Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Важнейшие понятия философской антропологии




Для исследования человека как весьма сложного объ­екта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе че­ловека, смысле его существования. Назовем эти понятия, раскроем их суть, познавательное и методологическое зна­чение.

Прежде всего, под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек - это «венец» природы, субъект труда и познания, истории и культуры. Разумность является его важнейшей характе­ристикой, которая дает ему огромные преимущества перед всеми иными живыми существами и открывает широ­кие возможности для деятельности. Столь же существен­ной его характеристикой выступает труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы.

Для изучения отдельного человека (Петр, Павел и т.д.) в философии и иных науках (педагогика, психология) применяется понятие «индивид». Под индивидуальнос­тью лее понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду. Имея в виду ори­гинальность любого человека, Ф.Ницше любил напоми­нать в связи с этим: «Прежде всего не смешивайте меня с другими!» Что касается понятия индивидуализма, то оно означает замкнутость человека на самом себе, противопо­ставление себя коллективу и жизнь в основном «на себя».

Говоря о личности, философия имеет в виду социаль­ные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической де­ятельности и взаимодействия с обществом. Личность об­ладает прежде всего духовными качествами. Она пред­ставляет собой как бы огромный резервуар духовной энер­гии. Эта энергия несет в себе творческую (= творящую) свободу, посредством которой человек преображает окружающий его мир общества и природы. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее состо­яние, она вся динамична. Человек, обладающий яркими личностными качествами, сам творит свою судьбу по меркам собственного идеала. Личность -~ это всегда твор­чество, победа и поражение, поиск и обретение, преодо­ление рабства и обретение свободы. Будет ошибкой на­зывать личность частью мира, ведь она сама есть целый мир.

Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Например, Чичиков из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя олицетворяет собой тип проходимца-приобретателя. Напротив, Тарас Бульба из одноименной повести символизирует собой мужественного и несгибаемого борца, способного на самопожертвование «за друга своя». Личность изучают очень многие науки. Особый интерес к ней про­дляют педагогика и психология, которые разрабатыва­ют и предлагают теории и технологии обучения и воспи­тания человека.

Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и - эвристичность, целеустремленность. Современный человек — о человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

Понятия таланта и гения раскрывают степень раскрытия в человеке его сущностных сил, творческих задатков способностей. Талантливость означает значительные достижения человека в конкретной сфере деятельности. А вот гениальность — это высшая степень творческой одаренности человека. Творения гения характеризуются особой новизной и масштабностью, исключительным зна­чением для общества. Сократ в связи с этим называл гениев «детьми богов». Гений — это способность решать сложнейшие общечеловеческие проблемы и накладывать печать своей личности на облик эпохи, на весь ход исто­рии. Однако здесь уместно будет заметить, что, говоря словами А.С.Пушкина, «гений и злодейство несовмести­мы». Подлинный гений всегда служит культуре общест­ва, он несет с собой Добро и тем самым служит прогрес­су человечества, В целом же философия характеризует человека как творца, созидателя еще небывшего мира. (Впрочем, существуют и личности противоположного типа — разрушители жизни, или некрофилы.)

Человечество представляет собой единую планетар­ную общность людей, сложившуюся на основе многооб­разных связей между странами и народами мира. Оно является продуктом становления единой культуры и все мирной истории. Формирование единого человечества началось еще в эпоху великих географических открытий (XV в.)и активно продолжается на волне современной кучно-технической революции Раскрывая вопрос о сущности и природе человека, следует заметить, что человек — это живая система, един­ство телесного и духовного. В этой системе выделяют, в частности, организменноструктурный уровень, куда вхо­дят различные телесные органы. Функциональный уро­вень представлен, например, системами метаболизма и др. Психический уровень — это деятельность централь­ной нервной системы. Сознательный уровень в человеке как системе проявляется в форме сложных мыслитель­ных процессов. Будучи живой системой, человек являет­ся единством наследственного (биологического) и при­жизненно приобретенного (социального, или культурно­го), прошлого, настоящего и будущего.

По природе своей человек является существом актив­ным, деятельным, В значительной степени он сам творит собственную жизнь и судьбу, он — автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание и др.) является спосо­бом существования человека в качестве человека, твор­ца нового мира. В ходе ее он изменяет (в отличие от животных, которые лишь приспосабливаются) не только окружающий мир, но и свою собственную природу (свой­ства). Рука человека есть его бесценное достояние, ведь она несет в себе весь опыт предшествующих поколений людей. Все качества и способности («сущностные силы») людей носят конкретно-исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности. Сравните для примера умственные способности первобытного дикаря и совре­менного человека, и будет несложно увидеть, что эта ги­гантская разница является результатом «работы» Исто­рии. В связи с этим К.Маркс замечал, что все пять внеш­них чувств человека созданы историей труда и промыш­ленности. Не будет преувеличением говорить о деятель­ности как педагоге и воспитателе людей. Благодаря дея­тельности человек является существом пластичным, гиб­ким. Он — вечная незавершенная возможность, он всег­да в поиске и в деле, в порыве своей беспокойной духов­ной и физической энергии.

Человек обладает механизмом не только биологиче­ского (через генофонд), но и социального «через воспитание и культуру) наследования. Во втором случае име­ется в виду присвоение всего того, что накоплено челове­чеством и представлено в разнообразных формах куль­туры. Это — опыт и знания, способы деятельности, тра­диции, ценности, нормы. Социальное наследование осу­ществляется в обществе в ходе социализации. Под со­циализацией принято понимать процесс становления лич­ности, происходящий прежде всего с помощью воспита­ния как специального вида деятельности. Воспитание — это весьма сложное и ответственное дело, и совсем не зря И.Кант сравнивал его с искусством управления государ­ством. Каждое новое поколение людей всегда богаче (в широком смысле этого слова) и умнее своих предшест­венников, так как оно стоит на «плечах» предшествую­щих поколений и заимствует их опыт, воплощенный в формах духовной и материальной культуры. Соответст­венно, перед новыми поколениями открываются более богатые и широкие возможности и перспективы для свое­го существования.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Толь­ко в рамках такой деятельности он и может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмо­ционального мира, широта его взглядов, интересов и по­требностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми. Выдающиеся совет­ские педагоги А.С.Макаренко и В-А.Сухомлинский были, как известно, горячими поборниками коллективистской идеи. Они подчеркивали, что коллектив является эффек­тивной школой становления личности. По их убеждению, коллектив призван гармонически соединить личные и общие интересы, помочь человеку не затеряться в бур­ном потоке жизни. Дух коллективизма нашел свое воплощение и классическом марксизме, где под комму­низмом понимается свободная ассоциация людей труда, основанная на их солидарности и сотрудничестве.

Кроме названных нами выше, человек обладает также и рядом иных качеств. В частности, люди умеют созда­вать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы нравственности, регулиро­вать собственные взаимоотношения. Люди действуют в основном сознательно, т.е. со знанием дела. Наряду с этим, всякий человек имеет собственные потребности и интересы, идеалы и цели деятельности.

При философском исследовании человека нельзя обой­ти стороной и так называемую биосоциальную пробле­му. Она является весьма сложной дл я науки и имеет боль­шое значение для практики воспитания, поскольку ха­рактеризует природу человека.

Биосоциальная проблема - это проблема соотноше­ния и взаимодействия социального и биологического (при­родного), приобретенного и унаследованного, «культур­ного» и «дикого» в человеке. Это проблема взаимовлия­ния двух начал («корней») в человеке как уникальном явлении мира. Она свидетельствует о противоречивости человеческого существа, его разорванности.

Под биологическим в человеке принято понимать ана­томию (строение) его тела, физиологические процессы в нем. Это и центральная нервная система с мозгом как главным «зеркалом» окружающего мира. Это и генофонд, являющийся носителем наследственной информации. Это и половые характеристики людей. Биологическое обра­зует природные силы человека как живого существа. Оно активно влияет на процессы деторождения, период дет­ства и юности, общую продолжительность жизни. Био­логическое сказывается на индивидуальности человека (тип темперамента, особенности мышления), на разви­тии его некоторых способностей наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передают­ся от родителей посредством рождения и дают человеку саму возможность существования в мире.

Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться и страдать, язык человека. Важной составляющей соци­альных качеств человека является его отношение к внеш­нему миру, гражданская позиция. Все это вместе взятое и составляет социальные силы человека. Они обретают­ся им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности.

Как же соотносятся социальное и биологическое? В решении этого вопроса наиболее распространены три позиции.

Первый подход — это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд и др.). Основными в человеке пред­лагается считать его природные качества. Поэтому чело­век якобы изначально является пленником природы, а общество с его нормами культуры — это его постоянный враг и угнетатель. Оно подавляет естественное в челове­ке, например, устанавливает различные запреты и огра­ничения. Биологизаторской трактовки человека придер­живался и основатель евгеники Ф.Гальтон. Он считал, что все, что есть в поведении и действии людей, — все это обусловлено их наследственными генетическими дан­ными.

Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека. Его сторонни­ки либо начисто отрицают биологическое начало в чело­веке, либо явно недооценивают его значение. Элементы такого подхода имелись, например, в утопическом соци­ализме (Т.Мор, Т.Кампанелла), который провозглашал задачу формирования «нового» человека в грядущем ком­мунистическом обществе. В некоторой степени социоло-гизаторство содержится и в классическом марксизме, ко­торый тяготеет к переоценке роли социального начала в человеке.

Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать названные выше крайности. Эта по­зиция представлена в работах современных отечествен­ных ученых (Н.П.Дубинин, И.Т.Фролов и др.) и харак­теризуется стремлением рассматривать человека как слож­ный синтез, переплетение биологического и социального начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров — природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества (способность мыс­лить и практически действовать) имеют все же социаль­ное происхождение. Эти качества ведь не даны человеку при рождении, что совершенно очевидно. Их еще пред стоит сформировать, иначе человек так и останется, по меткому выражению Э.В.Ильенкова, всего лишь «кус­ком мяса». Способность мыслить и действовать дана че­ловеку при рождении лишь в форме задатков, т.е. пред­посылок для деятельности человека как человека. Био­логическое и социальное в человеке наслоились друг на друга. Под воздействием социализации природное стано­вится культурным, «благородным». Известно ведь, что прием пищи современным человеком происходит «по-человечески», т.е. по определенным правилам. При вы­нашивании и рождении ребенка широко используются социальные технологии и т.д. Все это в итоге не только делает человека цивилизованным существом, но и дает ему дополнительные шансы на выживание в окружаю­щем его мире.

Говоря о биосоциальной проблеме, надо иметь в виду и следующее. В XX в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и эколо­гических факторов. Эти изменения все чаще носят нега­тивный характер. Например, уменьшение физических нагрузок ведет к атрофии ряда важных функций и орга­нов. Современный образ жизни способствует росту стрес­совых заболеваний и т.д. В результате происходит раз­рушение так называемого биосферного (природного) человека, уменьшаются его шансы на выживание. Это является весьма опасным фактом, тенденцией и пробле­мой нашего времени.

Природное в человеке (например, наличие полноцен­ного мозга) — необходимое условие развития в индиви­де его социальных качеств. Это особенно важно учиты­вать в педагогике при построении программы воспита­ния. Суть проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологичес­кую природу как основу существования. Надо сохранить прежде всего свой генофонд, свой мозг, анатомию и фи­зиологию. Здоровый дух возможен, как известно, лишь в здоровом теле. Задача заключается в том, чтобы со­вместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

Из всего сказанного нами выше о качествах человека как специфического живого существа можно сделать сле­дующий вывод. Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по свое­му усмотрению. Они позволяют ему ставить под разум­ный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельнос­ти. В этой возможности быть свободным и коренятся ис­токи всех триумфов и трагедий человека, всех его взле­тов и падений.

Для исследования человека философская мысль вы­работала и активно использует также и другие понятия.

Как и все иные живые существа, человек имеет собст­венную среду обитания. Под ней понимается прежде всего сама природа как естественная основа и условие суще­ствования человека, дающая ему почти все необходимое для этого. Мы все находимся в ней, а она — в каждом из нас. С помощью знаний и навыков, орудий труда и тех­ники человек постоянно раздвигает границы своей есте­ственной среды обитания. В XX в. человек сумел преодо­леть силу земного притяжения и выйти в космическое пространство. Создав на нашей планете ноосферу («ра­зумная оболочка» Земли) и техносферу, человек настой­чиво переносит свои притязания и на неземной мир, стре­мясь и его включить в сферу своей практической дея­тельности.

Среда обитания человека включает в себя и социаль­ный мир, созданный самим человеком. Этот мир состоит не только из многочисленных предметов, сооружений и т.д. Он вбирает в себя и разнообразные отношения между людьми (экономические, социальные, политичес­кие, идеологические и иные). Социальный мир есть как бы колоссальный клубок, пронизанный людскими страс­тями и эмоциями, радостями и огорчениями, исканиями истины и заблуждениями на этом пути, вечной борьбой сил добра и зла. Это мир, где переплелись хаос и гармо­ния, разум и безумие, любовь и ненависть.

Логикой своего существования и характером собствен­ной деятельности каждый человек погружен («заброшен») в поток истории и плывет в ней как в мощной реке. Бы­тие человека в этом потоке изначально противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности (например, выбор крестьянином орудий по обработке земли), их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности — уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер об­щественного строя и др. Они ставят преграды действиям человека, его планам и целям. Он несвободен еще и по­тому, что существует так называемое отчуждение чело­века, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Отчуждение в действительности означает, что продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность (например, стихия рыночных отноше­ний, сила диктаторского государства, неподвластность человеку созданного им гигантского мира техники и т.д.). Отчуждение — это как бы утрата мира человеком и пре­вращение этого мира в бесчеловечный мир. (Такое слу­чается, например, в ходе революции. Они, как известно, замышляются гениями, осуществляются фанатиками, но их плодами пользуются в первую очередь проходимцы и негодяи.) На уровне психики и сознания отчуждение че­ловека проявляется в таких отрицательных состояниях людей, как досада и разочарование, страх перед окружа­ющим миром, пессимизм, апатия и т.п. Проблема отчуж­дения является вечной проблемой для человеческого об­щества. Отсюда вытекает и парадокс истории, верно «схва­ченный» в словах Ж.Ж. Руссо: «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах».

Вместе с тем человек свободен не только в принципе, но и практически. (Разумеется, речь идет лишь о кон­кретных проявлениях и мерах свободы как измерении человеческого бытия.) О способности человека быть сво­бодным испанский философ Ортега-и-Гассет писал следующее: «Мы не выброшены в мир, как пуля из ружья, которая летит по точно предназначенной траектории. Совсем наоборот: выбрасывая нас в этот мир, судьба дает нам на выбор несколько траекторий и тем самым застав­ляет нас выбирать одну из них. Поразительное условие нашей жизни! Сама судьба принуждает нас к свободе, к свободному выбору и решению, чем нам стать в этом мире. Каждую минуту она заставляет нас принимать решения. Даже когда в полном отчаянии мы говорим: «Будь, что будет!», — даже и тут мы принимаем решение».

Свобода есть самостоятельное распоряжение чело­веком собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода — это не-рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать, говоря словами И.Канта, «по своему усмот­рению», поступать в соответствии со своими интересами и представлениями. У мира, как известно, есть множест­во дорог для человека. И свобода — это не только воз­можность делать выбор своего жизненного пути. Это и сам выбор человека, его вхождение в иной порядок свое­го существования в мире, обретение подлинно челове­ческого способа существования — разумного, творческо­го и доброго.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она все же должна иметь и пределы, грани­цы. В противном случае она неизбежно будет превра­щаться в свои антиподы — в произвол, своеволие и анар­хию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общест­ва в целом, а также и природы как естественной основы существования общества. Свобода личная должна, сле­довательно, предполагать и свободу другого. По словам Г.Гегеля, «я только тогда истинно свободен, если и дру­гой также свободен и мною признается свободным».

Свобода невозможна без ответственности и долга че­ловека перед миром, в котором он существует. Человек живет и действует в этом мире и, следовательно, он при частен к тому, что происходит в мире. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода тре­бует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. «Свободный человек тем и отличается от раба, что он умеет собой управлять, в то время как раб умеет лишь покорять­ся или бунтовать», — так писал об этом Н. А. Бердяев. Сво­бода есть единство порыва и предела, выбора и отказа одновременно, т.е. она по сути своей противоречива.

Подлинно «человеческим» является также и философ­ское понятие смысла жизни человека. Оно раскрывает и характеризует самое «деликатное» в его бытии — цели и планы деятельности, идеалы, само значение его суще­ствования. Вопрос о смысле жизни человека - это во­прос об основном содержании его духовно-практичес­кой деятельности. Он есть, говоря словами Ф.М.Досто­евского, вопрос о том, для чего жить. Смысложизненный вопрос пронизывает собой всю историю философ­ской мысли. Глубокое осмысление его содержится в рус­ской философии и художественной литературе (А.И.Гер­цен, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и др.). Как жить? к чему стремиться? что делать?) и т.п. — все это «веч­ные» и «проклятые» вопросы человеческого существова­ния. Можно жить, например, как Диоген, ведя предель­но простой (аскетический) образ жизни и отказывать себе в земных удовольствиях и радостях. Но можно жить и по Эпикуру, стремясь к удовольствиям и наслаждениям и находя в этом счастье как высшее удовлетворение. Можно жить лишь для себя, но можно жить и делая добро другим людям. Чем же и как жить человеку? — этот вопрос не только неисчерпаем, но и ответ на него, как правило, индивидуален.

Живя по-своему, каждому из нас все же нельзя забы­вать о своей принадлежности к обществу. Ведь все мы — его дети, и стремление прожить в этом мире без соучас­тия в его судьбе неминуемо будет вести к краху личнос­ти, к деградации и духовной смерти человека. Но надо ли умирать преждевременно? Власть времени над всеми нами необъятна, и приближение к смерти неумолимо. Вот почему надо торопиться ответить на смысложизненный вопрос. Ответить, чтобы не прожить свою жизнь зря, впустую, без следа в ней. Ведь всем нам жизнь дается, говоря словами известного литературного героя, всего лишь один раз. Жить, созидая добро и творя тем самым жизнь, — вот в чем состоит подлинное призвание чело­века и его великая миссия, порученная ему судьбой. «Каж­дому поколению, — писал А.Камю, — свойственно счи­тать себя призванным переделать мир. Мое, однако, уже знает, что мир оно не переделает. Но его задача, быть может, более значительна. Она состоит в том, чтобы по­мешать миру исчезнуть». Помешать миру исчезнуть — кто еще кроме человека сможет выполнить столь вели­кую и благородную задачу? В человеке есть все, и он способен к созиданию жизни во всех ее проявлениях. А если может, то значит — должен, призван.

Как видим, для исследования человека в философ­ской антропологии существует многообразие понятий. На наш взгляд, их можно привести в некоторую систему и попытаться выразить ее графически в виде трех поясов (рядов) и пронизывающего их креста. Первый пояс (ряд) — понятия, раскрывающие сущность и природу че­ловека: «человек», «индивид», «личность» и др. Второй пояс — понятия, характеризующие человека как сущест­во деятельное, творящее: «труд», «познание», «культу­ра» и др. Третий пояс — понятия, раскрывающие чело­века как существо, ищущее себя в этом мире («смысло-жизненные понятия»): «свобода», «смысл жизни», «цель», «счастье» и др. В этой схеме человек предстает как точка, в которой пересекаются противоположности (природа и культура, отчуждение и свобода и т.д.). Че­ловек — это живое противоречие, в нем есть все, он являет собой малый Космос, многое в едином.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2374 - | 2051 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.