Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
– формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
– написание рефератов;
подготовка к семинарам с учетом хрестоматийного материала (отрывков текстов исследований);
– составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по культурологии;
– подготовка рецензий на статью, книгу;
– составление конспекта.
Творческие домашние задания – одна из форм самостоятельной работы
студентов, способствующая углублению знаний, выработке устойчивых
навыков самостоятельной работы.
Задания креативного типа
1. Составление – составить словарь, кроссворд, игру, викторину и т.д.
2. Изготовление – изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал,
видеофильм.
3. Учебное пособие – разработать свой план учебного пособия.
Задания организационно-деятельностного типа
1. Выступление – составить показательное выступление, соревнование,
концерт, викторину, кроссворд, занятие.
2.Оценка – написать рецензию на текст, фильм, работу другого студента,
подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по
определенной теме за определенный период.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
· Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
· Выделите главное, составьте план;
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
· Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
· Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
· В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Написание эссе
Эссе – вид самостоятельной исследовательской работы студентов, с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское "еssаi" можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Некоторые признаки эссе:
· наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре.
· выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
· как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
· в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра считается М. Монтень ("Опыты", 1580 г.). Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Его написание чрезвычайно полезно, поскольку позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
С точки зрения содержания эссе бывают:
- философскими;
- литературно-критическими;
- историческими;
- художественными,
- художественно-публицистическими;
- духовно-религиозными и др.
По литературной форме предстают в виде:
- рецензии;
- лирической миниатюры;
- заметки;
- странички из дневника;
- письма и др.
Различают также следующие типы эссе:
- описательные;
- повествовательные;
- рефлексивные;
- критические;
- аналитические и др.
· Обычно эссе состоит из следующих пунктов:
· 1) формулировка тезиса
· 2) интерпретация тезиса
· 3) аргументация тезиса.
· Как правило, наибольшую трудность представляет формулировка тезиса эссе (то есть положения, которое следует обосновать). Например, «за что я люблю кино», или «христианство и ислам: общее и различия» - не являются тезисами эссе. Они скорее могут служить темой для эссе, но не тезисом. Тезис должен утверждать что-то, что можно обсудить и объяснить. Например: «Рок-культура никогда ни в СССР, ни в постсоветской России не существовала», или «Кино нельзя считать искусством, это кич». Как видите, в таких суждениях есть место для объяснений.
Каждое понятие, используемое в тезисе, должно быть разъяснено. То есть что вы подразумеваете под кино? Может быть, вы имеете в виду только художественные фильмы, или документальные? Что подразумеваете под искусством и ничем? Это этап эссе называют интерпретацией тезиса, он позволяет уяснить содержание вашего суждения, понять вашу мысль. Для раскрытия содержания понятий можно использовать справочную литературу (словари, справочники, учебники, энциклопедии).
· После формулировки тезиса следует аргументация. Здесь вы должны обосновать не только истинность тезиса, но и целесообразность принятия его, показать значение вашей мысли, преимущество её по сравнению с другими. Форма аргументации не только включает доказательство своего тезиса, но и опровержение антитезиса возможного оппонента. То есть в аргументацию вносится диалог. На этом этапе может возникнуть такой вопрос: где найти контраргументы? Существует несколько вариантов. Первый: это могут быть какие-то обыденные представления, опирающиеся на жизненный опыт, традицию, предрассудок. Второй: это может быть устоявшееся мнение некой гуманитарной школы, сторонником которой вы не являетесь. Третий: это может быть даже ваше личное мнение, которое вы поменяли в ходе работы над эссе (этот способ наиболее интересный, своеобразный внутренний диалог )
· Оформление эссе.
· Оно по объему не должно было более двух трех рукописных или печатных листов формата формата А 4. Если в тексте вы используете цитаты, то делать это следует добросовестно: четко отделять свой текст от цитируемого, приводить ссылки, то есть откуда именно взята эта цитата. Обязательным требованием е является приведение списка используемой литературы. Если вы не знаете, как правильно оформить литературу, то откройте вторую страницу книги, или последнюю страницу. Там обычно приводится полное название книги, ее автора с выходными данными (город, издательство, год и количество страниц). Перепишите эту информацию, сохраняя все знаки препинания.
Темы эссе по культурологии
· Рациональность как судьба европейской культуры
· Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.
· Элитарная культура как антипод массовой культуре.
· Государственность как человечность в конфуцианстве.
· Может ли быть «священной» война?
· Детектив - специфический жанр массовой литературы и кинематографа ХХ века.
· Современные субкультуры: культурное разнообразие или маргинализация культуры?
· Кино - феномен, создавший образ ХХ века.
· Для чего нужна массовая культура?
· Реклама, как элемент социальной реальности.
· Феномен моды: социальные, экономические и эстетические истоки.
· Феномен красоты в средневековой культуре.
· Тема любви в культуре 19-20 века.
· Ислам и европейская цивилизация: диалог или столкновение?
· Перспективы современной европейской культуры.
· Игра как социальная форма современной культуры.
· Проблемы гуманизма в современной социокультурной реальности.
· Египет – «цивилизация смерти».
· Восток и европейская цивилизация.
· Техника и судьбы культуры.
· Современные биотехнологии и будущее человечества.
· Возможна ли компьютерная цивилизация?
· Современное религиозное возрождение и его противоречия.
Осевое время и культуры Древнего Востока.
Религия и власть в культурах Древнего Востока.
Материальная культура стран Древнего Востока.
Особенности античности и осевое время.
Культура Древней Греции.
Культура Древнего Рима.
Христианство и генезис культур Европы.
Католичество и культуры средневековой Европы.
Феномен Возрождения.
Специфика итальянского Возрождения.
Особенности Северного Возрождения.
Рационализм и идеалы Просвещения.
Искусство эпохи Просвещения.
Индустриализация и эволюция культур Европы.
Модернизм и декаданс в культурах Европы.
Постиндустриальное общество и культуры Европы.