В марксистской теории личности главный аспект исследования посвящен
|
При этом общественная сущность человека раскрывается тремя основными тезисами:
|
1)
|
Этот тезис выдвинут очень давно и противопоставляется односторонней биологической интерпретации человека. Человек является биологическим существом, но в то же время он - существо социальное, так как его существенные свойства возникают в процессе общественной жизни людей, имеют социальную природу.
|
2)
|
Труд обусловил кооперацию, способствовал развитию мышления и языка. Он является организующим элементом социальной жизни людей.
|
3)
|
Биологические свойства человека меняются в течение веков, а социальные - в исторически короткие сроки.
|
Итак, предметом социологического анализа является не абстрактный, стоящий вне социальной структуры человек, а личность, которой присущи определенные социальные качества (типовые). Однако личность - не пассивный результат общественного развития, не механический продукт социального окружения.
|
|
Каждый человек обладает неповторимыми индивидуальными чертами и определенной индивидуальной структурой, которые формируют его поведение.
|
|
Социология должна показать социальное содержание личности, выявить, как определенные социальные факторы отражаются в ее структуре и действиях, поскольку понятно, что каждый человек проходит индивидуальный путь развития.
|
|
Под влиянием социальной среды, непосредственных отношений с другими людьми, групповых отношений личность усваивает принятые в обществе нормы, ценности, привычки.
|
Проникновение личности в общество, осознание ею своего места в социальной структуре характеризует процесс интеграции.
|
Интеграция личности в обществе
|
|
|
Выделяют четыре уровня интеграции личности в обществе.
|
1. Интеграция в социально-экономических отношениях
| |
Данный вид интеграции начинается еще в детстве - опосредованно, через родительскую семью, школу и другие социальные институты.
|
2. Функцио-нальная интеграция
| |
Индивид выполняет в обществе множество функций, каждая из которых обладает своими особенностями, правилами, требует от человека определенного поведения.
|
3. Нормативная интеграция
| |
В итоге создается внутренняя структура личности, система побуждения к действиям.
|
4. Межлич-
ностная интеграция
| |
Межличностные отношения во многом регулируют поведение людей, групп. Измерениями форм межличностных связей занимается социометрия.
|
Близким к понятию "интеграция" является понятие "социализация".
|
Социализация
| |
В процессе социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.
|
Социальная адаптация
| |
Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, условиям функционирования различных сфер общества.
|
|
Интериоризация (от латинского intezioz - внутренний)
| |
На основе взаимопереходов биогенных и социальных свойств формируются внутриличностные образования, в которых оказываются срощенными генетическое своеобразие и социальные качества личности.
|
|
Марксистская теория предложила наиболее адекватное определение категории «личность».
|
Личность
| |
К элементам системы личности относят следующее:
-
-
-
-
-
-
-
-
-
|
Только устойчивая взаимосвязь этих элементов образует систему личности.
|
Одно из направления марксисткой теории личности является ее типологизация.
|
Социальная типология личности
| |
Выделение типов личности аналогично типологии социальных общностей, сохраняется и некоторый идеологический отпечаток.
|
1) в зависимости от общей социально-экономической системы, общественно-экономической формации
| P
|
2) в зависимости от социального слоя, класса
| P
|
3) в зависимости от национальных особенностей
| P
|
4) в зависимости от профессиональных особенностей
| P
|
5) в зависимости от социально-демографических особенностей - пола, возраста, семейного положения и т.д.
| P
|
6) в зависимости от других характеристик - территория проживания, принадлежность к политическим партиям, трудовым коллективам и т.д.
| P
|
Важно учитывать, что один и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и, следовательно, может относиться к различным социальным типам.
|
|
|
| | | | | | |
Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом.
|
|
|
Социальный статус
| |
|
|
Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один из них определяет его положение в обществе.
|
|
|
|
|
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы.
|
|
|
|
|
Совокупность требований, предъявляемых со стороны общества индивиду в соответствии с его статусом, образует содержание социальной роли.
|
Социальная роль
| |
|
Каждый статус обычно включает несколько ролей.
|
|
Т. Парсонс предложил описывать роли с помощью пяти характеристик:
|
1) эмоциональной
|
2) способом получения
|
3) масштабом
|
|
4) формализацией
|
|
5) мотивацией
|
Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.
|
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах:
|
|
Если кто-то не играет роли в соответствии с общественным ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.
|
|
|
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть, так называемый,
|
|
|
Рассмотренные теории личности не являются противоположными, антагонистичными. Они, скорее, дополняют друг друга, описывая личность с разных исследовательских позиций.
|
| | |