Социология возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О.Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер – предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX века вело к быстрому росту городов – урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных, увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируется «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы, Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».
Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.
Предпосылками возникновения социологии как науки об обществе являются:
1.Социальные потребности. Социология как любая другая наука возникла тогда, когда появилась в этом нужда, потребность. Например, наука математика (Пифагор – философ и математик) возникла из потребности количественных измерений. Для социологии эти потребности связаны:
с историческим развитием человечества (становление и развитие капитализма);
с историческим развитием научного знания в целом – в конце XVIII в. возникает идея эволюции, а в XIX в. – теории эволюции (Чарльз Дарвин, Томас Гексли, Фридрих Энгельс). Применительно к истории культуры понятие эволюции использовали и развивали американский этнограф Льюис Генри Морган и английский этнограф Эдвард Тайлор.
2.Теоретические предпосылки - это историческое развитие научных представлений об обществе от античности до современности.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с процессом ее институционализации, то есть приобретении социологией атрибутов относительно самостоятельного знания, статуса социального института.
К внешним факторам институциализации социологии относятся:
формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания (выделение объекта и методов);
создание специализированных периодических изданий по социологии;
преподавание данной науки;
создание специализированных учебных заведений по данной отрасли науки;
создание организационных форм объединения ученых – национальных и международных ассоциаций по социологии.
Социология прошла все эти этапы в различных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX века.
К внутренним факторам институциализации относятся:
система знаний в определенной области познания;
разработка эффективных исследовательских методов и приемов;
организационная структура науки, формирование правил и норм;
формирование профессиональной этики.
В социологии разработаны следующие подходы к изучению общества: а) демографический, б) психологический, в) культурологический, г) коллективистский, д) взаимоотношения.
В зависимости от уровня социологического знания делятся на теоретические и эмпирические; в зависимости от решения научных и практических задач (ориентира исследователя) – на фундаментальные и прикладные; в зависимости от уровня взаимодействия на макро - и микросоциологические теории.
К микросоциологии относятся концепции:
символического интеракционизма;
этнометодология;
социального обмена;
феноменологическая социология.
К макросоциологии относятся такие теоретические концепции как:
структурный функционизм;
неоэволюционизм;
неомарксизм;
функционализм и теория социального конфликта;
теория социальных изменений.