Економічний матеріалізм як соціологічна теорія марксизму
Экономический материализм - так называется социологическая теория, главным тезисом которой служит обоснование всего культурного и социального развития исключительно на одном экономическом факторе. Термину "Э. материализм" можно притом придавать и более определенное значение, и более распространенное толкование. В первом смысле это есть одна из видных сторон учения Маркса и его школы, стоящая в тесной связи с его диалектическим методом, или, что то же, с диалектическим пониманием исторического процесса, отвлеченно взятого, откуда и происходит название Э. материализма материализмом диалектическим. Во втором смысле Э. материализмом можно называть всякое экономическое истолкование истории, не находящееся ни в какой связи с марксизмом; но это будет уже, так сказать, переносным значением термина. В числе разных факторов, играющих роль в общественной жизни, экономика, т. е. вся область хозяйственных отношений общества, конечно, имеет важное значение, чего не станет отрицать ни один историк или социолог, и спор может касаться только оценки этого значения по отношению к другим факторам и в сравнении с ними. Для одних это - лишь важный или очень важный фактор наряду с иными, для других - преобладающий или даже исключительный фактор социальной эволюции. Для одних все принимаемые ими факторы имеют независимое один от другого происхождение и лишь влияют друг на друга в общем процессе исторической эволюции; для других единственный самостоятельный фактор общественной жизни есть фактор экономический, от которого зависят все остальные стороны культурного и социального развития, потому и не могущие быть причисляемыми к самостоятельным факторам. С точки зрения Э. материализма, экономика лежит в основе не только права и государства, но и всех общественных "идеологий", каковы религия и мораль, философия и наука, литература и искусство. Этим, прежде всего, устраняется мысль о какой бы то ни было самостоятельности всякой психики в жизни общества, а потому Э. материализм является главным антагонистом всех тех социологических теорий, которые пытаются объяснить общественность из явлений, изучаемых коллективной или социальной психологией (см.). Зато и главный отпор дан был Э. материализму со стороны представителей психологической социологии. Хотя Э. материализм имеет очень недолгую историю, он успел породить обширную литературу, вызвать весьма горячую полемику среди социологов, историков и публицистов и в своем собственном существе претерпеть целый ряд изменений, которые сводятся к постепенному отказу самих последователей этого направления от его первоначальной односторонности и исключительности. В истории социологии оно оставит свой след благодаря общей постановке вопроса о значении экономического фактора и разработке многих частных проблем, входящих в состав этого вопроса; но уже один тот факт, что целый ряд последователей этого учения отказывается в настоящее время от защиты теории во всем ее объеме, может служить ручательством в том, что Э. материализму не суждено овладеть всем полем социологии. С другой стороны, никто из противников этой теории не отрицает за ней значения в смысле научной разработки одной из сторон общественного бытия, пока эта разработка в угоду предвзятой точке зрения не посягает на устранение научных результатов, полученных при изучении всех других сторон жизни. Впрочем, не одни только представители Э. материализма, но и другие исследователи экономической истории вносили и вносят ценные данные и важные соображения в понимание роли экономического фактора в истории.
Теоретико-світоглядні підстави соціологічної концепції Е. Дюркгейма,його роль у розвитку соціологічної науки
Из наиболее удаленных по времени предшественников Э. Дюркгейма следует отметить, прежде всего, трех его соотечественников: Р. Декарта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Эмиль Дюркгейм был убежденным рационалистом, начало которому положил Р. Декарт. Книга «Правила социологического метода» (в рус. переводе – Метод социологии), перекликается с «Рассуждением о методе» Р. Декарта.
Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Э. Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Ш. Монтескье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо Э. Дюркгейм рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности. Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симона и О. Конта. А. Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, а О. Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки. Э. Дюркгейм признавал за О. Контом титул «отца» социологии. Вслед за ним он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Он опирался на «объективную» социологию О. Конта и отвергал его «субъективную» социологию.Нужно отметить влияние И. Канта и кантианства на Э. Дюркгейма, преждевсего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.Особое значение в формировании социологических идей Э. Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца Ш. Ренувье, в частности его рационализм, обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отношению к другим индивидам. Важную роль в формировании воззрений Э. Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Многие его концепции разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя.
Идеи К. Маркса не могли пройти мимо внимания французского ученого. Он был знаком с работами К. Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования. Он признавал идею К. Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснить не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее базируется социология как наука. Однако, согласно Э. Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением. В свою очередь социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Э. Дюркгейму, он может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.В отличие от К. Маркса Э. Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделение труда.Э. Дюркгейм испытывал влияние биоорганической школы, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. У этих авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Он не пренебрегал излюбленным методом органистов – биологическим аналогиями.Теории О. Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки научной социологии. Э. Дюркгейм поставил перед собой задачу – создать науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом.