Сложившаяся в Европе Нового времени образовательная система, которая основывается, главным образом, на рациональных формах познания, откладывает отпечаток на традиционное понимание знания как вербальное и формализуемое. В основном такая трактовка действительно верна, так как вербальность подразумевает материальную основу мысли, без которой невозможна ее трансляция последующим поколениям. Кроме того, словесная формулировка знания способствует его объективности и универсальности. Естественнонаучному образованию принадлежит особая роль, так как именно в нем происходит конституирование основных познавательных феноменов – объяснения, понимания, рефлексии.
Однако педагогической наукой в настоящее время признается как факт то обстоятельство, что содержание и структура изучаемых в общеобразовательной школе естественнонаучных предметов изоморфно не столько соответствующим им научным дисциплинам, сколько общечеловеческой культуре, где наука занимает центральное, но не единственное место. Следовательно, содержательная и процессуальная составляющие общего образования должны рассматриваться как отражение ведущей тенденции современного познания – интеграции различных форм научного, обыденного и иного знания, различных средств и методов изучения действительности.
Любое познание личности, по мнению философов и психологов выступает как совокупное, в котором знаниевые элементы зреют не сразу и имеют в качестве предпосылок неосознаваемое – эмоции, чувства, настроения, догадки и т.п. В фундаменте практического интеллекта заложены воображение, интуиция, невербальное мышление, неосознаваемые чувства и пр.
Таким образом, развитие человеческого познания характеризуется расширением и углублением содержания знания, появлением новых смысловых систем и выделением новых объектов. В ходе этого процесса происходит все более точное и тонкое отображение, воспроизведение характеристик самой объективной реальности, существующей независимо от познания и сознания, т.е. производство объективно-истинного знания.
Современная «постнеклассическая наука» (В.С. Стёпин) участвует в поисках новых мировоззренческих ориентиров, определяющих стратегии дальнейшего цивилизационного развития. Современной науке приходится расширить критерии рациональности, признавать иные формы знания – обыденное, мифологическое, религиозное и т.п. Подобные процессы постепенно подвигают современное общество к построению плюралистической системы познания, в которой различные формы научного и вненаучного знаний стали бы равноправными партнерами.
Данное обстоятельство А.В. Теремов считает основополагающим для совершенствования содержания и структуры естественнонаучного образования школьников, ориентированного в своем целеполагании на всестороннее и гармоничное развитие личности.
Естественные науки все чаще допускают в состав своих теорий понятия, являющиеся прерогативой гуманитарного знания, в том числе понятия истории, цели, смысла, ценности и т.д. Наблюдаемая тенденция обозначается как гуманитаризация естествознания, т.е. природа в естественных науках начало XXI в. обнаруживает черты, близкие человеку, а научная картина мира начинает включать в себя и природу, и человека, и культуру как органически взаимосвязанные части единого целого.
В научных теориях, которые учащиеся изучают в школьных курсах естественных наук, должны быть представлены не только объективированные рассуждения, но и сам ход индуктивного поиска, философско-методологические предпосылки. С такой нагрузкой научная теория станет субъективной и человеческий элемент займет в ней подобающее место. Это будет не отказ от объективности познания, а только высвечивание конструкции всего знания в человеческом измерении.