Социология как наука. 14.02.12
Предмет социологии
Предпосылки возникновения социологии
Социология как наука об обществе сформировалась к середине XIX века.
· Быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов
· Практические потребности управления заложили основы современной демографии, выработав методы количественного исследования социальных закономерностей
· Эволюционная теория стала одним из ведущих факторов идейного климата второй половины XIX века. Эволюционизм опирается на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве метода естественных и общественных наук.
· Географические открытия привели к развитию антропологии уже не в медицинском, а в социологическом смысле (работы Бюффона)
Объект и предмет социологии, ее специфика
В широком смысле слова объектом социологии является общество в целом, входящие в него социальные группы и слои.
Специфика социологии как науки в том, что объект и субъект исследования в значительной мере совпадают, в известном смысле социология – это средство самопознания человека и общества.
Социальная реальность – это проявление человеческого существования, а потому, это сфера свободы. Как бы жестко поведение человека не было детерминировано социальными обстоятельствами, сами эти обстоятельства – в значительной мере результаты индивидуального и коллективного выборов (между альтернативами развития) и проектов.
Социальные законы имеют характер вероятностно-статистических закономерностей (законов тенденции). Отсюда и роль индивидуальной и коллективной ответственности человека за то, что происходит в обществе. Поэтому, каким бы объективным, точным и достоверным ни было бы знание об обществе, оно всегда остается в какой-то мере субъективным и приблизительным.
Перед исследователем-социологом стоит трудная задача отделить свои вненаучные ориентации от научных.
Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексный характер и несводимы к отношениям только экономическим, только политическим и духовным. Они по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя: и социально-экономические, и социально-политические, и социально-духовные.
Предмет социологии
Социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.
В международной энциклопедии социальных наук предмет социологии определяется как изучение социальных агрегатов и групп и их институциональной организации, а также причины и последствия изменений институтов социальной организации.
В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.
Структура социологии
a) Общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на вычисления общих закономерностей функционирования и развития социума как целого
b) Социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, изучающее закономерности взаимодействия структурных частей социальной сферы
c) Микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения
В зависимости от уровня получаемого звания существуют теоретические и эмпирические знания.
Структура социологии отражает различия фундаментальной и прикладной социологии. Основание – различие в целях и задачах.
Методы социологии – методологические принципы социологического исследования общества
· На макроуровне
· На средних уровнях
· На микроуровне
По масштабу использования:
· Общенаучные методы
· Частнонаучные методы
По уровню знания
· Теоретические знания
· Эмпирические знания
Функции социологии:
· Познавательная
· Прогностическая
· Управленческая
· Мировоззренческая
Становление социологии 21.02.12
Значимые идеи в социальной философии появляются в античности.
Платон выявил особую роль разделения труда в социальном устройстве, указал основные функции государства: ф. управления, защиты и хоз.ф., на основе которых происходит социальное расслоение на касты – мудрецов-управляющих, воинов, ремесленников и крестьян.
«В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - законы». Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. Частная собственность вредна и ведет к злоупотреблению властью.
Аристотель – « Человек – животное общественное, наделенное разумом ». Общество устроено в форме социальной иерархии, есть слои. Иерархия необходима, основанием для нее является доступ к благам.
Полис – выражение наиболее оптимального общественного устройства. Средний класс – наиболее устойчив, многочисленен, ядро общества. Государство лучшего всего управляется: 1) масса бедняков не устранена от управления 2)богатые ограничены законом 3) средний класс сильнее двух других.
Учение о справедливости: это то состояние, когда каждый занят своим делом и при этом не мешает делать другому. У Аристотеля 2 стороны справедливости: распределяющая и уравнивающая. Уравнивающая – простое, арифметическое равенство, действует в сфере гражданско-правовых сделок. Сделки и договоры должны иметь основания, при которых участники отношений имеют равные права. Вторая – распределение благ согласно вкладу каждого в общее дело. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а выравниванию жизненных шансов. Несовершенства общества должны исправляться не уравнительным распределением, а моральным улучшением, просвещением, поддержкой среднего класса.
В античности не разделяли понятие «общество» и «государство».
Н.Маккиавелли ("Государь") учение о политических взаимодействиях, прослеживается борьба за власть, закономерности управления. Людьми движет стремление к власти, честолюбие и страх. Именно это должен учитывать любой правитель, который своими действиями уравновешивает людей, чтобы сохранить государство. Правитель правит не в своих интересах, а либо в интересах какой-то группы, либо в инстресах целого.
Томас Гобсс – теория общественного договора. Некоторые формы общественного договора приводят к появлению государства. Именно государству, как некой третьей стороне, люди делегирует свои природные права. Эти права нужно защищать, забота о мире.
Шарль Монтескье – географический детерминизм, что является источником развития общества, географический условия – определяющие. Частные законы подчинены общим. Естественные причины обусловили состояние развития общества. Законы истории определяются также комплексом других факторов: производством, образом жизни, собственностью, религией, принципами правления. Управитель будет заботиться скорее о предупреждениях нарушений, чем о наказаниях. Главные средства борьбы с преступностью: ликвидация нищеты и бесправия, воспитание и образование.
Сен-Симон - объяснял развитие (прогресс) общества сменой господствующих в нем социально-религиозных и научных идей. Считал, что определяющее значение в истории имеют “индустрия” (все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей собственность и классы. Чтобы избежать регресса, нужно создать новую науку, «позитивную» - ее результаты могут быть применены с целью гармонизировать общественные отношения.
Огюст Конт (1798-1857) – дал название науке социологии. Считал, что социология: 1) призвана открыть универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы 2) чтобы вылечить больное общество, социология должна быть точной наукой, такой, какой является обществознание.
Социология использует 4 метода:
· Наблюдение
· Эксперимент
· Сравнение
· исторический метод
Исследователь должен оставаться на позиции независимого наблюдателя.
28.02.2012
Огюст Конт (1798-1857) – дал название науке социологии. Считал, что социология: 1) призвана открыть универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы 2) чтобы вылечить больное общество, социология должна быть точной наукой, такой, какой является обществознание.
Социология использует 4 метода:
· Наблюдение
· Эксперимент
· Сравнение
· исторический метод
Исследователь должен оставаться на позиции независимого наблюдателя.
Социология призвана открыть универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Чтобы вылечить больное общество, социология должна быть точной наукой, такой, какой является естествознание.
Пять значений слова позитивное:
1. реальное в противовес искусственно сконструированному
2. полезное в противовес негодному
3. достоверное в противовес сомнительному
4. точное в противовес сомнительному
5. организующее в противовес разрушительному
Структура социологии: статическая и динамическая точки зрения.
Социальная статика – обнаружение законов социального порядка/Социальная анатомия – строение социального организма
Социальная динамика – обнаружение законов прогресса/ Социальная физиология – функционирование общества
В социальной статике есть структура «коллективного существа»: соответствующие человеческим обществам законы гармонии, эти условия касаются Индивида, Семьи, Общества(человечества).
Индивид – предназначен жить в обществе, но эгоистические склонности носят естественный характер. Индивида нельзя назвать элементом структуры общества из-за наличия эгоистических потенций.
Семья – это школа социальной жизни, где есть взаимодействие. Индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Семья – основной элемент, из которого и по образу которого строится общество.
Общество – образуется из совокупности семей, стадия семейного сосуществования перерастает в стадию политического существования.
Семья, племя, нация, государство – фаза ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Социальные образования предлагают кооперацию, основанную на разделении труда. Деление общества на классы вытекает из основного и необходимого разделения управленческой и исполнительной функции.
Социальная динамика – теория прогресса. Прогресс характерен для человеческого сообщества. Он возможен благодаря тому, что накопленные материальные и духовные богатства могут передаваться из поколения в поколение. Прогресс несет непрерывный и преемственный характер.
Главный закон социального прогресса – закон трех стадий: теологическая; метафизическая; позитивная.
Теологическая эпоха – человеческий разум стремится найти либо конечные, либо начальные причины явлений. Духовная власть принадлежит священникам, мирская – военным.
Метафизическая эпоха – внутренняя природа явлений объясняется не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей и абстракций. Духовная власть принадлежит философам и литераторам, мирская власть захвачена законодателями.
Позитивная эпоха – действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Ум обращается к простому исследованию законов, т.е. постоянных отношений между явлениями. Духовное управление осуществляется «учеными», мирское – «индустриалами».
Герберт Спенсер (1820-1903) – общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов – природных и социальных. Все стороны общественной жизни взаимосвязаны органично и не могут функционировать вне данной связи.
Спенсер сравнивал общество с живым организмом, так как в процессе роста и развития:
· общества увеличиваются в массе
· усложняются
· части общества приходят во все большую зависимость друг от друга
· продолжают жить, как целое, хотя составляющие их единицы постоянно меняются
В обществе три главных системы органов:
1. поддерживающая – производство
2. распределительная – транспорт, торговля, пути сообщения
3. регулирующая – управленческая
Спенсер различал два типа общества – воинственный и промышленный. Два типа борьбы за существование: военные конфликты и промышленная конкуренция.
Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – создал французскую социологическую школу. Социология должна изучать социальную реальность. Элементами социальной реальности являются «социальные факты», совокупность которых – общество.
Метод – социологический, в основе которого лежат принципы позитивизма:
· социальные явления – социальные факты необходимо рассматривать как вещи и исследовать их так, как исследует свой предмет та или иная естественная наука