Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Русские княжества в начале XII - первой половине XIII века. Политическая раздробленность.




Древнерусское государство

В 882 году два крупнейших центра древних славян, киевский и новгородский, объединяются под властью Киева, образовав Древнерусское государство. В его создании важная роль принадлежит князю Олегу, способствовавшему данному объединению и ставшему впоследствии первым его правителем. Любое государство, по мнению многих ученых, связано с процессом классообразования. У славян этот процесс происходил на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую. Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII веках, можно определить как "военную демократию". Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Образование государственности из восточных славян совпало (и было обусловлено им) с разложением родоплеменных, кровно-родственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются веще более крупные формирования - "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев.

Образование Киевского княжества. Центром объединения славянских племенных союзов послужило племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. Анализируя государственное устройство Киевской Руси, можно сказать, что Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и уважаемых старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники - посадники и их ближайшие помощники - тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение (" тысячу").Посадников назначал князь, тысяцкие избирались из знатных бояр на вече. Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины. В особых случаях собиралось народное ополчение. На реках и в Черном море плавал значительный ладейный варяжский флот. Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды обязаны были платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах, а великокняжеские наместники не имели прав вмешиваться в их внутренние дела. В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса - крестьяне и феодалы. Оба класса не были однородными. Крестьяне делились на свободных общинников и зависимых. Свободные крестьяне имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам иодновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев и холопов. Класс феодалов состоял изпредставителей великокняжеского дома с великим князем во главе, князей племен или земель, бояр, старших дружинников. Позже в этот класс вошли и верхи духовенства. Феодалы эксплуатировали крестьян и посадский люд. На стороне феодалов были власть и военная сила. Но крестьяне вели борьбу против феодального гнета. Самое крупное восстание было в Киеве в 1068 и 1113 годах.

Княжеское правление Олега Рюриковича, Игоря, Ольги и Святослава Игоревича. Рюрик умер в 879 году, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Из-за малолетства Игоря Русской землей сталправить родственник Рюрика - Олег. За свои подвиги Олег получил прозвище Вещего, т.е. мудрого или хитрого. Свой первый поход в 882 году, будучи новгородским князем, он предпринял на югпо Великому днепровскому пути, захватив по дороге Смоленск иЛюбеч, оставив своих воевод, отправилсяс дружиной к Киеву. Он захватил город хитростью: запрятав в нескольких лодках свое войско, он послал гонцов сказать Аскольду и Диру, что купцы хотели бы встретиться с ними. Аскольд иДир были убиты, а Олег сделал Киев столицей своего княжества. Далее Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами, сам определял размер дани с покоренных племен. Географическое положение Киевской Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское, Черное и Каспийское моря, определяло отношения со Скандинавией, Хазарским каганатом и Византией. В Скандинавии киевские князья пополняли наемную военную силу. Через Хазарию шел торговый путь в страны Средней Азии. Византия была для Киевской Руси рынком, куда сбывались мех и рабы и откуда привозились дорогие ткани и предметы роскоши. Византия, со своей стороны, пыталась втянуть могущественную Киевскую Русь в свою политическую систему, стремясь ослабить опасность со стороны северян и радимичей (восточно-славянские союзы племен) и использовать "великий народ" русов для защиты собственных интересов. Олег в 907-911 годах совершил поход к Царьграду (Константинополь), в итоге был заключен выгодный для Руси договор и Царьград должен был платить дань. Летописцы оставили о смерти Олега противоречивые сведения. Олег умер от укуса змеи, но нет определенного указания места и времени его смерти. После Олега княжил Игорь (912-945). Ему удалось усмирить возмутившихся древлян, подчинить себе уличей и совершить два похода на Царьград. Оба они закончились неудачей. После двух походов Игорь подписал с греками в 944 году договор, менее выгодный, чем договор 911 года, по которому греки получали ряд привилегий, а Русь утрачивала некоторую самостоятельность в торговых отношениях с Царьградом. Игоря погубила его страсть к стяжательству. Он решил взять двойную дань с древлян, которые до этого исправно ему платили. Древляне перебили княжескую дружину и захватили самого князя. После смерти Игоря остались вдова Ольга и сын Святослав, которому в то время было четыре года, поэтому править Русью стала княгиня Ольга. По одним источникам - Ольга родом из Пскова, по другим - она была простой поселянкой из местечка Выбуты близ Пскова. Существуют разныемнения о ней. В летописях и других более поздних источниках ей приписываются лестные черты: умная, мудрая, энергичная, справедливая. Русская православная церковь причислила ее к ликусвятых. Но вот что пишет о ней историк Семен Скляренко: "...княгиня Ольга внешне казалась ласковой, душевной, на самом же деле была холодной и жестокой. Она много обещала, но мало давала. Она была просто скупа... и всеприкидывала, какбы поменьше дать дворовым, как дешевле прокормить гридней",т.е. дружину. И действительно, мы видим подтверждение ее жестокости и хладнокровности. Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших к ней спредложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, азатем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна - непременный элемент похоронного обряда. В "Повести временных лет" добавлен рассказ о четвертой мести Ольги: она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапамптиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, "и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись",утверждает летописец. В 946 году Ольга совершает поездку в Константинополь, идважды - 9 сентября и 18 октября - она была с почетом принята императором Константином Багрянородным. А в 955 году она посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи - повышения политического статуса своего государства втогдашнем мире. По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу. К тому времени, в свои 16 лет, он был уже вполне взрослым и весьма опытным в ратных делах мужем. Ольга женила его на дочери угорского князя Такшоня - на княгине Ильдиго. Скончалась Ольга в преклонном возрасте в969 году. Похоронена былапо христианскомуобычаю. Святослав представляется в народных преданиях княземнеобыкновенно храбрым, который, набрав дружинуподобных себе храбрецов, искал повсюду завоеваний, искал их и в дальних богатых землях, и оставался жить там, а своей землей пренебрегал. Святослав покорил жившее по Оке славянское племя вятичей, до тех пор остававшееся независимым, ходил на хазар, победил их, взял их главный город на Дону - Белую Вежу. В 967 году, по приглашению греческого императора Никифора, приславшего ему деньги, Святославпошел на дунайских болгар, завоевал ихземлю и осталсяв ней жить. На самомделе Никифор пыталсястолкнуть Русь с Болгарией, апотом уже поодиночке подчинитьих своему диктату.Но Святослав,наоборот, помог болгарамосвободиться от византийского влияния.Греки скоро почувствовали угрозу безопасности своей империи. И,чтобы отвлечь Святослава, Никифор спровоцировал нападениепеченегов наослабленный в военном отношении Киев. Святослав вернулся в Киеви прогнал печенегов, но не остался наРуси, а вернулсяв Болгарию, где, несмотря насвою необыкновенную храбрость, не смог осилитьгреческого войска. При возвращении наРусь он былубит печенегами при днепровских порогах в 912году.
Начало усобиц между сыновьями Святослава. До сих пор было по одному князю на Руси; теперь, как скоро их стало трое - Ярополк, Олег и Владимир, начинаются между ними усобицы. Ярополк пошел на Олега, и тот погиб вбитве с братом, Древлянская земля была присоединена к Киеву. Гибель Олега серьезно встревожила Владимира. И предвидя реальную возможность нападения Ярополка на Новгород, он вместе со своим родным дядей Добрыней и, надодумать, не с пустыми руками бежал к варягам.Послебегства Владимира Ярополк послал вНовгород своих наместников и стал,таким образом,единоличнымправителем всейКиевской Руси. Однако его княжение былонепрочным. Через двагода Владимирвернулся вНовгород с наемной варяжскойдружиной. Он не толькопрогнал изсвоего городакиевских наместников, но и решилвыступить с войскамипротив строптивого брата, чтобы отомстить ему за смерть Олега. Молодойкнязь не оставил помыслов о киевском престоле. Но,прежде чем идти наКиев, Владимирпопытался привлечьна свою сторонукнязя Рогволода,который правил небольшим Полоцким княжеством, расположенным междуНовгородом иКиевом. Он просилотдать ему вжены дочь Рогволода Рогдениду, которая былауже просватаназа Ярополка. Получивунизительный отказ, князь Владимир двинулся наПолоцк. Полоцк былзахвачен, а князь Рогволод убит, и Владимирсилой заставил дочь полоцкого князя выйти за него замуж. Далее князь Владимир разбил войскаЯрополка,убилего самого и стал единоличным князем на Руси. Став великим князем, Владимир значительно расширил и упрочил Русь как государство всех восточных славян. К его княжению относится окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от Великого водного пути. В 981 и 982 годах были предприняты им походы на вятичей, которые были побеждены и обложены данью, какую прежде платили Святославу. Та же участь постигла и радимичей в 986 году. Первый поход Владимира на болгар состоялся в 987 году. В летописи под 994 и 997 годами также упоминаются удачные походы на волжских болгар, а в 1006 году с ними был заключен торговый договор, по которому им было позволено торговать по Оке и Волге. Ко времени княжения Владимира относятся первые столкновения Руси с западными славянскими государствами. В 981 году вследствие войны с Польшей к Руси были присоединены Перемышль, Червен и другие города Червенской Руси. Но завоеванием червенских городов дело не кончилось: в летописи под 992 годом упоминается еще поход Владимира на хорватов, а по некоторым спискам в это же время Владимир воевал с Мечиславом (польским королем) "за многие противности его" и одержал над ним блистательную победу за Вислой. При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленный дополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж за Святополка. Довольно аморфное раннефеодальное государство - Киевскую Русь правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном для этой эпохи слиянии государственного начала с личным: на место прежних "светлых князей", стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей: в Новгород - Ярослава, в Полоцк - Изяслава, в Туров - Святополка, в Ростов - Бориса, в Муром - Глеба, в Древлянскую землю - Святослава, на Волынь - Всеволода, в Тмутаракань - Мстислава. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются "дороги прямоезженые", нашедшие отражение в былинах, связывающих их с именем Ильи Муромца. Но по-прежнему оставалась нерешенной главная задача внешней политики Руси - оборона от печенежских племен, наступавших на русские земли по всему лесостепному пограничью. Летопись вкладывает в уста князя следующие слова: "И рече Володимер. Се не добро, еже мало город около Киева. - И нача ставити городы по Десне и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И нача нарубати (набирать) муже лучьшее от Словен и от Кривичъ, и от Чюди, и от Вятичъ, и от сих насели грады. Бе бо рать от печенег и бе воюяся с ними и одаляя им".Эти слова летописи содержат исключительно интересное сообщение об организации общегосударственной обороны. Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, почти всех входивших в ее состав народов. Ведь гарнизоны для южных крепостей набирались в далеком Новгороде, в Эстонии (Чудь), в Смоленске и в бассейне Москвы-реки, в землях, куда ни один печенег не добирался. Заслуга Владимира в том и состоит, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям полян, уличей и северян. Из самых близких к Киеву городов были построены Василев на Стугне и Белгород на Днепре. Города Треполь, Тумащ и Василев соединяли валы. Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Сотни русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов. Князь Владимир, испытывая большую нужду в крупных военных силах, охотно брал в свою дружину выходцев из народа, прославившихся богатырскими делами. Он приглашал и изгоев, людей, вышедших поневоле из родовых общин и не всегда умевших завести самостоятельное хозяйство; этим князь содействовал дальнейшему распаду родовых отношений в деревне. Изгойство переставало быть страшной карой - изгой мог найти место в княжеской дружине. Победы над печенегами праздновались весьма пышно, что также нашло отражение в летописи. Князь с боярами и дружиной пировал на "сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. На эти пиры съезжались "посадники и старейшины по всем градом и люди многы". Знаменитые пиры Владимира воспеты и в былинах в полном согласии с летописными записями. Таким образом, при Владимире (980-1015) все земли восточных славян объединяются в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червенские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные герои. Принятие христианства. В 988 году при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Что же способствовало столь решительному шагу? По преданию, первым проповедником христианства на Руси был Андрей Первозванный - один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы "Х" (Андреевский крест). Уже в "Повести временных лет" рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду, и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться русскому обычаю хлестать себя в бане вениками). Впоследствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности. В Киеве христианство известно было уже давно, так же как и его основные догмы, очень хорошо отвечавшие нуждам феодального государства. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имели христианизация Болгарии (864 год) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX века). К середине Х века в Болгарии создалась уже значительная религиозная литература, что облегчало проникновение христианства на Русь. Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а "приде на хълм, къде стояше Перун, и покладоша оружие свое и щиты и злато", и похоронен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди боярства, его послов к императорам Византии была уже какая-то часть христиан. Вдова Игоря княгиня Ольга в 955 году приняла христианство, совершив путешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать христианство государственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником Бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод - любой народ, принявший христианство из рук греков, становился политически зависимым народом или государством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые определялись бы взаимовыгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественностью императора. Во всяком случае Константин Багрянородный - воспреемник Ольги при крещении - "нарек ее дщерью", то есть подчиненной ему, а не равноправной "сестрой". До официального принятия христианства Киевской Русью оставалось еще более пятидесяти лет. Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества этапом развития религии. Христианские миссионеры не приносили с собой ничего принципиально нового: они несли лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям. В 988 году Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев. "Путята крестил мечем, а Добрыня огнем", то есть не так все было легко и просто. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митрополит с епископами Анастасом и Корсунянином, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 году). Новый митрополит, назначенный Константинополем - Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество. В результате христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к Великому водному пути из Новгорода в Киев. Владимир после крещения поставил в Киеве церковь Богородицы, на содержание которой отдал десятую часть своих доходов и обязал своих преемников под угрозой проклятия соблюдать это обязательство, поэтому церковь и была прозвана Десятинной. Новый христианский Бог мыслился князьями как их специальный княжеский Бог, заменивший собой прежнего Перуна. Он - верховный повелитель князей, дающий им власть, венчающий их на княжение, помогающий им в походах, принимающий их души в свои чертоги. Духовенство, осуществляющее связь светской власти с Богом, это скорее слуги князей, чем слуги Бога. Часто княжеская власть не стесняясь показывала свою силу: князья не раз сгоняли с кафедры неугодных им епископов. Это преобладание светской власти над церковной во многом определило особенность развития Руси, где церковь никогда не стояла выше государства. Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но мы должны четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но русичи долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане", а на деле - "поганьске живущие", на игрищах людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI века киевский митрополит Иоанн жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством. Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян. Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Ярослав Мудрый. Ярослав правил 35 лет (1019-1054). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом. В 1036 году у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды, и с тех пор они перестали являть собой сколько-нибудь заметную угрозу русским землям. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм собора святой Софии. Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира - собору святой Софии в Константинополе, Ярослав таким образом ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии. На фресках (красочных настенных росписях по сырой штукатурке) константинопольской Софии есть изображение семьи императора Юстиниана - величайшего из константинопольских государей, в киевской же Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава. Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало множество народа. Киев по праву превратился в крупнейший экономический и политический центр государства. В нем широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Чтобы подчеркнуть могущество Руси, ее равенство с Византией, Ярослав, без согласования с константинопольским патриархом, назначил на Руси главу церкви - митрополита. Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов, тогда как прежде митрополиты присылались из Византии. При Ярославе выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Еще Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. Теперь же его преемник создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 года первая летопись появляется и в Новгороде. Перу сподвижника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит "Слово о Законе и Благодати" - первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли. Успехи просвещения на Руси во многом стали возможны благодаря личным достоинствам ее правителя. Ярослав был твердым христианином, сторонником "книжного почитания". Под его контролем был осуществлен перевод книг, привезенных на Русь из Византии. Это были богословские и исторические сочинения византийских и античных авторов. Так Русь приобщалась к великой культуре античного мира в Византии. При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. С семьей киевского князя мечтали породниться могущественнейшие монархи христианского мира. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Сам Ярослав достиг широкого международного признания.

Социально-экономический строй Киевской Руси. Главным богатством Киевской Руси была земля, которой владели как знать, которая имела крупные земельные наделы, так и крестьяне - мелкие землевладельцы. Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики, где распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, то есть отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Одновременно в Киевской Руси проживали и крестьяне-общинники, которые не подчинялись феодалам и вели свое хозяйство самостоятельно. Они платили дань великому князю, олицетворявшему государство. В Киевской Руси существовали группы зависимого населения: холопы, смерды, закупы, рядовичи. Холопство имело многообразные формы. Наиболее тяжелые из них превращали свободного человека в раба. Однако в Древней Руси проблема выживания стояла так остро, что всегда находилось множество людей, для которых холопство было единственной альтернативой гибели. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в тяжелом зависимом положении, как правило, не имея личной свободы. Наиболее закабаленной группой зависимого населения были закупы. Это обедневшие, разорившиеся крестьяне, которые вынуждены были жить в долг. То есть они брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги, поэтому и назывались "закупы". Долг закуп возвращал тяжелой работой. В эпоху Киевской Руси и крестьяне, и горожане, чтобы выжить, объединялись в общины, которые назывались "миром". Община помогала своим членам в беде. Она же в лице своих выборных предводителей несла ответственность перед государством за порядок на своей территории, за своевременный сбор податей и исполнение других повинностей. Земля принадлежала не отдельным крестьянам, а всей общине в целом. Община как могла старалась уберечь свою землю от захвата представителями правящего класса. Человек, потерявший связь со своей общиной, назывался изгоем. Он мог выжить, только поступив на службу к князю или продавшись в холопство, т.е. в рабство. Таким образом, в социально-экономической жизни Киевской Руси преобладал государственный сектор развития экономики в лице свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. В экономике Древней Руси феодальный склад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Все свидетельствует о многоукладности экономики в Киевской Руси.

"Русская Правда". Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава, который по справедливости вошел в русскую историю под именем Мудрого, было составление письменных законов, которые получили название "Русская Правда" или же "Правда Ярослава". Позднее преемники Ярослава дополняли ее новыми статьями. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира "Русская Правда" не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам, размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была кровная месть, распространенная в обществе тех столетий. Таким образом, "Правда Ярослава" явилась для Руси важным юридическим памятником. Предчувствуя близость кончины и желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, Ярослав еще при жизни постарался распорядиться державным наследием. Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода. Святослав Ярославович получил в княжение Чернигов, Всеволод - Переяславль, Игорь - Владимир Волынский, Вячеслав - Смоленск. В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич. По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю. В 1054 году, прожив более 70 лет, великий князь Руси Ярослав Мудрый скончался.

Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века). Эти предпосылки связаны с установлением Ярославом Мудрым нового порядка престолонаследия. Как было уже сказано, перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию государства между своими пятью сыновьями. Это решение Ярослава было вызвано намерением предотвратить возможную борьбу за власть между ними. В своем завещании он рекомендовал своим наследникам сохранять мир и любовь, слушаться во всем старшего брата Изяслава. Таким образом, предлагался новый порядок передачи престола к старшему брату, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику. Он получил название "очерйдного" или " лествичного" (от слова "лестница").Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в ряду Рюриковичей князь. Однако завещанию Ярослава Мудрого в полном объеме не суждено было осуществиться. Личные амбиции его сыновей, жажда верховной власти, желание обогащения не дали им возможности сохранить единство Русской земли. Опираясь на силу своих уделов, они часто враждовали друг с другом.

Любечский съезд. Раздоры и вражда между князьями продолжались и после смерти в 1093 году последнего из Ярославичей - Всеволода, власть над Киевом после которого унаследовал в соответствии с лествичным порядком старейший в роду Святополк II Изяславович (1093-1113). Однако и при нем усобицы только усилились, половцы продолжали безнаказанно грабить русские земли, издеваться над населением Руси. Положение усугубляли личные качества нового князя, который, используя власть, старался приумножить свои богатства даже при помощи спекуляции и ростовщичества. В это время наиболее авторитетным и уважаемым среди киевской знати был внук Ярослава Мудрого князь Владимир Всеволодович Мономах. Именно по его инициативе в 1097 году состоялся Любечский съезд князей, на котором было решено о прекращении усобиц и провозглашался принцип "Каждо да держит отчину свою".

Владимир Мономах. Раздоры князей, половецкие набеги явились причиной народного восстания в Киеве в 1113 году, жители которого в течение 4 дней громили усадьбы крупных феодалов, ростовщиков и княжеских управителей. Все это заставило киевскую знать в начале XII века призвать на княжение внука Ярослава Мудрого - властного и авторитетного Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Он был вынужден пойти на некоторые уступки, установив твердые нормы ссудного процента ("Устав о резах"), которые вошли в так называемый "Устав Владимира Мономаха ", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство, определил правовое положение закупов, что свидетельствует о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов продолжало развиваться. Владимир Мономах сумел укрепить под своей властью всю Русскую землю, хотя дробление ее продолжалось. Он сумел объединить силы русских князей для отпора половцам, которые были отброшены им далеко на юг, к предгорьям Кавказа, и на Руси наступило относительное затишье. Владимир Мономах значительно поднял международное значение Руси. Сам князь был внуком византийского императора и был женат на английской принцессе. Позднее великий московский князь Иван III, который очень почитал Владимира Мономаха, изобрел корону русских царей, получившую в народе название шапки Мономаха. С его именем связывают и преемственность власти русских царей от константинопольских. При Владимире Мономахе и по его инициативе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет ". После кончины Мономаха киевское княжение перешло к его сыну Мстиславу I Великому (1125-1132), который еще некоторое время благодаря своей мудрости и решительности удерживал единство русских земель. Однако с его смертью Киевская Русь начала быстро распадаться на самостоятельные княжества и земли, повторив судьбу многих варварских империй древних государств. В результате Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка отдельных княжеств-государств. В истории Русского государства наступил период раздробленности и обособленности каждого из княжеств.

Вопросы по теме «Древнерусское государство»

1. К какому году относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве? Назвать признаки военной демократии.

2. Составить схему раннефеодальной монархии в Киевской Руси.

3. В чём заключалась вассальная зависимость князей отдельных земель от великого князя?

4. Перечислить имена первых русских князей по порядку.

5. В каких годах князь Олег совершил поход к Царьграду (Константинополю)?

6. С какой целью княгиня Ольга дважды посетила Константинополь?

7. Назвать имя князя, завоевавшего хазар и дунайских болгар, но убитого печенегами в 912 году.

8. В каком году произошло принятие христианства в качестве государственной религии?

9. Какую церковь построил в Киеве князь Владимир после своего крещения?

10. Составить таблицу «Принятие христианства на Руси»

причины значение
   
   
   

11. При каком князе был построен храм Святой Софии?

12. Что такое фреска?

13. Как звали первого русского митрополита – автора «Слова о законе и благодати»?

14. Что такое вотчина?

15. Кому платили дань свободные крестьяне-общинники?

16. Перечислить основные группы зависимого населения на Руси.

17. Кто такой изгой?

18. Как назывался сборник законов, появившийся в правление Ярослава Мудрого?

19. В чём заключался «лествичный» порядок престолонаследия по завещанию Ярослава Мудрого?

20. В каком году состоялся съезд князей в Любече?

21. Как называлась дополнительная часть к «Русской правде», которая была создана в период правления Владимира Мономаха?

22. Как называлась первая русская летопись?


Русские княжества в начале XII - первой половине XIII века. Политическая раздробленность.

Время с начала XII до конца XV века по традиции называют удельным. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине XII века, около 50 княжеств к началу XIII века, примерно 250 - в XIV столетии. Причины раздробленности. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Натуральное хозяйство - сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовления до потребления. Ссылка на натуральное хозяйство - лишь верная констатация имевшего место факта. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в XIV-XV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации. Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков, не связанных друг с другом, и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов. Феодальная раздробленность - прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй на самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в развитии феодального общества, касалось ли это Руси в Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой Орды на Востоке.Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства. Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII - начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре увеличивали свои владения за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации, стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы - виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины), "Русская Правда" определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси и их верховным правителем, продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вели к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы "Русской Правды", так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов. Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться от одного княжеского стола к другому. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту - налог. В то же время князь, обосновавшись в той или иной земле, как правило, не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами. Третьей причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов как новых политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль как центров той или иной земли. Именно на города опирались местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства, что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждая его действовать в интересах местной знати. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати. К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась. Русь распалась на 15 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская форма правления. В каждом княжестве князья совместно с боярами "думали о строе земельном и ратях". Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы. Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений. Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один существенный отрицательный момент. Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с новой силой усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел, однако, к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли. "О, Русская земля, ты уже за холмом!" - возглашал автор "Слова о полку Игореве". В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Владимиро-Суздальское княжество. Северо-восточные земли Руси были хорошо защищены лесами и реками от половецких набегов, что привлекало сюда жителей южных земель, страдавших от частых нападений кочевников. Рост населения в Ростово-Суздальском княжестве имел большое значение для его экономического развития. Росло число городов. До нашествия Батыя возникли такие города, как Владимир, Переяславль-Залесский, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и другие. В летописной записи 1147 года впервые упоминается Москва, небольшой городок, построенный Юрием Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки. Отложилась от Киева Ростово-Суздальская земля в 30-е годы XII века при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, правившем с 1125 по 1157 год. Прозвище Долгорукий князь Юрий получил за свою военную и политическую активность. Он всегда был в центре всех распрей, усобиц русских князей. Юрий Долгорукий начал борьбу с Новгородом и Волжской Булгарией, стремясь расширить земли своего княжества. Под влияние ростово-суздальского князя попали Рязань и Муром. В течение многих лет Юрий Долгорукий вел изнурительную и вовсе ненужную для его княжества борьбу за киевский великокняжеский престол. Хотя власть великого князя безвозвратно ушла в прошлое, но княжение в Киеве подчеркивало старшинство князя. После смерти Юрия Долгорукого князем Ростово-Суздальского княжества стал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский, правивший до 1174 года. Он, как и его отец, продолжал борьбу с Новгородом и Волжской Булгарией, стремился расширить границы своего княжества. Именно Андрей Боголюбский начал борьбу за гегемонию ростово-суздальских князей в русских землях. Он, претендуя на титул великого князя всех земель Руси, в 1169 году захватил Киев и учинил там полный разгром, превзойдя в этом половцев. Но, завладев титулом великого киевского князя, Андрей Боголюбский, в отличие от отца, княжить в Киеве не остался, а вернулся в свое княжество. Попытки честолюбивого и властолюбивого князя подчинить себе Новгород, князей всех русских земель, объединить их вокруг Ростово-Суздальского княжества потерпели крах. Именно в этих действиях князя Андрея Боголюбского проявилась идея объединения земель, т.е. установления государственного единства. Но она была осознана далеко не всеми князьями. Андрей Боголюбский в своем княжестве проводил властную политику. Усиливая свою власть, он наступал на права и привилегии боярства. Между ними и князем развернулась ожесточенная борьба. Андрей Боголюбский расправлялся с непокорными боярами, изгонял их из княжества, лишал вотчин. В борьбе с боярством он опирался на торгово-ремесленное население городов, на служилых людей - дружинников. Стремясь еще больше отделиться от бояр и опереться на горожан, Андрей перенес столицу из боярского Ростова в молодой торгово-ремесленный город Владимир, и княжество стало называться Владимиро-Суздальским. В Боголюбове под Владимиром князь устроил свою резиденцию, за что и получил прозвище Боголюбский. Сломить боярство властному князю не удалось. Сложился боярский заговор, в результате которого Андрей Боголюбский в 1174 году был убит в своей резиденции. После этого во Владимиро-Суздальском княжестве бушевали боярские усобицы. В 1176 году княжеский престол занял брат Андрея Всеволод Большое Гнездо, правивший до 1212 года. Такое прозвище он получил за многодетное семейство. При Всеволоде Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего могущества и расцвета.

Галицко-Волынское княжество. Наивысшего могущества Галицкое княжество достигло при сыне Владимира Ярославе Осмомысле (1151-1187), получившем это прозвище за высокую образованность и знание восьми иностранных языков. Ярослав Осмомысл обладал непререкаемым авторитетом как во внутрирусских делах, так и в международных. После смерти Осмомысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Длительность и сложность ее объясняется относительной слабостью галицких князей, землевладение которых отставало по своим размерам от боярского. Огромные вотчины галицких бояр и многочисленные слуги-вассалы позволяли им вести борьбу с неугодными им князьями, так как последние, имея меньшую вотчину, не могли из-за нехватки земель увеличивать количество служилых людей, своих сторонников, на которых опирались в борьбе с боярством. По-иному дело обстояло в Волынской земле, ставшей в середине XII века родовым владением потомков Изяслава Мстиславича. Здесь рано сложилась мощная княжеская вотчина. Увеличивая за счет раздач земель число служилых людей, волынские князья начали борьбу с боярством за объединение галицких и волынских земель, усиление своей власти. В 1189 году волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. В 1203 году он занял Киев. Под властью Романа Мстиславича объединились Южная и Юго-Западная Русь. Период его правления отмечен усилением позиций Галицко-Волынского княжества внутри русских земель и на международной арене. В 1205 году Роман Мстиславич погиб в Польше. Галицкое боярство начало длительную и разорительную междоусобную феодальную войну, длившуюся около 30 лет. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, которые захватили Галицкую землю и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба боярства против польских и венгерских захватчиков. Эта борьба послужила основой для консолидации сил в Юго-Западной Руси. Князь Даниил Романович, опираясь на горожан и своих служилых людей, сумел укрепить свою власть на Волыни, а в 1238 году взять Галич и вновь объединить галицкие и волынские земли.В 1240 году он взял Киев и объединил снова Южную и Юго-Западную Русь. Экономический и культурный подъем Галицко-Волынского княжества в годы правления Даниила Романовича был прерван нашествием Батыя.

Новгородская феодальная республика. В Новгородской земле, в отличие от других русских земель, установилась боярская республика. Это была одна из самых развитых русских земель. Ее основная территория располагалась между Ильмень-озером и Чудским озером, по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мсты. Территория Новгородской земли делилась на пятины, которые в свою очередь в административном отношении делились на сотни и погосты. На границах Новгородской земли военно-опорными пунктами были Псков, Ладога, Старая Руса, Торжок, Великие Луки, Юрьев. Через эти города проходили важные торговые пути. Самым крупным из этих городов был Псков, который к концу XII века стал фактически самостоятельной республикой. С XV века жители Новгородской и Ростово-Суздальской земли начали активную колонизацию земель Карелии, по реке Двине, вокруг Онежского озера и Северного Поморья. В результате колонизации в состав Новгородской земли вошли карелы, водь, заволочская чудь (финно-угорские племена). Саамы (ныне народность Карелии) и ненцы платили Новгороду дань, в основном пушниной. Новгород был крупнейшим торгово-промышленным центром. Город был расположен в средоточии торговых путей, которые связывали Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Активная торговля велась с Волжской Булгарией, восточными странами. Новгород, в котором археологами найдены остатки немецкого торгового двора, был крупным центром торговли с Прибалтикой, Скандинавией, северонемецкими городами, заключившими в XIV веке торговый и политический союз Ганза. Ремесленное производство Новгорода отличалось широкой специализацией. В целом ремесленники работали на заказ, но кузнецы, ткачи, кожевники и представители ряда других специальностей уже в это время начинали работать на рынок как на внутренний, так и на внешний. Река Волхов делила Новгород на две стороны - Софийскую и Торговую. Город делился на пять концов - районов. Концы делились на улицы. Ремесленники и купцы создавали свои уличанские по профессиям сотни и братчины. Наиболее значимым по влиянию на жизнь Новгорода было купеческое объединение "Иванское сто", купцы которого вели торговлю медом и воском. Несмотря на большой процент торгово-ремесленного населения, основой экономики Новгородской земли было земледелие. Правда, климатические условия не давали возможности получать высокие урожаи. В Новгородской земле рано сложилось боярское землевладение. Все плодородные земли были фактически перераспределены между боярами, что препятствовало созданию крупной княжеской вотчины. Ее складыванию также не способствовало положение князей, присылаемых в качестве князей-наместников. Это ослабляло позиции князя в борьбе с новгородским боярством, фактически превратившим князя в военно-полицейскую силу. Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136 года. Восставшие горожане изгнали князя Всеволода Мстиславича за "небрежение" городских интересов. В Новгороде установился республиканский строй. Высшим органом власти в Новгороде стало собрание свободных горожан - владельцев дворов и усадеб в городе - вече. Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославском дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения - феодально-зависимые, кабальные люди, не имевшие права голоса. Они бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирались посадник, тысяцкий, архиепископ. Посадник вершил управление и суд, контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. Дабы сделать новгородскую епископию своим союзником, боярство в 1156 году добилось выборности архиепископа, который не только возглавлял церковь в Новгороде, но также ведал казной республики и ее внешними отношениями. Пять концов были самоуправляющимися, территориально-административными и политическими единицами. В концах собирались кончанские вече, где избирались кончанские старосты. Нижней ступенью новгородской организации и управления были объединения "уличан", жителей каждой улицы, возглавлявшихся выборными старостами, избиравшимися на уличанских вече. Вечевой строй Новгорода был формой феодальной "демократии", где демократические принципы народного представительства, гласности и выборности должностных лиц создавали иллюзию народовластия. Фактическая власть в республике находилась в руках боярства и верхушки купечества. За всю ее историю должности посадников, тысяцких и кончанских старост занимали только представители элитной знати, называвшейся "300 золотых поясов". Новгород был форпостом обороны русских земель от агрессии немецких и шведских феодалов-крестонсцев.

Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия). Всю феодальную Русь мы должны представить себе как полтора десятка самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства. Но неправильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отождествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск печенегов, и вторжения варяжских отрядов, и неурядицы княжеских распрей, и несколько войн с половецкими ханами. К концу XII века русские княжества выросли настолько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы. Беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет.

Вопросы по теме





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 782 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2243 - | 2054 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.