Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Массовое сознание и массовые действия. Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе




Массовое сознание не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе. Специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.

В массовом сознании людей всегда присутствуют, по крайней мере, два основных слоя: сознание обыденное в узком смысле этого слова и сознание практическое. К обыденному сознанию относится все то, что связано с повседневными потребностями. А практическое мышление включает в себя весь жизненный опыт человека. Наличие в массовом сознании противоречивых элементов является основой для его оценки как очень изменчивого, подвижного. Подвижность и изменчивость характерны для некоторых элементов сознания – мнений, слухов, которые непосредственно и быстро отражают изменения в жизни. В целом же массовое сознание благодаря традиционным формам закрепления отличается инерционностью, консерватизмом, стереотипностью.

Массовое сознание имеет ряд особенностей:

1) сложность и противоречивость – в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды – прогрессивные и негативные реакции;

2) синкретизм;

3) размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность и др.;

4) эмоциональность;

5) «упрощенное» отражение социальной действительности.

Сопротивление массового сознания общественным преобразованиям может носить:

1) радикальный характер бунта;

2) пассивный характер молчаливого сопротивления – «психология социальной инерции».

Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы), либо достаточно подготовленными и организованными (демонстрации, революции, террористические акты, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли организаторы и лидеры, способные руководить остальными, или нет.


Формы массового поведения
Существуют различные формы массового поведения.

Массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха. Слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Погром – коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Бунт – собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание.
Различают несколько форм организованного протеста:

- открытый пассивный протест (невыполнение приказов, неподчинение, невыход на работу);

- скрытый пассивный протест (подстрекательство к сопротивлению, заговор, расклеивание листовок, работа с прохладцей);

- открытый активный протест (митинги, демонстрации, забастовки, стачки);

- скрытый активный протест и сопротивление (террористическая борьба, создание политической нелегальной партии, подготовка военного переворота).

Виды масс

Чтобы определиться с тем, кто является носителем массового сознания, представляется возможным обратиться к философскому словарю, где дается следующее определение: «Массы – это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». Это определение хотя и нуждается в совершенствовании, однако, на наш взгляд, вполне способно осветить наиболее значимые характеристики особого типа сознания, носителем которого являются массы, и которое, собственно, можно назвать массовым сознанием. Основной недостаток указанного определения - это обобщающий и в некоторой степени абстрактный характер: фиксируя основные свойства всякой массы, оно принципиально ограничено в операциональном использовании при анализе тех или иных конкретных массовых явлений и процессов.

Понятие «масса» можно конкретизировать по ряду оснований. В первую очередь, – в зависимости от таких формальных свойств рассматриваемых совокупностей (индивидов), как их относительная величина, упорядоченность в пространстве, наличие непосредственных связей (между индивидами), способ возникновения. Представляется, что в соответствии с названными признаками, можно различать следующие виды масс:

• большие и малые,

• устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные),

• сгруппированные и не сгруппированные,

• контактные и неконтактные,

• спонтанные (стихийно возникающие) и организуемые (институционально порождаемые),

• состоящие из представителей одного класса (социального слоя) и нескольких, различных классов (слоев).

Средства массовой информации в современном обществе могут контролировать основную часть информационного поля личности. Быстрая изменчивость информации приводит к стиранию традиционных форм мышления. Телевидение, как важнейший источник информации, является мощным средством воздействия и даже манипулирования массовым сознанием людей. Западные социологи считают, что массовые опросы общественного мнения не выявляют реального представления о состоянии массового сознания, а являются средством формирования общественного мнения, воздействия на него; создаются возможности манипулировать массовым сознанием.

Термин «манипулировать» первоначально означал «управлять со знанием дела», а сейчас трактуется как «ловкое и коварное воздействие на людей с целью достижения личной выгоды неблаговидными средствами», как психическое воздействие, которое осуществляется тайно, а следовательно, во вред тем, на кого оно направлено.

В теориях У.Липпмана, Э.Бернайса предлагается управлять массовым сознанием в интересах господствующих классов с помощью методов воздействия на инстинктивно эмоциональную сторону психики человека, например, через метод «создания бытия», когда организуется внешний возбудитель так, чтобы он, воздействуя на инстинкты и эмоции, эксплуатировал бы наличный стереотип людей или разрушал его и создавал новый.

 


Понятие социального контроля.

Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом - семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.
Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.
Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Согласно Т. Парсонсу, функция социального конт роля заключается в том, чтобы минимизировать рас хождения между социальными ожиданиями и факти ческим поведением индивидов. Фактически эта важ нейшая социальная функция, которую в обществе вы полняет институт контроля, расщепляется на три от дельные социальные функции:

регулятивную — контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

охранительную социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современ ного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установ ленный политический строй, национальные, государ ственные, религиозные приоритеты. Эта функция соци ального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

стабилизирующую — социальный контроль, орга низуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказу емость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

 

Девиация

Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.
О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. Попытаемся прояснить эту идею на основе рассмотрения ряда важных характеристик девиации.

Девиация в социологии имеет дело с отклонениями от общепринятых норм, которые могут быть как позитивным, так и негативным.

Негативная девиация в социологии может быть связана, например, с алкоголизмом. Такие отклонения обществом не принимаются, они наталкиваются на определённые барьеры и препятствия. Сами люди, проявляющие подобное поведение, могут испытывать на себе влияние общества, которое проявляется в принимаемых санкциях. В зависимости от типа поведения санкции могут быть разными - изоляция, либо принудительное лечение, в некоторых случаях - какие-то наказания для нарушителя.

Изучение девиации даёт некоторые неоспоримые преимущества, в частности можно принимать меры по устранению негативных отклонений в поведении. Такая практика применяется в образовательных учреждениях, от того, насколько хорошо педагоги умеют выявлять подобные проблемы, во многом зависит эффективность их работы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 557 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2049 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.