Опросы общественного мнения (глобальный обзор точек зрения («The Pew Global Attitudes»), проведенные в 2002 году, свидетельствуют о нарастании критического и даже враждебного восприятия Америки.
Большинство опрошенных выражают недовольство «американской односторонностью», обзор также выявил, что «американское общественное мнение резко расходится с мировым в оценке роли США в мире и глобальных результатов действий США».
По данным опроса, проведенного ФОМ, в феврале 2013 года отрицательно к США относятся 18% опрошенных, в начале 2001 года таковых было 17%. Значительно снизилось положительное отношение – с 35% в 2001 г.– до 23%, а также наблюдается существенный рост безразличия – с 43% до 56%.
Восприятие США как недружественного по отношению к России государства характерно для 54% россиян (в 2001 году 47%), дружественным США считают 27% респондентов (в 2001 году 36%). Прежним осталось представление опрашиваемых об отношении США к России. 25% респондентов считают, что мнение американцев о россиянах плохое, 13% полагают, что хорошее, а 33% думают, что люди в Америке к России равнодушны. Необходимо отметить ассоциации, которые вызывает Америка у наших сограждан. 27% – рассматривают США с точки зрения оценки внешнеполитической угрозы от них исходящей, как страну, навязывающую свои интересы. Положительные ассоциации – 15% связаны с благосостоянием, величием Америки. 26% опрошенных дали без оценочных ответов, то есть США ассоциируется с определенными символами, брендами (Макдоналдс), с Голливудом, валютой и т.д. В США опросы, в которых интересуются отношением американцев к России, проводятся достаточно редко.
В качестве одного из последних можно привести опрос службы Gallup, проводимый в 2012 году. Тогда положительно относились к России 50% американцев, негативное отношение проявили 44%.
Выводы
Таким образом, распространение американских ценностей оказывает влияние на национальные особенности страны, формируемые ее историей и традициями.
В результате воздействия американских ценностей возникает тенденция к унификации и стандартизации образа жизни, навязывается единообразная культура, в которой доминируют ценности, присущие американскому стандарту. Необходимость этих ценностей другим народам, национальные особенности стран при этом во внимание не принимаются.
Данный процесс вполне закономерно вызывает «возмущение и недовольство огромных масс людей в разных странах мира, ибо этнокультурное и цивилизационное многообразие мира является богатством человечества, служит источником его духовного развития».
Необходимо отметить специфические характеристики российского общества, которые обусловлены тем, что оно принадлежит к цивилизации, отличающейся от западноевропейских исторических условий развития, что повлияло на формирование таких явлений как патернализм, коллективизм, неприятие индивидуализма.
Поэтому влияние, оказываемое американскими ценностями и их восприятие российским обществом связано с национальными особенностями государства. Отсюда основным вопросом становится возможность самостоятельного развития России, ориентированное на собственные ценности, но и использующее позитивные аспекты развития других стран.
Американские ценности – свобода, демократия, законность, права человека и частная собственность – в значительной степени обусловлены идеей о национальной исключительности и особой миссии США в мире. Это обуславливает их стремление распространить свои ценности по всему миру, что приводит к унификации и стандартизации образа жизни других культур в соответствии с американским стандартом. Право других культур на различие, наличие собственной культуры и необходимость привнесения американских ценностей при этом не учитывается. Данный процесс вполне логично вызывает недовольство людей в разных странах мира, что является основанием для возникновения движение антиамериканизации в попытке сохранить свое культурное и национальное своеобразие.
На основе полученного теоретического материала были рассмотрены изменения, происходящие в российском обществе под влиянием американских ценностей, проанализированы основные тенденции изменений, происходящих в российском обществе.
Россия, как и другие страны, без связи с глобальным социумом не может двигаться в будущее, ибо является его составляющей. Влияние, оказываемое другими странами, в том числе и США, определяют направление изменений в системах общественной жизни.
В экономике происходит заимствование современных технологий, форм организации экономического процесса – ТНК, массовое производство.
Для сферы политики характерна ориентация на демократическое устройство, свободу слова.
В социальной и культурной сферах изменяются нормы социальной регуляции, права человека становятся приоритетом, провозглашаются мультикультурализм и свобода информации.
Однако данные трансформации оказываются связанными с особенностями социальных институтов, российской культуры, менталитета.
Отличная от американской религиозная система, присущий обществу коллективизм, иная трудовая этика, специфический исторический опыт России обусловили своеобразный подход к восприятию американских идей и ценностей.
Таким образом, влияние американских ценностей в российском обществе, экономическая, политическая и культурная экспансии в нашу страну очевидны.
Опираясь на данные социологических исследований, проводимых различными авторами, можно проанализировать отношение российских граждан к распространяемым американским ценностям, происходящим в результате этого трансформациям, отношению к США в целом.
В результате воздействия ценностей США создается унифицированная без религиозная культура, которая разрушает традиции и национальную культуру России. Традиционные ценности перестают играть значительную роль, их место занимают насаждаемые США идеи.
Как отметил В.И. Добреньков в статье «Правда о глобализации»: «все это создает человека-зомби, лишенного веры и исторической памяти, оторванного от национальных корней, религиозных традиций, не помнящего своих предков, равнодушного к своей Родине, способного только на потребление, то есть ориентированного исключительно на удовлетворение своих чисто физиологических потребностей.
Поэтому важным моментом является восприятие опыта собственного народа, необходимость признания специфики своей страны, а не переноса на нее шаблонов других стран.
Список использованной литературы:
· Анурин В.Ф. Общая социология. М., 2003.
· Бикметов Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. 2009. №9.
· Волков Ю. Г. Социология: Лекции и задачи: Учебник. М., 2003.
· Горбунова М. Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы. М., 2005.
· Гревцов Ю. И. Социология. Спб., 2003.
· Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. - М.:Тренд, 2006.
· Най Дж. Soft power, или "мягкая сила" государства// Альманах «Восток», выпуск №5, 2009.
· Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство»// Пер. с англ. - М.: Междунар. отношения, 2005.
· Резчиков А. «Право мягкой силы», URL: http://vz.ru/politics/2013/2/14/615822.html
· Доклад В.И. Добренькова на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине, URL: http://www.sorokinfond.ru/index.php?id=203
· Количество ресторанов Макдоналдс, URL: http://www.mcdonalds.ru/?ver=html
· Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования 2000, №6, стр. 5.
· Freedom in the world: Russia, URL: http://www.freedomhouse.org/report/freedom-world/2013/russia
· Конституция РФ, статья 29. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
· 2013 World Press Freedom index, URL: http://en.rsf.org/press-freedom-index-2013,1054.html
· Конституция РФ, Глава 2 Права и свободы человека и гражданина, статья 17-18 URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm
· журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Медиа скоп», выпуск №2, 2009.