Концепции Л. Козера.
• обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа.
• постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;
• любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;
• разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.
Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга.
• все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;
• Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);
• Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;
• 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные. Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.
20. Основные признаки социального института. Разновидности социальных институтов. Социальный институт – это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных ролей и функций, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения.
В качестве основных признаков социального института социологи называют следующие характеристики: 1. Установки и образцы поведения; 2. Культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ. Культурным символом может стать любой материальный или нематериальный элемент культуры; 3. Утилитарные черты культуры, т. е. те предметы культуры, которые являются основой повседневного функционирования социального института; 4. Устные и письменные кодексы поведения, т. е. нормативное обеспечение функционирования социального института; 5. Идеология представляет собой систему идей, определяющих причины и способы поведения членов социального института, их отношение к различным явлениям и процессам, включает основополагающие убеждения института.Г.Спенсер различает три основных типа институтов: 1) продолжающие род (брак и семья); 2) распределительные (или экономические); 3) регулирующие (религия, политические системы).В зависимости от выполняемых функций институты бывают: 1. Экономические - обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. 2. Политические — это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. 3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. 4. Социально-культурные и воспитательные — это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого. 5. Социально-церемониальные — это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. 6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными силами.
В приведенной классификации рассмотрены только так называемые «главные институты», самые важные, в высшей степени необходимые институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации. Социальные институты так же, как и социальные связи и взаимодействия, могут быть формальными и неформальными.
21. Основные признаки и элементы культуры. Культура – это достижения человека, а также определенный порядок жизни в обществе. Каждое общество обладает определенной системой образцов поведения, традицией, представлением о мире, о том, как следует вести себя в обществе и т.д. Культура – это, прежде всего характерный для данного общества образ мысли и образ действия.
Основные признаки культуры: 1) характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; 2) имеет свои пространственные и исторические границы; 3) раскрывается через особенности поведения, сознание и деятельность человека и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через язык и символы.
Культура состоит из 4 элементов: 1. Понятия, менталитет – элементы сознания. Содержатся в языке, который обеспечивает социальное взаимодействие и меняется с течением времени. 2. Отношения. Каждая культура определяет и формирует взаимоотношения между понятиями. 3. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Различают терминальные и инструментальные ценности. 4. Нормы – это правила, ориентирующие поведение людей в соответствии с ценностями. 5. Культура и образцы поведения. Культура воплощается в устойчивых образцах действий. Выделяют образцы элементарных действий и модели действий. Социализация личности – один из механизмов передачи культуры. 6. Идеологии. В культуре существуют различные представления о мире (мифы). Идеология – это рационализированное знание, имеющее четкую окраску.
22. Особенности социальных изменений. Социальное движение. Социальные изменения — это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общественной структуры, называют социальным развитием. Различают по характеру эволюционные, революционные, инновационные изменения. Причины соц. изменений: рост населения, окружающая среда, изменения в области технологий или культуры, социальное движение.
Общая классификация соц. изменений: структурные (изменения в структурах семьи, власти), изменения в социальных процессах, функциональные – это изменения в функциях различных социальных систем, мотивационные – это изменения в сфере мотивации или индивидуальной, коллективной деятельности.
Типы изменений многообразны. Они могут наблюдаться: в составе (миграция из одной группы в другую, депопуляция, вызванная голодом, прекращение деятельности социального движения, распад группы и т.д.); в структуре (возникновение неравенства, кристаллизация власти, образование дружественных связей, установление кооперативных либо конкурентных отношений и т.д.); в функциях (специализация и дифференциация работ, снижение экономической роли семьи, принятие университетами или школами на себя руководящей роли и т.д.); в границах (слияние групп или конкуренция между ними, ослабление административных критериев и демократизация условий членства, присоединение одной группы к другой и т.д.); в отношениях подсистем (победа политики над экономикой, управление семьей и всей частной жизнью тоталитарным правительством и т.д.); в окружении (ухудшение экологической обстановки, землетрясения, эпидемии Черной Смерти либо вируса СПИД, сращивание биполярной международной системы).
Социальное движение — это совокупность форм коллективного действия, направленного на реорганизацию общества с целью обеспечения соц. интересов. Хотя социальные движения отличаются по своим характеристикам, они являются результатом в большей или меньшей степени спонтанных объединений различных слоев населения, разделяющих общие взгляды на общество. Социальные движения переплетаются с политическими движениями, иногда здесь трудно провести какую-либо разграничительную линию. Социальные движения могут иметь как местный, локально-региональный, так и более широкий — общенациональный или международный масштаб. Основными условиями, которые способствуют появлению и развитию соц. движений являются культурные течения, соц. дезорганизация, соц. неудовлетворенность. Виды соц. движений: экспрессивные – это желание вырваться из ограниченной системы невыносимой для членов определенной организации; утопические – это создание идеальных или мифологических соц. систем; революционные – это неожиданное, совершенное насильственно изменение соц. системы.
Этапы развития соц. движения: 1. Характеризуется соц. волнением. 2. Характеризуется атмосферой всеобщего возбуждения. 3. Характрерзуется формированием организации, во главе которой стоит администратор. 4. Характеризуется главным лидером.
Одна из важных особенностей социального движения — отсутствие организационных структур, формальных лидеров, рыхлость и нередко направленность на достижение весьма отдаленных целей.
23. Первичная и вторичная социализация. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.
Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались. Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.
24. Понятие общества. Признаки и типы обществ. Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Общество как систем представляет собой единство 4 сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, илеологическая, каждая из которых выполняет опред. функции: материального производства, социализации, соц. управления, духовное производство. Признаки общества: 1. Территория, на которой происходит консолидация соц. связей. Это основа соц. пространства, в кот. складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Универсальность – способность создавать необходимые условия для удовлетворения и разработки разнообразных способностей индивида. 3. Устойчивость – способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. 4. Автономность – способность существовать самостоятельно, за счет высокого уровня саморегуляции, обеспечивая поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. 5. Интегративность – общество социализирует каждое новое поколение людей, включая его в сложившуюся систему отношений, подчиняя общепринятым нормам и правилам. Типы обществ:1) доиндустриальный (традиционный) - состязание человека с природой. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности.
2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой. Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники.
3) постиндустриальный - состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук.
4) новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.
25. Традиционное и индустриальное общество. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. Практически полностью исключается возможность социальной мобильности. Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы. Таким образом, для традиционного типа социальных отношений характерны следующие черты:1.невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии; 2. приоритет непосредственных межличностных, внутригрупповых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность; 3.приписанный социальный статус и ограниченная социальная мобильность; 4.жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия;5.групповая идентичность и ценностно-нормативные систем, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и солидарность (конформизм, патернализм и т.п.). Это общество, для которого характерно: a) естественное разделение и специализация труда (преимущественно — по половому признаку); b) персонализация межличностного общения (непосредственно индивидов, а не их должностных и социальных статусов); c) неформальное регулирование взаимодействий, определяемое традициями, неписаными законами религии и морали; d) “семейный” (кровно-родственный) тип организации общества; e) примитивная система управления общностью (правление старейшин, наследственная власть).
Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят на основе научно-технического прогресса. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит освобождение от непосредственной зависимости от религии. Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Для индустриального общества характерны следующие черты: 1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; 2) механизация и автоматизация производства и управления; 3) массовое производство товаров на широкий рынок; 4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта; 5) рост урбанизации и социальной мобильности; 6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; 7) формирование гражданского общества.
С точки зрения социологов, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.
26. Функции личности. Личность, ее поведение, установки и приоритеты, эмоции и выборы определяются рядом факторов: условиями среды, положением в обществе и видом осуществляемой ею деятельности, внутренним своеобразием личности, ее духовного мира. Каждый человек исполняет определенные социальные функции, как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии в рамках общественного разделения труда. В социологии о функциях судят не по тому, что человек сам конкретно намеревается делать, какой смысл он вкладывает в свою деятельность, а по тому - какие последствия (для других, для общества в целом) эти действия имеют. При этом если человек не выполняет свою функцию, а еще точнее, выполняет с противоположным знаком, то мы имеем дело с дисфункцией. Функция индивида может осуществляться преднамеренно или непреднамеренно. В случае, когда мы имеем дело со следствием действий, которые совпадают с намерениями, мотивами деятеля, мы говорим о явной функции. Латентная (скрытая) функция - это не планировавшийся, не предполагавшийся, (а может быть и неосознанный) результат действия. Каждый человек, выполняя свои функции, становится нужным другим. Функциональная взаимосвязь образует "каркас" общества. Это социальные статусы и роли, функционально связанные благодаря общественному разделению труда. Один человек не может выполнять все функции. Разделение труда возникает тогда, когда разные функции закрепляются за разными группами специально подготовленных людей. Это называется специализацией. Современное общество - это общество специалистов, а не дилетантов. Специалистам приходится кооперироваться между собой, они не могут обойтись друг без друга. Так и формируется функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда. А специализация и кооперация труда составляют суть общественного разделения труда.
27. Процесс социализации и его основные этапы. Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий: 1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На данном этапе происходит усвоение социального опыта некритически, адаптация, приспособление и подражание. Эту стадию можно подразделить на три этапа: Младенчество (от рождения до трехлетнего возраста), основная форма деятельности на данном этапе – общение. Детство (от 3 до 6 – 7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем, прежде всего ролевая. Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13 – 14 лет). Меняется основная форма деятельности: вместо игры появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. 2. Появление желания выделить себя среди других — стадия индивидуализации. Период (от 13 – 14 лет) и характеризующийся известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. 3. Стадия интеграции. Характеризует такой период жизни человека, когда появляется желание найти свое место в обществе. 4. Трудовая стадия. Эта стадия охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Характеризуется высокой активностью в профессиональной сфере, созданием семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. 5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям. Происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание. 5 факторов влияющие на процесс социализации: 1. биологическая наследственность; 2. физическое окружение; 3. культура, социальное окружение; 4. групповой опыт; 5. индивидуальный опыт. Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания.
28. Психология толпы Г. Лебона. Под словом “толпа” Лебон подразумевает собрание индивидов не зависимо от их национальности, профессии или пола. Однако Лебон считает, что с психологической точки зрения собрание становится организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы.Появление новых специальных черт, характерных для толпы и не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, Лебон обусловливает различными причинами: 1) индивид в толпе приобретает сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один; 2) заразительность или зараза – так же способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление; 3) восприимчивость к внушению.Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Толпа инстинктивно подчиняется внушающим воздействиям вождя, который предписывает им, о чем думать, с чем считаться и как в связи с этим действовать. Вождь, по определению Лебона, - это психически неуравновешенный, полупомешанный, находящийся на грани безумия индивид, который является фанатиком веры и заражает толпу своим фанатизмом с поразительной легкостью посредством того, что обладает необъяснимой силой, называемой обаянием. Классификация толпы по Лебону: 1. Однородная толпа: 1)Секты (политические, религиозные и пр.). 2)Касты (военные, духовенство, рабочие и т.д.). 3)Классы (буржуазия, крестьянство и т.п.). 2. Разнородная толпа собирается из индивидов, имеющих разные профессии, образование, интеллект и пр.: 1)Анонимная толпа (например, уличная); 2)Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.).Типы толпы. По этой классификации, оценивая характер поведения людей, выделяется, прежде всего, пассивные и активные. Пассивная толпа – стихийное скопление людей с отсутствием стимулов, к какому либо недовольство. Толпа пассивного характера быстро собирается и также быстро рассеивается. Эмоциональный компонент в этой толпе почти не выражен и проявляется в своего рода лишь “заражение” любопытством. Активная толпа – обязательно имеет сильно выраженный эмоциональный заряд, и на что он будет направлен, зависит от обстоятельств.
29. Социализация личности как процесс ее становления. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. Личность проходит следующие стадии социализации: 1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых; 2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением; 3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение.
В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Вторичная социализация - процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества. Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д. На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов. На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
30. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Главной чертой человеческого общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией. Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д. Функционализм объясняет соц. неравенство с точки зрения дифференциации соц. функций. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.п. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но некоторые из них, с позиции этого организма, являются более важными, другие менее. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль, так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе. Первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, неравном распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Социальное неравенство всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами. проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семьях, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового
31. Социальная мобильность в обществе: механизмы и социальные институты ее обеспечивающие. В системе стратификации индивиды или группы могут перемещаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс называется социальной мобильностью. Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных её типа – вертикальная и горизонтальная. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Межпоколенная мобильность определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определённый момент карьеры тех или других. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид в отличие от родителей на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. В.м-ть предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Вертикальная мобильность – изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Горизонтальная мобильность – изменение социального положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.
Для жизни человека важны социальные институты, которые являются каналами вертикальной мобильности: школа, армия, церковь, организации, которые как бы фильтруют и отбирают индивиды, осуществляя своеобразную селекцию. Так формируется элита, сливки общества, различные типы людей. Известно, что роль армии велика в военное время. Церковь как канал вертикальной стратификации часто выдвигала простых людей. Школа – мощный канал вертикальной стратификационной мобильности. Собственность – один из действенных способов продвижения. Семья тоже служит интересам социального отбора, однако сейчас ценится не происхождение и знатность рода, а личные качества.
32. Концепция постиндустриального общества. В 60-е годы две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской и западноевропейской социологии. Причина появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по иному взглянуть на само общество в целом. Концепция "постиндустриального общества" является своеобразной проекцией "индустриального общества". По мнению Белла переход от "индустриального" к "постиндустриальному обществу" предопределяется не столько материальными факторами, сколько социальными институтами. Он выдвигает идею о том, что развитие любого общества происходит одновременно за несколькими "осевыми линиями", которые определяют его экономическую, политическую и культурную эволюцию. В зависимости от выбора оси историю общества можно рассматривать по-разному: как эволюцию форм собственности, его политической организации, или культурных традиций. Система "постиндустриализма" у Белла характеризуется пятью признаками: переход от производства товаров к производству услуг; преобладание среди работников "класса" профессиональных специалистов и техников; ведущая роль теоретических знаний, как основы нововведений в экономике, политике и социальной структуре общества; ориентация в будущем методы контроля и оценка возможных направлений развития технологии; принятия решений на основе новой "интеллектуальной технологии". Эти процессы, по мнению американского социолога, уже набирают реальных жизненных форм, тогда как черты традиционного капитализма постепенно исчезают.
33. Социальная роль и социальный статус личности. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также для оценки того положения, которое он занимает в них, его функциональных возможностей по отношению к каждой группе, используются понятия «социальный статус» и «социальная роль». Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени. В социологии выделяют различные виды социального статуса. в статусном наборе существует так называемый главный статус, Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Разновидностями социального статуса выступают предписанные, достигаемые и смешанные статусы. Предписанный статус — это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Достигаемый статус — это статус индивида, который закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения. Смешанный статус – статус, полученный человеком по независящим от него обстоятельствам. Выделяют также формальные статусы и неформальные статусы, основные и эпизодические статусы, независимые и зависимые статусы. Социальный статус индивида характеризуется: объемом власти и авторитета, уровнем социального престижа, ассортиментом потребляемых товаров и услуг, соответствующими правами и обязанностями.
С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей, независящее от индивидуальных характеристик индивида, и никакое другое является социальной ролью. Социальная роль характеризуется комплексов нормативных требований, определенных прав и обязанностей человека, степень реализации которых зависит не только от содержания ролевых требований, но и от возможностей самого индивида. Социальная роль - ожидаемый тип поведения в зависимости от положения человека в обществе, его статуса, выполнения им данной социальной роли. Характеристики социальных ролей: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Поскольку один и тот же человек исполняет множество социальных ролей, то иногда возникают социальные конфликты – ситуации, связанные с необходимостью удовлетворения противоречивых требований одной, двух или более ролей. Причиной ролевого конфликта могут выступать и противоположные ролевые ожидания, связанные с разными ролями, исполняемыми индивидом. Ролевой конфликт может возникнуть при переходе людей из одной группы в другую, смене работы, места жительства и другом.
34. Социальная стратификация: понятия и виды. Социальная стратификация -это социальная дифференциация и структурирование неравенства между различными социальными слоями и группами населения на основе различных критериев (социальный престиж, самоидентификация, профессия, образование, уровень и источник доходов и др.). Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К. Маркс и М. Вебер. Первый видел причину социального расслоения в разделении тех, кто владеет и управляет средствами производства, и тех, кто продает свой труд. Эти два класса (буржуазия и пролетариат) имеют разные интересы и противостоят друг другу, антагонистические отношения между ними построены на эксплуатации. М. Вебер предложил многомерный подход, выделив три измерения для характеристики классов: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партия (власть). Именно эти взаимосвязанные факторы лежат, по Веберу, в основе стратификации общества.
Основными системами (типами) социальной стратификации являются: Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Класс понимают в двух смыслах - широком и узком. В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
Одним из создателей современной теории стратификации является П.А. Сорокин. Он вводит понятие "социальное пространство" как совокупность всех социальных статусов данного общества, заполненное социальными связями и отношениями. Способ организации этого пространства - стратификационный. П. Сорокин выделяет три вида социальной стратификации: 1. Экономическая стратификация – разделение общества по критериям дохода и богатства. Существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением. 2. Политическая стратификация – расслоение людей по степени влияния на поведение других членов общества, по объему принадлежащей им власти. 3. Профессиональная стратификация – разделение общества на различные слои на основе успешного исполнения социальных ролей, наличия знаний и умений, образования, и т.д.
35. Социальная структура общества. В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества. В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы. Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. В обществе можно выделить следующие элементы социальной структуры: 1. Этническая структура общества (этнос) - исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, объединенных общей территорией, языком, культурой, бытом, традициями. Главным признаком такой общности является кровнородственная связь. 2. Демографическая структура общества (народонаселение) - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. 3. Поселенческая структура общества - отношение людей к территории их обитания, а еще точнее – отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселений. 4. Классовая структура общества. Класс – это крупная социальная группа, объединяющая внутри себя людей с общим социально-экономическим и политическим статусом. Социальная структура имеет иерархическое строение. Помимо классов, истории известны другие социальные общности людей, составляющие социальную структуру, такие как сословия, касты. Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Вторая обусловлена идущими в мире интеграционными процессами в экономике, которые воздействуют на развитие социальной структуры общества.
36. Социальные и культурные предпосылки возникновения социологии. Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего Х1Х в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации.
Основатель социологии Огюст Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка, которые и стали социальными предпосылками к возникновению социологии: 1) концентрацию рабочей силы в городах; 2) установку на получение прибыли; 3) использование в производстве достижений науки и техники; 4) возникновение скрытого или явного антагонизма между хозяевами и наемными работниками; 5) усиление социального неравенства; 6) формирование экономической системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции.
Культурные предпосылки. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Поменялись ценности, люди начали акцентировать большее внимание на рациональном поведении, на построении рациональных связей. На передний план выходят проблемы взаимоотношений в коллективе. Развитие капитализма повлекло усиление социальной дифференциации, возникновение рабочего движения, появление идеологии социализма. Начала меняться социальная роль религии и науки: наметилось падение религиозных ценностей и становление научного мышления. На возникновение теоретической социологии большое влияние оказали достижения в естественных науках. Социология как наука возникла не в результате умозаключений того или иного мыслителя, а во многом была обусловлена определенными теоретическими, социальными, экономическими, политическими и другими предпосылками и условиями развития общества, т.е. появление социологии как науки было социально обусловлено.
37. Социальные институты и их роль в обеспечении стабильности общества. Социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей и структурные элементы общества. Социальный институт – это относительно устойчивые типы и формы организации и регулирования социальной практики, посредством которых образуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Деятельность института определяется: набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций. Главной социальной значимой функцией любого социального института является обеспечение стабильности в обществе.
Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.
Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными. Таким образом, можно сказать, что основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов: удовлетворение потребностей общества; регуляция социальных процессов.
Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей. Процесс удовлетворения потребностей может институционально регулироваться.
38. Природное и социальное в человеке. Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим. Включенность человека сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы – порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу. Это влияет на внешние, физические данные индивида, а также на его психические качества. По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности. Однако способности человека обусловлены не только и не столько биологически. Способности обусловлены единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.). Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в рамках биологии было бы неверно. Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, не прошедший опр. период социализации, обладающий только биол. началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных. Вне социальных условий одна биология еще не делает человека личностью. Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осущ-ся и удовл-ся в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т. д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому, как отдельный индивид способен, в отличие от животного.
39. Социальный эволюционизм Г.Спенсера. Спенсер много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах: эволюционной теории, органицизме (рассмотрение общества как определенного рода организма), учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как
сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда
соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее, это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов: 1.рост, увеличение в объеме, 2.усложнение структуры, 3.дифференциация функций, 4.рост взаимодействия структуры и функций, возможность временного существования частей при расстройстве.
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию: интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода: 1.Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. 2.Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она
выполняет определенные функции. 3.Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство. 4.Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
40. Социологические теории экономики. Существует несколько направлений в экономической социологии: 1) старая экономическая социология (Карл Маркс, Макс Вебер, Зомбарт, Йозеф Шумпетер, Эмиль Дюркгейм и другие), 2) новая экономическая социология, она же неоинституциональная экономика.
Эта дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов, касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Это направление использует самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. И самое главное, это особый подход, опирающийся на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества. Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. «Экономический человек» слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В то время как экономическая социология не превращает человека в социологический автомат, столь же бездумно подчиняющийся предписанным нормам. Это человек, способный на стратегию - последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего.
На данный момент можно выделить следующие течения новой экономической социологии: 1. Социология рационального выбора 2. Сетевой подход 3. Новый институционализм 4. Культурноисторический подход 5. Этнографический подход
1. Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Социология рационального выбора возрождает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности.
2. Сетевой подход. Направление экономической социологии, формирующееся в рамках сетевого подхода. В данной теории современное хозяйство представляется как совокупность социальных сетей - устойчивых связей между индивидами и фирмами. Эти сети формальных и неформальных отношений позволяют находить работу, обмениваться информацией, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать доверие. Экономические отношения, таким образом, тесно выстраиваются с социальными.
3. Новый институционализм. Сетевые связи между индивидами и фирмами представляются как множественные, многозначные, подвергаемые хозяйственными агентами различным интерпретациям и оценкам. Под институтами здесь понимаются не абстрактные нормы и ценности, а формальные и неформальные правила, которые регулируют практики повседневной деятельности и поддерживаются этими практиками.
41. Социологическое исследование и его этапы. Программа социологического исследования. Социологическое исследование -система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении. Социологическое исследование включает в себя следующие этапы: 1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования. 2. Основной: включает в себя проведение самого исследования. 3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.
Программа социологического исследования — стратегический документ, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ. Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.
Цель состоит в решении поставленной научной проблемы. Изучать несколько проблем в рамках одного исследования нецелесообразно.
Объект социологического исследования – общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс.
Предмет социологического исследования — концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования.
Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и также могут быть условно разделены на основные и дополнительные.
Программа социологического исследования выполняет три основные функции: методологическую, методическую и организационную.
42. Социология в современном мире. Предмет и объект социологии. Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. Социология как наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей, как наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. объектом социологии могут являться: глобальное мировое сообщество; традиционное национальное общество; микрообщество (социальная группа, семья и т.д.); индивид, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества. Предмет социологии - это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду. К числу таких ключевых явлений относят: групповые взаимодействия, (например конфликты или интеграцию внутри обществ); становление и функционирование социальных институтов (например, института семьи, религии, спорта и т.д.); социальные процессы (например, социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).
43. Структура и функции социологии. В структуре социологической науки можно выделить три уровня: фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий; прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий. отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология образования, социология семьи и т. д.Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни. Функции социологии. Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции. Познавательная функция. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Прогностическая функция. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей. Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно.
Идеологическая функция. несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни.
44. Социология и другие науки об обществе. Особенности социологического исследования общества. Помня о том, что собой представляет социология как наука, сравним ее с философией - учением об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. Это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Таким образом, объект и предмет философии шире по сравнению с объектом и предметом социологии. Изучаемые философией законы являются более всеобъемлющими по сравнению с социологическими закономерностями. Ясно, что и методы, используемые философией, более фундаментальны, более абстрактны в сравнении с методами социологии. Частично совпадает объект изучения, ибо к таковому в философии, наряду с природой, относится и общество. В связи с этим можно говорить о пересечении, взаимосвязи философии с социологией через посредство ряда общих закономерностей, методов изучения и используемых понятий.
О схожести и различии социологии и конкретных общественных наук судить легко, потому что, в отличие от социологии, изучающей общество в целом, они исследуют конкретные сферы общественной жизни. Особо следует сказать о соотношении социологии и истории. В определенных аспектах их объекты совпадают. Таким общим объектом является общество. Вместе с тем социология, в отличие от истории при изучении общества обращает внимание прежде всего на социальные отношения в собственном смысле этого слова. Если история как наука изучает прошлую историю, то социология главным образом обращает внимание на современность. Важно видеть также взаимное использование применяемых этими науками понятий, методов изучения. Так, социологи используют, наряду с историками, не только традиционный метод анализа документов, но и разработанный ими и широко применяемый в последние десятилетия метод контент-анализа документов.
В подготовке и деятельности социальных работников социология занимает одно из ведущих мест. Социология позволяет определить наиболее общие подходы к изучению проблематики как социальной работы, так и других конкретных общественных, социальных наук. В то же время следует учитывать влияние знаний в социальной работе на социологию. Они помогают конкретизировать содержание понятийного аппарата, обогащают понимание социальных закономерностей, исследуемых социологами, помогают выявить новые, еще не раскрытые. Социологические методы и техника изучения проблем социальной работы выполняют двойную функцию - расширения и углубления социологического и социального образования в целом и получения важной первичной социальной информации, без чего невозможны анализ практической социальной работы, невозможно накопление опыта, его обобщение и в целом повышение эффективности социальной работы как научного направления, учебного процесса и специфического вида практической деятельности.
В заключение отметим, что социология как общественная (социальная) наука связана также с естественными (биологией, медициной) и техническими, математическими науками. В условиях информационного общества трудно представить решение задач эмпирических исследований без использования, к примеру, специальных математических методов, компьютерной техники.
45. Социология образования и науки как отрасль социологического знания. Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Социология образования - отрасл