Лабораторная работа №1
«Базовые средства языка С++. Структура программы»
Цель: Ознакомиться с основными типами данных, изучить синтаксис простейших программных конструкций.
Структура программы
Программана С++ состоит из функций, описаний и директив препроцессора. Одна из функций должна иметь имя main.
директивы препроцессора
описания
void main(){
операторы главной функции
}
Главная программа. При запуске программы функция(оператор) void main() определяет главную программу, содержащую первый выполняемый оператор. Ваши программы на C++ должны всегда включать один и только один оператор с именем main.
При рассмотрении больших программ на C++ ищите main, чтобы определить операторы, с которых начинается выполнение программы.
Самая простейшая программа на С++ имеет следующий вид:
#include <iostream.h> // директива препроцессора
// блок описания отсутствует
void main(void){ // основная программа
cout << "Учимся программировать на языке C++!";
}
Где
· #include — директива препроцессора - аналог оператора uses в яз.пр.Pascal;
· <iostream.h> - почти тоже самое, что и модуль в яз.пр.Pascal; при компиляции программы оператор # include заставляет компилятор включить содержимое заданного файла в начало вашей программы. В данном случае компилятор включит содержимое файла iostream.h.;
· iostream.h – заголовочный файл, в котором содержится определение операций ввода/вывода;
· void main(void){ } - главная программа (см. выше);
· cout << "Строка"(или число, или имя_переменной); - выходной поток coutдля вывода информации на экран («почти» то же, что write в яз.пр.Pascal); на самом деле, используя операторы переназначения В/В операционной системы, можно перенаправить вывод cout в файл, устройство (например, принтер) или даже сделать его входом другой программы;
· { } - операторные скобки (аналог begin...end в яз.пр.Pascal);
Объявление(описание) переменных
Чтобы объявить переменную в программе, следует указать тип переменной и ее имя:
тип_переменной имя_переменной;
Пример:
#include <iostream.h>
void main(void)
{
int t;
float s;}
Основные (встроенные) численные типы данных
Тип | название | диапазон значений | Размер (байт) |
Int | целое | -32 768... 32 767 | |
unsigned int | беззнаковое целое (положительное) | 0…65 535 | |
long int | длинное целое | -2 147 483 648… 2 147 483 647 | |
unsigned long int | беззнаковое длинное целое (положительное) | 0…4 294 967 295 | |
float | вещественное | 3.4е-38…3.4+38 | |
double | двойное вещественное | 1.7е-308…1.7е+308 | |
bool | логическое | true, false |
Тип void — множество значений этого типа пусто. Он используется для определения функций, которые не возвращают значения, как базовый тип для укзателей и в операции приведения типа.
Специального блока описания переменны в С++ нет. Переменные можно объявлять по мере надобности в любом месте программы. Указывайте тип и имя переменной после открывающей фигурной скобки главной программы, как показано ниже:
Основные математические операции
Операция | Назначение | Пример |
+ | сложение | a= b + c; |
- | вычитание | a= b - c; |
* | умножение | a = b * c; |
/ | деление | с = a / b; |
% | остаток от деления | с = a % b; |
Операции сравнения | ||
Операция | Проверка | Пример |
== | Если два значения равны | (score==100) |
!= | Если два значения не равны | (old!= new) |
> | Если первое значение больше второго | (cost > 50.00) |
< | Если первое значение меньше второго | (salary < 20000.00) |
>= | Если первое значение больше или равно второму | (stock_price>=30.0) |
<= | Если первое значение меньше или равно второму | (age <= 21) |
Основные операторы языка С++
Оператор присваивания «=»
имя_прмн1=значение;
имя_прмн1=выражение;
имя_прмн1=имя_прмн2;
Оператор ввода «cin>>»:
cin>>имя_прмн>>endl;
Оператор вывода «cout<<»:
cout<<”Строка”(или число, или имя_прмн)”<<endl; - выходной поток cout для вывода информации на экран («почти то же, что write в яз.пр. Pascal»).
Пример:
#include <iostream.h>
void main(void)
{
int age ;
float s=0.5;
age = 32;
float rost
cout<<”vvedite vash rost”<<rost;
int ves=rost-100+10;
cout<<”vash ves dolzhen byt ne bolshe”<<’’\n’;
cin>>ves;
}
Пример:
int m=10;
cout << «Число» << m << " мне очень нравится";
//вывод нескольких значений одновременно;
//endl – символ перехода на следующую строку
cout << " Число " << endl;
//на экран будет выведена строка " Число " и курсор будет
//переведен на следующую строку.