Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия в системе духовной культуры человека и общества




Философия зародилась около 2,5 тысяч лет назад в странах Древнего Востока (Китай, Индия), Греции и Риме. Наиболее развитые по тем временам формы она обрела в Древней Греции. Первыми философами были Фал ее, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор и другие. Сам термин «философия» переводится обычно как «любовь к мудрости». Во все времена философии ассоциировалась со стремлением ответить на самые сложные вопросы, ка­сающиеся сущности и природы мира, существования в нем человека. Философская мысль изначально пыталась вобрать в себя весь познавательный опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой культурой мышления.

Зарождение философии было связано с тем, что отдель­ные виды познания (математика, астрономия и др.) по при­роде своей не в состоянии дать целостную картину мира и человека в нем. Она появилась также и в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработ­ке альтернативной по отношению к мифологии и религии рациональной (теоретической) картине мира. На этой ос­нове постепенно и стали формулироваться такие философ­ские вопросы, как «Что есть мир?», «Что является его ос­новой?», «Конечен или же бесконечен этот мир?», «Что есть человек?», «Что такое истина?». Философия возника­ла также и в связи с появлением в античном обществе не­многочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения.

Вопрос о том, что есть мир, — это по сути дела ос­новной вопрос философии. Он вытекает из естественно­го стремления философии постигнуть окружающий че­ловека мир как единое, раскрыть взаимоотношения между человеком и внешним миром. Это есть вопрос о сущнос­ти (сути) мира и его важнейших свойствах, о возможнос­ти познания этого мира. Основной вопрос как вопрос о взаимоотношениях между человеком и миром был обо­значен еще в ходе возникновения и становления фило­софской мысли. Этот вопрос неисчерпаем и потому ве­чен, хотя и формулируется нередко по-разному в раз­личных философских течениях и школах. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и многих других философских вопросов и проблем. Наличие это­го, «коренного», по оценке В.И.Ленина, вопроса, обу­словило распад истории философской мысли на два глав­ных направления в ней — философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»). Они имели многочисленные исторические формы и в итоге составили весьма сложную и многокра­сочную картину единого и вместе с тем противоречивого историко-философского процесса.

Можно сказать, что философия начинается там и тог­да, где человек пытается постигнуть сущность мира, оп­ределить свое место в нем, осмыслить собственные цели жизни и призвание в этом мире. В этом смысле филосо­фия и есть общая теория мира и теоретическое осмысле­ние человека в нем.

Философию всегда интересовал не только мир вне чело­века. В такой же мере она стремилась постигнуть и м ир самого человека. Подлинная философия всегда рассмат­ривает мир, взятый вместе с человеком. Человек рождается и умирает в этом мире, он живет, радуется и страдает, познает и действует в этом мире. Философия это «очелове­ченная» по своему характеру и содержанию отрасль зна­ния. Ни одна из наук не способна исследовать все богатст­во сложной связки «Мир - Человек». Эти две реальности и образуют два полюса в предмете философии. Они явля­ются основными центрами ее внимания и создают ее пред­метное поле, т.е. круг важнейших вопросов.

Философия — это учение о мире как целом и о месте человека в нем, о взаимоотношениях между человеком и миром, о путях и способах познания и преобразования человеком мира, о будущем этого мира. Из этого определения видно, что предмет философии резко отличается от предметов познания других наук. Философия есть очень емкая система теоретического знания. Она включает в себя такие области, как онтология, гносеология, теория разви­тия, антропология, социальная философия и др. По мере развития философии от нее отпочковывались отрасли зна­ния, ставшие со временем самостоятельными науками — эстетика и этика, психология, политология.

Специфика предмета философии обусловливает и осо­бенности философского знания. Назовем наиболее зна­чимые из них.

Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (нау­ка и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство в различных его формах и видах). Филосо­фия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым все богат­ство и многообразие духовной культуры общества. Оче­видно, например, огромное влияние на философскую мысль России XIX в. со стороны отечественной художе­ственной литературы того времени в лице А.И.Герцена, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и других писателей. Философия испытывает воздействие и со стороны част­ных наук. Они дают исходный материал для глубоких философских обобщений, как это случилось, например, с теорией естественного отбора Ч.Дарвина. Философия же для этих наук выступает как всеобщий метод («путь») познания. Поэтому иногда и говорят, что философия есть, по выражению Л.Фейербаха, «мать наук». Г.Гегель на­зывал ее «королевой наук», которая ведет активный диа­лог с частными науками. Образно говоря, философия — это «крыша» над зданием духовной культуры общества, завершение познавательного опыта человечества.

Философии свойственно стремление к максимально­му обобщению результатов познания и к раскрытию пре­дельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Она изучает не мир «в целом», а мир «как целое», что любил подчеркивать Г.Гегель. Философия, по его выра­жению, — это «эпоха, схваченная мыслью». К.Маркс характеризовал ее как «духовную квинтэссенцию» свое­го времени. В отличие от мифологии и религии, филосо­фия старается опираться на точные научные факты, и поэтому подлинная философия всегда абстрактна, высокотеоретична. Она есть как бы «чистая теория», обла­дающая разветвленным и сложнейшим понятийным ап­паратом и богатейшим объемом знания.

Гуманитарная ориентация, т.е. нацеленность на ис­следование феномена Человека также характеризует фи­лософию. Начало этой традиции философии положил Сократ, призывавший человека познать самого себя. По убеждению Л.Фейербаха, человек есть высший предмет для философии. Русский философ Н.А.Бердяев опреде­лял философию прежде всего как учение о смысле чело­веческого существования и о человеческой судьбе. В на­стоящее время гуманитарная ориентация философского знания проявляется в стремлении осмыслить общечело­веческие проблемы и ценности, судьбы современного че­ловечества. «Философия человечна, философское позна­ние — человеческое познание», — так писал о данной черте философии Н.А.Бердяев. Обращение философии к теме внутреннего духовного мира человека делает ее не просто наукой, а единством науки и мудрости, размыш­лением человека о самом себе. Человек неустраним из философии, а подлинная философия всегда антропологична и гуманна.

Большинство философских вопросов являются веч­ными в силу своей неисчерпаемости. Они вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются уже по-иному вступающими в самостоятельную жизнь новыми поколениями людей. Невозможно, напри­мер, представить себе, чтобы вопрос о смысле жизни че­ловека мог быть решен раз и навсегда. Повышенный ин­терес к философским вопросам наблюдается обычно в переломные моменты истории. В такие эпохи общество как бы вопрошает самого себя: Кто мы и откуда? Кто виноват? Что делать?

Философское знание всегда несет на себе печать лич­ности мыслителя. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Воль­тера, а творчество Платона совсем непохоже на творчест­во К.Маркса. Не приходится удивляться, что филосо­фия в обществе не может быть единственной, хотя она и едина. Являя собой «дело свободного мышления», как ее характеризовал В.С.Соловьев, она несет в себе лич­ностное отношение мыслителя к рассматриваемым про­блемам. Эта особенность философского знания является одной из причин огромного разнообразия в философии направлений и течений, школ и конкретных учений, идей. Философию образно можно представить в виде пышного букета разных цветов. Она всегда окрашена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают через нее свое отношение к миру. Философская мысль общества это всегда огромный и глубокий океан учений и идей.

Философия органично вплетена в ткань человеческо­го общества ц испытывает на себе большое воздействие со стороны последнего. В наибольшей степени на фило­софскую мысль влияют такие институты общества, как политический и общественный строй, государство, рели­гия и др. Не будет ошибкой сказать, что философия есть «дочь» прежде всего демократии, ведь при отсутствии демократии с ее духом свободы человека философия про­сто не сможет существовать. С другой стороны, сама фи­лософия активно влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Известно ведь, что крупнейшие ре­волюции в истории человечества (Великая французская и Великая Октябрьская в России) вначале вызревали в головах людей в виде передовых мыслей, а уж затем осу­ществлялись практически.

Раскрывая социальные функция философского зна­ния, подчеркнем, что философия многофункциональна.

Прежде всего, философия выполняет мировоззренчес­кую функцию. Задача философии состоит прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г.Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и человека в нем. В этом и заключается основная, или «генеральная» функ­ция философского знания в рамках всей его истории. Ре­шая свой основной вопрос, философия вместе с тем выра­батывает важнейшие подходы и ориентации для осмысле­ния иных мировоззренческих вопросов.

Философии свойственна и методологическая, или по­исковая функция. Обобщая совокупный познавательный опыт человечества, философия формулирует исходные прин­ципы (правила) познания для всего комплекса частных наук. Это, например, принцип единства и развития мира, прин­цип творческой свободы человека и другие. Данные прин­ципы реализуются во всех формах познания (в искусстве, в науке) и в ходе практической деятельности людей.

Функция социальной критики означает, что филосо­фия есть критика сущего, т.е. имеющегося в обществе порядка вещей (политический строй, мораль и т.д.). Этой традиции придерживался и Сократ, погибший в тюрьме от гонений со стороны властей. Говоря о данной функ­ции, уместно напомнить о наличии большого потенциала социальной критики в классической марксистской фило­софии. Размышляя об этой функции, известный совет­ский философ М.Мамардашвили подчеркивав, что фи­лософия, в отличие от религии, не может останавливать­ся на состояниях почтения, послушания и уважения.

Конструктивная функция философии означает ее спо­собность отвечать на вопрос о том, что должно быть в бу­дущем, прийти на смену старому в обществе. Н.А.Заболоц­кий сказал об этом языком поэзии: «Мир должен быть иным,/ Мир должен быть круглей,/ Величественней, чище, справедливей,/ Мир должен быть разумней и счастливей,/ Чем раньше был и чем он есть сейчас. Философия и есть взгляд в будущее, его прогноз и предвосхищение. Эту функ­цию («кассандровское начало») выполняет футурология как философское учение о будущем.

Философии присуща и идеологическая функция, кото­рая означает участие философии в выработке идеологии как системы взглядов, ценностей и идеалов той или иной социальной группы. Идеология отражает потребности и интересы больших социальных групп и служит для этих групп программой их практической деятельности.

Функция отражения (обобщения) культуры предпо­лагает, что философия является стержнем («душой») ду­ховной культуры общества. Она улавливает и формули­рует наиболее типичные и значимые идеи и идеалы свое­го времени. Ради этого она и опирается на все иные сфе­ры духовной культуры общества (наука, искусство и др.) и как бы присутствует в них изнутри.

Кроме названных выше, философия выполняет также интеллектуальную функцию. Поскольку философия яв­ляется синтезом совокупного знания человечества, то ее изучение (особенно это относится к истории философ­ской мысли) есть прямой путь к развитию у человека способности к теоретическому мышлению. Через фило­софию передается познавательный опыт и образцы (спо­собы) мышления от поколения к поколению. Как писал П.Л.Лавров, философствовать — это развивать в себе человека как единое стройное существо. Р.Декарт под­черкивает, что философия отличает нас от дикарей и вар­варов, и каждый народ тем более гражданствен и образо­ван, чем лучше в нем философствуют.

При оценке «пользы» от философии в общественной жизни нельзя применять так называемый утилитарный подход. В отличие от предметов домашней утвари и иных вещей, духовная культура общества не содержит в себе непосредственной практической пользы. Роль философии разумнее всего сравнивать с ролью серьезного искусства. В самом деле, можно ли вести речь о «пользе» музыки Моцарта, картин Рафаэля, книг Л.Н.Толстого? Очевид­но, что здесь нужны иные мерки.

Известно, что искусство развивает у человека чувст­венность и образное (художественное) мышление. Фи­лософия же формирует интеллект, развивает способность к теоретическому мышлению. Искусство учит находить прекрасное в жизни, а философия научает мыслить свободно и критически. Искусство помогает человеку рож­дать фантазии, а философия делать высокие обобще­ния. Она есть, по словам И.Канта, «законодатель чело­веческого разума».

Кратко говоря, философия развивает у человека спо­собность к теоретическому мышлению и формирова­нию собственного мировоззрения. В этом смысле, как заметил Г.Гегель, «для добывания хлеба насущного нет средства хуже, чем философия». Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку об­рести мудрость, или «добрый разум» как важную интел­лектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, «гово­рить истину и, прислушиваясь к голосу природы, посту­пать согласно ней». Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и правильно поступает.

Итак, философия — это весьма древнее и многомер­ное явление духовной культуры человечества. Ее специ­фичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдум­чивого отношения к ней. Философия есть синтез Исти­ны, Добра и Красоты, ядро духовной культуры челове­ческого общества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1469 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.