Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социалогич. понимание культуры.




Культура -совокупность духовных и материальных способов и результатов деятельности, осуществляемой человеком и отличающей его от животных.

Несколько компонентов, образующих культуру, которые взаимно переплетены и помогают людям взаимодействовать друг с другом. Они возникают и эволюционируют вместе с самим человеком(язык как средство общения; общие ценности и нормы, верования и знания, мифы; СМИ; обычаи, общие умения действовать, навыки труда; орудия действий, орудия труда; Результаты деятельности, труда человека).

Универсальные характеристики культуры: она передаётся посредством научения, прививается воспитанием, институционализирована, идеационна, предстает в форме идеальных норм, обеспечивает удовлетворение потребностей человека, адаптивна, интегративна)

Прежние достижения культуры не утрачиваются, а сжимаются, архивируются и уходят в глубинные основания современной культуры. Поэтому современная культура многослойна.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему
ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей
жизнедеятельности;

3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

 

20. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса.

В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословийграмматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Функции:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к: поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральныхценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным
профессиям).

2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.

3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:

4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:

во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;

во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степеньюпрофессионализма и компетентности.

Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.

21. Семья выступает как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п. Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Понятие «семьи» характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество:

§ упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и

§ устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности

 

Функции семьи:

1) репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

8) досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)Накопления собственности и передача её по наследству.

 

Роль религии

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии.

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам.

Выделяются четыре основные функции религии в обществе:

1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта
Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов
Австралии, обратил внимание на то, что религиозные символы, ценности,
обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость
и стабильность первобытных обществ.

Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:

1) будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;

2) если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущие им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранениюинтегративной функции религии.

2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.

3. Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.

4. Коммуникативная функции проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер.

Личность и общество

Изучая личность и общество социология рассматривает весь процесс, в котором человек усваивает социальные знания и опыт, правила и нормы поведения. В результате этого процесса человек сам уже становится полноправным членом общества. Обычно в процессе социализации личности можно выделить две стадии: процесс с момента рождения человека и до формирования зрелой личности является первичной социализацией. Вторичная социализация обычно происходит в случае изменения и перестройки уже сложившейся личности.

Фактически общество является для человеческого индивидуума социальной средой, которая объединяет в себе множество различных социальных факторов, оказывающих влияние на формирование личности и ее поведение. Такую большую социальную среду как мировое сообщество социология рассматривает как взаимодействие различных личностей в мировом масштабе. Из всего понятия социальная среда можно выделить макросреду – это общественное разделение труда и социальная структура общества, вытекающая из характера такого разделения, системы образования и воспитания в обществе и так далее. Кроме нее существует микросреда – это школа, семья, трудовой коллектив. Процесс как между собой взаимодействуют личность и общество социология определяет как взаимосвязанный. С одной стороны среда обитания человека и социальная система воздействуют на него, а с другой стороны, сам человек своими активными действиями способен изменять и среду обитания и социальную среду, в которой он находится. В процессе такого взаимодействия реализуются отношения, которые называются социальными. Эти отношения являются устойчивой определенной системой связи различных индивидов, которая складывается в условиях данного общества в процессе их взаимодействия друг с другом. По своей сути это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в различных социальных группах. Все, что мы делаем, является результатом социальных отношений и любая наша деятельность сводится к тому, чтобы строить и воспроизводить эти отношения. Если человек смог в чем-нибудь преуспеть, это означает, что прежде всего он преуспел в умении выстраивать отношения с другими людьми. Поэтому взаимоотношения личности и общества рассматриваются не только как деятельность общества, но и как деятельность индивида, который в определенных социальных условиях удовлетворяет свои потребности и при этом преследует определенные личные цели.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 782 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2176 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.