западу от границ Китая.
Антропологические исследования показали, что гунны принадлежали к монголоидной расе. Говорили они, скорее всего, на одном из тюркских языков.
Военные успехи гуннов отчасти объясняются их более прогрессивным снаряжением. Именно гунны принесли в Европу новые типы луков и седел. Отличительной особенностью гуннского лука были его большие размеры (120-160 см) и асимметричная форма. Его делали из нескольких кусков дерева, иногда различных пород. К деревянной основе с помощью клея и жил животных крепились костяные или роговые обкладки, придававшие луку дополнительную жесткость. Стрелы, пущенные из луков новой конструкции, летели быстрее и дальше, чем стрелы, выпущенные из луков старых типов. Благодаря новому луку гунны получили возможность использовать более крупные наконечники стрел, способные пробивать даже самые прочные доспехи.[6]
Еще одним изобретением гуннов была новая конструкция седла. В ту эпоху стремян еще не знали, и поэтому именно от седла зависело, сможет ли всадник удержаться на лошади в пылу сражения. Жесткое гуннское седло имело деревянную основу, обтянутую кожей и скрепленную металлическими пластинами. Эти пластины зачастую украшались штампованным или пуансонным (точечным) орнаментом. Луки гуннских седел были высоко подняты. В таком седле всаднику сражаться было легче, чем в плоском кожаном седле.
Особенностью гуннской культуры были литые бронзовые котлы. Довольно много таких котлов найдено в погребениях. Они обычно имели воронковидную ножку, тулово цилиндрической формы, горло было отделено от тулова острым круговым ребром, П-образные ручки украшены грибовидными выступами. Некоторые исследователи считают гуннские котлы обычными котлами для варки пищи, другие - ритуальными сосудами, в которых варили мясо жертвенных животных, а грибовидные выступы, венчающие ручки котлов – стилизованными изображениями древа жизни.
При раскопках гуннских памятников обнаружено множество своеобразных украшений, выполненных в красно-желтой цветовой гамме. Поверхность золотых изделий разделялась на ячейки, в которых находились камни – альмандины или сердолики, или же вставки из стекла красноватых оттенков. Важным элементом в таких вещах была зернь – орнамент из припаянных к поверхности изделия мельчайших золотых шариков. Это художественное направление получило название «гуннского полихромного стиля». Так оформлялись рукояти мечей и кинжалов, ножны, пряжки, фибулы, диадемы, серьги, детали упряжи. Вероятно, для изготовления таких вещей гунны использовали золото, поступавшее к ним из Рима и Византии. Известно, чго те откупались от гуннов, выплачивая их вождям огромные суммы в золотых монетах – солидах. Однако в гуннских погребениях монеты не обнаружены. Следовательно, золото переплавляли и использовали для изготовления драгоценных украшений.
Археологические исследования этого и других гуннских погребальных памятников подтверждают данные письменных источников – любовь гуннов к золоту, важную роль коня в их жизни и религиозных представлениях.
Степная часть Белогорского района переживала постоянную смену обитателей. В конце VII века появляются хазары - известно их поселение Тау-Кипчак (районе пгт. Зуя). На смену хазарам приходят печенеги. В середине XI века их вытесняют половцы.
XIII столетие принесло на земли района разрушение: с востока вторглись монгольские орды. Несколько раз они проходили с боями на Сугдею (совр. Судак), разрушая все на своем пути. С этими событиями связана легенда о дубе на окраине Белогорска.
К XIII веку относится первое упоминание названия «Карасубазар» (старое название Белогорска). В эти времена формировались своего рода феодапьные владения - бейлики. Большая часть района принадлежала двум родам: Аргын и Ширин. Центром Аргынского бейлика было село Аргын (совр. Балки). Род Ширин был самым могущественным в Крыму. Земли рода простирались от Перекопа до Керчи. Сначала резиденция Ширин-бея была в Старом Крыму, но позже была перенесена в Карасубазар.
В то же время для обитателей период с середины XI века до 20-х годов XIII века предгорий был мирным и благоприятным. Карасубазар был связан с Сугдеей через горный перевал. Сугдея же в те времена была крупным международным торговым центром. Под влиянием Византии распространяется христианство. Постепенно христианскими становятся села северного склона Караби и вдоль дороги Белогорск-Приветное. Христианские села и города разрастаются, строятся многочисленные храмы.
Позже горная часть района попала под влияние итальянцев-генуэзцев. В 1380 г. они подписали договор с золотоордынским наместником в Крыму, согласно которому итальянцам принадлежала Солдайя (Сугдея, совр. Судак) и 18 сел в округе. Среди них были и те, что располагались вдоль дороги Белогорск-Приветное и на северных склонах Караби (например, с. Алексеевка).[7]