Музыка (от греч. musike, букв. – искусство муз) – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат осмысленные и особым образом организованные (по высоте и во времени) звуковые последования. Выражая мысли и чувства в слышимой форме, музыка, наряду с речью, служит звуковым средством человеческого общения.
В развитой музыкальной культуре творчество представлено многими пересекающимися разновидностями, которые могут быть диффиринцированы по разным признакам.
Классификация музыкальных явлений по типам музыкального творчества:
1. Фольклор или народное творчество.
Характеристики творчества:
1) Устное. Передаётся из уст в уста.
2) Непрофессиональное.
3) Каноническое (канон – образец, закон по которому создаётся то или иное сочинение)
4) Теоретически неосмысленное.
2. Творчество менестрельного типа. Или городская развлекательная музыка от раннего средневековья до современной эстрадной или поп музыки.
Характеристики творчества:
1) Устное.
2) Профессиональное.
3) Каноническое.
4) Теоретически неосмысленное.
3. Каноническая импровизация (религиозная музыка).
Характеристики творчества:
1) Устное.
2) Профессиональное.
3) Каноническое.
4) Теоретически осмысленное.
4. Опус – музыка (opus – это оригинальное сочинение зафиксированное в нотном тексте). Opus – музыку ещё называют – композиторской, автономной, серьёзной, классической, академической.
Характеристики творчества:
1) Письменное.
2) Профессиональное.
3) Оригинальное (требования – неповторимость, индивидуальность).
4) Теоретически осмысленное.
По назначению в практике, музыка делится на прикладную и неприкладную (автономную). Прикладная музыка имеет определенное практическое назначение, не сводимое к ее художественной функции. Прикладная музыка представлена, соответственно, 1) произведениями устного народного творчества (например, трудовые, календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни, пастушьи наигрыши и т. п.), 2) музыкой религиозных культов (например, музыка буддийского ритуала или православные церковные песнопения), 3) музыкой светских церемоний (государственные гимны, военные марши и т. п.), 4) развлекательной музыкой (от творчества средневековых менестрелей, в том числе русских скоморохов, до современной поп-музыки).
Автономная музыка не имеет определенного жизненно-бытового назначения и выполняет, прежде всего, эстетические функции. Она представлена произведениями opus-музыки (opus – оригинальное сочинение, зафиксированное в нотном тексте), называемой также композиторской, серьезной, классической, академической музыкой.
По условиям звучания музыка делится на преподносимую и обиходную. Преподносимая музыка предполагает слушание в специальной обстановке (в публичном концерте, в музыкальном театре), при этом слушатели отделены от исполнителя. В эту категорию включается opus-музыка и (частично) развлекательная. Обиходная музыка предназначена для массового исполнения и слушания в определенных жизненных условиях, не предполагающих обязательного деления на исполнителя и слушателя. К ней относится ритуальная музыка, сопровождающая народные обряды, церковную службу, светские праздники и т. д. Сюда же примыкает музыка досуга, предназначенная для совместного пения или танцев.
По взаимодействию (синтезу) с литературой и другими видами искусств выделяют театральную и экранную (кино-) музыку, танцевальную музыку, вокальную музыку со словами, программную музыку (инструментальные произведения, имеющие словесную, нередко поэтическую программу, конкретизирующую их содержание). Вне синтеза существуют «чистая» (без программы) инструментальная музыка и вокализы (пение без слов).
Классификационные характеристики музыки как искусства:
1. Неизобразительное.
2. Временное (не пространственное).
3. Исполнительское.
Содержанием музыкального произведения является – отражение картины мира или создание вымышленных миров посредством музыкальных звуков.
Из звуков складываются элементы музыкального языка – или выразительные средства музыки. Музыку мы воспринимаем через ассоциации. Каждое из выразительных средств отвечает за свой круг ассоциаций.