Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социологическое понятие личности.




2. Социализация личности: парадигмы, этапы, агенты.

3. Девиантное поведение: теории, типология

4. Социальный контроль: понятие, типология.

 

1. Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В повседневном и научном языке понятие «личность» очень часто употребляется наряду с такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Однако эти слова далеко не синонимичны, между ними существуют немаловажные смысловые различия. Человек – понятие общее, родовое. Индивид – отдельный, конкретный человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Что касается понятия «личность», то оно служит для определения человека как социального существа.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

■В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, вовек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки, 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

— с точки зрения ее структуры;

— с точки зрения ее взаимодействия с окружающим, общения с другими людьми.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Таким образом, социология личности — отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах: 1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов; 2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания); 3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

2.

Социализация в широком понимании - это определение происхождения и формирования родовой природы человека. Речь идет о историческом процессе развития человечества, филогенез.

Социализация в узком смысле - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы.

Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения.

Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности.

 

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Этапы развития личности по Эриксону

Этап развития Психологический кризис Доминирующая социальная среда Благоприятный результат
       
Младенчество Основы доверия в противовес недоверию Семья У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру
Раннее детство Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям Семья Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению
Возраст 4-5 лет Инициатива в противовес чувству вины Семья Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям
Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости Соседи; школа Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях
Подростковый период Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями Группа сверстников и внешние группы Индивид развивает самоидентификацию – ясное ощущение собственного Я
Юность Любовь в противовес одиночеству Друзья и партнеры Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения
Взрослый Творческий потенциал в противовес застою Новая семья, работа Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом
Пожилой возраст Целостность в противовес отчаянию Выход на пенсию и близящаяся смерть Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью

3.

Любому человеку очевидно и понятно, что жизнь включает в себя не только правильное, но и отклоняющееся от этих правил поведение, что касается и социальной жизни. Это и есть отклоняющееся от нормы (девиантное) поведение, т. е. это то поведение, которое не соответствует официально либо фактически существующим нормам в этом обществе. В этом случае важно понять, что же мы называем «нормальное общество».

Социолог В. Н. Кудрявцев считает, что это целостная, жизнеспособная социальная система.

Рассматривая понятие «девиантное поведение», мы не видим, о каком отклонении в поведении идет речь. Поэтому можно считать девиантным поведением героизм, сверхтрудолюбие – гениальность (т. е. отклонение со знаком «+»). Но и отрицательные проявления существуют (от мелких краж до тяжелых преступлений).

Ученые пытались объяснить причины появления отклоняющегося поведения. Шелдон Х. считал, что девиантное поведение зависит от особенностей строения тела, Фрейд – что отклонения запрограммированы в человеке.

Социологическое объяснение девиации учитывает в первую очередь социальные и культурные факторы. Этой проблеме уделяли внимание Конт, Спенсер, Лиминфельд, Дюркгейм, Мертюн. Дюркгейм считал нормальным то поведение, которое вытекает из условий существования общества, а отклоняющимся то, которое наносит вред обществу. Мертон говорил, что причиной девиации является разрыв целей общества и тем средства их достижения, которые будут социально одобрены этим обществом.

Как же возникает девиация? Сначала появляется цель, которую достичь нормальными путями социальному объекту не удается. Возникает социальная напряженность, а следом – предконфликтная ситуация. И если решение конфликта не наступает, то объекты вступают в открытую борьбу, пытаясь добиться цели, – возникает конфликтная девиация.

Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.

Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:

Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека педагогике отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

выделяют два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях[1].


"Ядром" девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:

- преступность;

- алкоголизм;

- наркомания;

- самоубийство;

- "преддевиантный синдром" - комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:

§ аффективный тип поведения;

§ семейные конфликты;

§ агрессивный тип поведения;

§ ранние антисоциальные формы поведения;

§ отрицательное отношение к учебе;

§ низкий уровень интеллекта[2].


Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:

1) социально-психологическая:

- антидисциплинарное поведение;

- асоциальное;

- противоправное;

- аутоагрессивное.

2) клинико-психопатологическая:

- патологические;

- непатологические девиации.

3) личностно-динамическая:

- "реакции";

- "развития";

- "состояния"[3]

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

4.

Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Выделяют два основных вида социального контроля: внутренний и внешний.

Внутренний контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция поведения в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, в результате чувства вины, неловкости или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных (интернализованных) в процессе социализации норм. Общепринятые нормы, будучи рациональным предписанием, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Импульсивное поведение, неумение властвовать над своими желаниями характерны для детей. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля – армии, судам, государству. Однако жесткий внешний контроль тормозит развитие самосознания и волеизъявления человека. Привычные подчиняться принудительному контролю граждане не развивают внутренний контроль и постепенно деградируют как социальные существа, способные брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения.

Внешний социальный контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.

Неформальный социальный контроль - это результат самоорганизации социальных взаимодействий. Содержание прививаемых путем такого контроля норм не формализовано, они стихийно возникают в социальных группах, сообществах и воспроизводятся в поведении их членов под угрозой применения санкций.

Агентами неформального социального контроля выступают сами группы и сообщества, наиболее авторитетные их члены (например, родителя в семье, друзья, коллегии и другие «значимые» лица).

Санкции выступают в форме угрозы (или реального применения) физического насилия, отвержения, лишения членства (остракизм), а также в виде упреков, порицаний, насмешек и т.д.

Эффективность неформального социального контроля прямо пропорциональна степени единства соответствующих социальных групп, уровня социальной сплоченности, солидарности их членов.

Формальный социальный контроль - это результат процесса рациональной организации социальных взаимодействий. Он осуществляется государством путем законодательного определения запрещаемых действий и применения санкций за их нарушение. Формальный контроль исторически возник позже неформального – в период зарождения сложных обществ и государств. Однако в современном обществе значение формального контроля сильно возросло, поскольку в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Формальный контроль действует на территории всей страны. Поэтому он глобален.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 699 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2256 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.