Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социология Ф.Тённиса Э.Дюркгейма




Ф. Тённис (1855 – 1936) – номиналист, марксист, материалист. Первый президент немецкого социологического общества. Людей подгоняет под классы.

Основные труды: «Введение в социологию», «Критика общественного мнения», «Маркс: жизнь и творчество», «Общности и общество: теорема, философия, культура», «Прогресс и социальное развитие».

Социология делится на 2 типа:

1. Общая – исследует все виды социальности в том числе в растительном и животном мире.

2. Специальная – исследует социальность людей, делится на чистую, прикладную и эмпирическую.

Основа понятия – «воля».

«Социумы создаются взаимодействием людей, основанным на человеческой воле».

Воля может быть направлена на сохранение утверждения чужой воли/тела (у Конта – альтруизм).

Взаимоутверждение – предмет чистой социологии. Также воля может быть негативна(генез и телезис у Уорда) и разрушительна -> предмет общей социологии.

В результате взаимодействия возникает нечто, обладающее значимостью для участников – моральные факты или значимые вещи(гештальд – психология)

Таким образом наука об обществе – не механистическое воззрение, а интуитивное и диалектическое философствование.

В обществе существует 2 вида связей:

1. Основывается на сущностной воле «весенвилле», психический эквивалент тела – эмоциональные, полуинстиктивные влечения, реализующиеся в деятельности. Субъект воли – органическое единство – «самость», то что относится ко мне самому. На основе данного вида связи получается связь – Гемейншафт – эмоции, привязанность, душевная склонность. На не надо покупать. Семья, дружба, супружество. Основа – единство.

2. Основан на избирательной воле. Все цели рациональные положения(выбираем цель сознательно), реализующиеся в деятельности. Субъект воли – лицо. Лицо есть внешнее механистическое единство, определяемое внешним случайным образом. Здесь же Гезельшафт – то, что основано на расчете, рациональном обмене между формальными лицами. Основа – разделенность.

Прототипы: акционерное общество, клуб по интересам, студ.группа. Отсюда, логика корпоративной этики. Эти отношения могут опираться на принципе Геноссеншафт (товарищество) -> гражданское право и хершафт (господство)->публичное право.

Все конструкции выделяются на 3 уровнях:

1. Верхалтниссе, как отношения: братья или друзья, товарищи – геноссельшафт; отцы и дети – хершафт

2. Самтшафтен, как совокупность. Общностные: сословия и касты(т.к. этически связаны) не только формально – гемейншафт. Гезельшафт – классы(отношение к собственности) и общества (АОО, ОАО, ООО)

3. Корпершафте (корпорация) – все действует как единое целое!Сюоз выступающий для всех своих членов дееспособным единством.

Гемайншафтлихе: племенные союзы(народ).Государство как этнический организм(высшая форма) – нация.

Гезельшафтлихе: население(рационально выбрал свое место), собрание граждан(электоральный корпус. Государство, как рациональный организм(население).

Часть должны уподобиться целому – социализация.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – органист, реалист(100%), т.к. индивид подстраивается под общее. Франция.

Основные труды: «О разделении общественного труда» «Правила социологического метода», «Самоубийство: социологический метод», «Социология и философия», «Уроки социологии».

Общество – совокупность социальных фактов(предмет социологии)

Социальный факт – всякий образ действия, резко определенный или нет, но способный оказать на индивида внешнее давление и имеющий свое собственное существование независимо от его индивидуальных проявлений.

Рождаясь, индивид находит готовым язык, законы, обычаи, этикет, верования, обряды, денежную систему и т.п. Т.е. эти образы существуют объективно и принудительно воздействуют на индивида.

Факт - то, как упаковано и нами осознано.

Главная методологическая концепция – «социализм» - основополагающие принципы социологии:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок и развивается в соответствии с природными законами(Конт).

2. Общество – реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам

3. Человек – двойственная реальность(homo duplex) социальная и индивидуальная

4. Группа действует, чувствует иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы были разделены.

5. Если следовательно отправляться от этих последних(членов группы), то мы легко? поймем, что происходит в группе

6. Социальная реальность первична. Определяет индивидуальное сознание и поведение.

Общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, начинает жить по своим законам.

Методология и социальная статика.

Раз общество часть природы, то к нему применимы объективные методы.

Метод аналогии с биологией и физикой:

1. Социальные факты надо рассматривать как вещи(гештальт)

2. Социология – корпус социальных наук, изучающих общество. Все обществознание.

3. Коллективная психология – вся социология целиком

Динамика

Основная категория социальной динамики – солидарность.

Все общественное развитие – путь от механической солидарности к органической

Первые ранние общества: сегментированные, механическая солидарность основанная на сходствах.

Общество гомогенно(однородно) Нет функциональной специализации. Связей внутри общества – минимум. Легко разъединяются и соединяются. Коллективное сознание, господство репрессивного права.

Общество превращается в процесс эволюции в сложный механизм: путем разделения труда.

В организованных обществах преобладает органическая солидарность, основанная на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене (“органическая солидарность”), причем “коллективное сознание” здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере.

Люди становятся специализированными и трудно заменимыми.

Господство совести…реститутивное право. Сегментация общества, сегментация общественного сознания.

Социализация: развитие социальной половины homo duplex. Подогнать индивида по общие требования.

Самоубийство: разбирает самоубийство по социальным причинам. Вероятность суицида: взаимодействие человека и общества.

1. Эгоистическое самоубийство: разрываются связи человека и общества(социопаты).

2. Альтруистическое -0 отдал жизнь за другого, связь обществом излишне усилена.

3. Аномическое - связь отсутствует, индивид теряет всякие ориентиры.

4. Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

Социология П.А. Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин(1889 – 1968)

Основные труды: «Преступление и кара», «Подвиг и награда», «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность» «Социальная и культурная динамика».

Синтез позитивизма (Парето) и бихевиоризма

Теор. социология изучает соц. явления с точки зрения сущего.

Разделы теор.соц:

1. Социальная аналитика, институты взаимосвязи.

2. Социальная механика. Соц. силы и процессы.

3. Соц. генетика. Эволюция соц.жизни.

Практическая социология – явления с точки зрения должного.

Взаимодействие – простейшая модель.

Элементы:

1. Индивиды. Наличие ВНС, потребностей, способностей реагировать на стимул.

2. Акты(действия). Внешние раздражители и внутренняя реализация психологической жизни индивида.

3. Проводники. Символы передачи реакции между субъектами интеракции. Язык, искусство(культура), деньги

Дихотомии:

Виды взаимодействий:

1. антагонистические – рассчитаны на конфликт; солидаристские – сотрудничество

2. односторонние; двусторонние

3. шаблонные;нешаблонные

Статика

Социальные группы строятся на взаимодействии.

Виды:

1. элементарные группы – строятся по одному признаку(семья, партия)

2. кумулятивные группы – сочетание элементарных группировок(каста, национальность, класс)

3. сложные группы – комбинация элементарных и кумулятивных. Комбинация составляющих дихотомий(население)

Факторы влияющие на взаимодействие:

1. бессознательные(рефлекс), биосознательные(голод, секс)

2. социосознательные(нормы, ценности)

Социальная динамика:

Возможно, ввел понятие социально пространство – некая внешняя составляющая из народонаселения Земли.

Индивид – как точка пространства, занимает место (соц.положение), определяемое путем установления связей с другими индивидами и/или группами. Т.е. чтобы определить статус, надо выяснить в каких взаимоотношениях состоит с др. индивидами/группами.

Стратификация – дифференциация некой данной совокупности людей(население) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия/отсутствия соц.ценностей/власти/влияния среди членов того или иного сообщества.

Основные формы: экономическая, политическая, профессиональная.

Соц. мобильность: регулярное перемещение индивида, групп, ценностей из одной позиции в другую: горизонтальная(переход на 1м уровне стратификации); вертикальная(из страты в страту) – восходящая; нисходящая.

Тенденции к уравниванию и дифференциации находятся в неустойчивом равновесии -> плоских социумов не бывает.

Пирамида то снимается в результате катаклизмов и опять превращается в трапецию, то опять восстанавливается.

Разница между типами обществ в размере и качестве социальных лифтов(Парето) и фильтров.

Динамика.

Противник идеи прогресса.

«Если в истории и есть трансцендентальная цель, то ее еще никто не открыл».

«Исторический прогресс скорее напоминает мне человека, который вращается в разных направлениях без определенной цели и пункта назначения».

Вводит понятие суперсистемы – социокультурной системы, развитие которой определяется перегруппировкой классов и ценностей(когнитивных: истина, эстетических: красота, социально – адаптационные: добро и добродетель, интегративных: польза).

В истории сменяют друг друга следующие типы суперсистем, по критерию: какие культуры в основе:

1. Идеациональная – ориентирована на трансцендентные ценности

2. Сенситивная – ориентирована на материальные ценности

3. Идеалистическая – сочетание трансцендентных и материальных ценностей

4. Эклектический – 3 типа указанных выше не составляют органическое единство(культура упадка).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 983 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2158 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.