Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В самом общем виде постмодернистское теоретизирование свелось к следующему.

Черты постмодерна

Постмодерн представляет собой эпоху в развитии человече­ства, для которой характерно качественное увеличение неопре­деленности весьма многих социальных реалий. Становятся оче­видными проявления, связанные с хаосом, случайностью, многовариантностью и альтернативностью. В отличие от характеристик радикального модерна Э. Гидденс называет следующие черты постмодерна:

1) изменения бытия происходят в контексте разрывов в по­знании;

2) социальные трансформации обретают центробежный и беспорядочный характер;

3) личность индивида подвергается разрывам, расчлененно­сти в результате того, что жизненный опыт носит фраг­ментарный характер;

4) истина обретает контекстуальный характер;

5) ощущается теоретическая беспомощность перед лицом глобализирующихся тенденций;

6) возникает «опустошение» повседневной жизни как ре­зультат вторжения в нее абстрактных систем;

7) координация политических усилий лишена благоприят­ных возможностей из-за возрастания роли локального фактора и дисперсии.

Первой характеристикой постмодерна социолог отметил то, что изменения бытия происходят в контексте разрывов в позна­нии. Гидденс не детализирует этот тезис, но, по мнению ряда со­циальных теоретиков, с которыми мы согласны, речь прежде всего идет о разрыве между современным западным типом по­знания и типами познания, которые свойственны другим наро­дам мира. Когда же западный тип познания обретает форму агрессивного нарциссизма, американоцентризма, умаляя все другие, как «архаичные, традиционные, рутинные», активизи­руется фундаментализм.

Далее, считает социолог, в условиях постмодерна социальные трансформации неизбежно обретают центробежный характер. Это обостряет отношения между системами, находящимися на различных уровнях закрытости — открытости. Закрытые сис­темы, тяготеющие к самосохранению любой ценой, в принципе не способны эффективно и толерантно обмениваться ресурсами с другими системами, что касается прежде всего отношения к «инородным» культурным ценностям. Они крайне враждебно относятся к отрытым системам, видя в них риски для «чистоты» своих ценностей, что является также одной из причин совре­менного фундаментализма.

На наш взгляд, лучше адаптируются к реалиям постмодерна те народы, которые сумеют найти динамический баланс между глубинными традициями своей культуры, своими базовыми ценностями и требованиями нелинейной социокультурной ди­намики, выраженными прежде всего в формировании способ­ности к инновационности, к достойной самостоятельной жизни в современном глобальном мире. По данным социологических опросов, начиная с 2000 года, уровень симпатий к США падает. Вместе с тем, в культурно-психологическом плане Запад воспринимается основной массой населения России как нечто гораздо более близкое, чем Восток. В массовом сознании утвер­ждается доминанта, выраженная в возвращении от западничес­ких увлечений периода становления демократии к «истинно российским» представлениям, нравственным устоям и образу жизни. Традиционные ценности постепенно восстанавливают свое влияние на общество.

И, пожалуй, главная характеристика постмодерна, касающа­яся утверждения новой модели управления социумом — сокра­щаются по времени рутинные политические процедуры: коорди­нация политических усилий лишена благоприятных возможностей из-за возрастания роли локального фактора и дисперсии. Дело в том, что облик общества постмодерна формируется не под вли­янием какой-то имманентной тенденции, присущей определен­ной социокультурной системе, и не благодаря преднамеренному проекту, который пытались и пытаются реализовать политики. Общество прежде всего есть результат социальных изменений, которые складываются из совокупности преднамеренных и не­преднамеренных действий, повседневного поведения, микросо­циальных практик людей.

Кроме того, постмодернистский социум с неизбежностью проходит определенные точки бифуркации. В результате возни­кают новые разрывы и вместе с тем формируются новые пара­метры рутины и порядка. Они разные по временным масштабам существования. Наиболее долгоживущими параметрами поряд­ка являются управленческие системы, фиксированные в праве, а к короткоживущим относятся социальные и межличностные отношения, статусы, роли.

Как же исследовать эти новые реалии с собственно социоло­гических позиций? Некоторые социологи стали исходить из то­го, что для анализа отмеченных выше реалий требуется принци­пиально новый тип теоретизирования о социальном мире.

В самом общем виде постмодернистское теоретизирование свелось к следующему.

1)— Эра всеобъемлющих социальных теорий, которые могли бы дать рациональные ответы на многочисленные иррацио­нальные вызовы, в частности, на появляющиеся размытые, диффузные социальные реалии, смешанные стили жизни и т.д., закончилась. Ожидать разработку теорий в духе Маркса, Дюркгейма или Парсонса ныне не приходится. Вместе с тем многие постмодернисты являются сторонниками и последователями этих социологов, что, несомненно, сказывается на характере их взглядов.

2)— В отличие от классических и модернистских социологи­ческих теорий, нацеленных на выявление истины, на представ­ление целостного знания о сущностных связей определенной области действительности, теории постмодерна по луку реляти­вистские. Они открыты не только для рациональных, но и для ир­рациональных понятий. Их главная цель — найти не исчерпыва­ющие ответы, а выявить характерные тенденции современного общественного развития.

3)— Теории постмодерна, строго говоря, не являются собствен­но социологическими. Они вбирают достижения целого ряда дисциплин — антропологии, математики, социальной синерге­тики, лингвистики, особенно семиотики, включающей в себя не только язык, но и другие знаковые и символические системы, и т.д. Во многих постмодернистских подходах практически отсут­ствуют строгие границы между реальностью и виртуальной ре­альностью, предметами и их образами, между наукой и фанта­стикой, детерминизмом и индетерминизмом.

Некоторые представители постмодерна даже не считают себя социологами. Однако независимо от их собственных мнений влияние теорий постмодерна на современную социологическую мысль является бесспорным. Они отвечают основным критери­ям научной теории — имеют дело с социально значимыми про­блемами, признаются и широко применяются представителями социальных наук, выдерживают определенное испытание вре­менем.

4)— Как правило, представители постмодерна пытаются при­дать новое толкование мифам, мистическим и религиозным об­рядам, считая, что сегодня они выступают в качестве факторов Упорядочения хаоса — нормативных регуляторов социальных практик людей.

5)— Сами постмодернисты оценивают происходящие переме­ны в обществе по-разному. Одни считают, что общество уже радикально изменилось и перешло в состояние постмодерна. Дру­гие полагают, что постмодерн ныне сосуществует с модерном. Данная позиция нам представляется более адекватной происхо­дящим переменам. В самом деле, постмодерн не мог одновре­менно проникнуть во все культуры, охватить все сферы обще­ственной жизни. Разные компоненты социума находятся в различных темпомирах, т.е. имеют динамику развития, характер которой относится к исторически разному времени. Поэтому, на наш взгляд, сегодня правильнее говорить об особенностях пост­модерна применительно к конкретному социально-культурному пространству.

Социолог отмечает, что постмодерн лишь формирующаяся ре­альность. И все же, хотя и отчасти, это уже пришедшая реаль­ность, которую необходимо осмысливать и в которой, нравится или нет, предстоит жить. Процесс глобализации способствует тому, что общества превращаются во все более открытые систе­мы, обретающие принципиально иные пространственно-вре­менные параметры, суть которых Э. Гидденс определяет как ста­новление «глобального космополитического общества».

 

2. 3. Бауман: анализ постмодернистского сознания

Зигмунд Бауман — родился в 1925 году, польско-американский социолог, непосредственно ставящий своей це­лью обоснование социологии постмодерна.

3. Бауман автор следующих работ: «Культура как Praxis», «Философия и постмодернистская социология», «Мыслить соци­ологически», «Модерн и амбивалентность», «Признаки постмо­дерна», «Модерн и холокост», «Постмодернистская этика», «Жизнь в фрагментах: очерки о постмодернистской морали», «Законодатели и интерпретаторы: о модерне, постмодерне и интеллектуалах».

3. Бауман исходит из того, что есть множество определений постмодерна, каждое из которых отражает те или иные стороны этой новой реальности. Для самого Баумана постмодерн — это определенное состояние общественного сознания, отличное от со­знания модерна.

Вот лишь некоторые основные черты постмодерна, выделен­ные 3. Бауманом, одним из создателей социологии постмодерна:

1)— плюрализм культур, который распространяется буквально на все: традиции, идеологии, формы жизни и т.д.;

2)— постоянно происходящее изменение;

3)— отсутствие каких-либо властных универсалий;

4)— доминирование средств массовой информации и их про­дуктов;

5)— отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном сче­те, представляет собой символы.

Особенно нормативность «размывается» в сфере морали, ко­торая становится амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского общества выглядит так:

1) Люди перестают быть плохими или хорошими. Они про­сто «морально амбивалентны».

2) Моральные явления не отличаются регулярностью и устой­чивостью.

3) Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов.

4) Нет такого явления как универсальная, общая для всех мо­раль.

5) Соответственно, нет рационального порядка, ибо нет меха­низма морального контроля.

6) Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему, касающуюся межличностного взаи­модействия. Особую значимость приобретает потребность быть для другого.

7) Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами.

Это отличие выражается, прежде всего, в рефлексивности постмодернистов, в их критичности не только по отношению к окружающим реалиям, но и к себе, своим идеям и действиям. Постмодернистская ментальность позволяет индивидам пре­одолевать власть структур, характерную для общества модер­на, которая задавала вполне определенные жизненные ориенти­ры. Более того, постмодернистское сознание дает индивидам также возможность выйти за пределы влияния социальных структур. Это позволяет им лучше реализовать свой интеллек­туальный потенциал вне зависимости от социального проис­хождения.

Общественное сознание постмодерна не ориентировано на поиск окончательных истин. Скорее, постмодернисты стремят­ся к утверждению нового стандарта истины, предполагающего её относительность. Социолог говорит о приходе нового «крат­косрочного» сознания на смену «долгосрочного». Бауман пока­зывает это на примере изменений в сексуальности и трудовой деятельности в эпоху постмодернити: «Браки, заключаемые "до тех пор, пока не разлучит нас смерть", ныне стали редкостью: партнеры уже не предполагают долго составлять друг другу об­щество. Согласно последним подсчетам, молодого американца или американку со среднем уровнем образования в течение их трудовой жизни ожидают, по меньшей мере, одиннадцать пере­мен рабочих мест, и эти ожидания смены точек приложения своих способностей наверняка будут нарастать, прежде чем за­вершится трудовая жизнь нынешнего поколения. Лозунгом дня стала "гибкость", что применительно к рынку труда означает конец трудовой деятельности в известном и привычном для нас виде, переходе к работе по краткосрочным, сиюминутным кон­трактам либо вообще без таковых, к работе без всяких оговорен­ных гарантий».

Модернисты стремятся понять мир, прежде всего, с помо­щью рационального инструментария. Постмодернисты же не чу­раются иррациональных понятий, толерантно относятся к ми­стике и вообще учатся жить с явлениями, которые пока не получили объяснения.

Модернисты хотят контролировать мир, покорять природу. Постмодернисты не только не стремятся к этому, а, напротив, предпринимают усилия, чтобы разрушить этот контроль. Бау­ман замечает: «Модерн был долгим маршем в тюрьму. До нее так никогда и не дошли (однако в некоторых местах, таких как сталинистская Россия, гитлеровская Германия или маоистский Китай, подходили весьма близко), хотя не из-за недостатка ста­рания».

Бауман написал специальную работу, посвященную сравни­тельному анализу общественного сознания модерна и постмо­дерна. Она называется «Законодатели и интерпретаторы: о мо­дерне, постмодерне и интеллектуалах». Под «законодателями» социолог имеет в виду интеллектуалов с модернистским мыш­лением. Для них характерно следующее: авторитарные сужде­ния, особенно в случаях, когда необходимо сделать выбор меж­ду разными мнениями; вера в правильность и обязательность; интеллектуалы могут иметь больший доступ к знанию в сравне­нии с остальными; считается, что продукция интеллектуалов имеет универсальную валидность; интеллектуалы имеют право выносить заключения о значимости локальных идей, их мораль­ной ценности.

«Интерпретаторы» — интеллектуалы с постмодернистским мышлением. Соответственно, для них характерно иное: они переводят, точнее, делают доступными идеи одного сообщест­ва для восприятия другим сообществом; они не ориентирова­ны на выбор «лучших идей», их цель — обеспечить коммуника­цию между автономными сообществами; интерпретаторы стремятся предотвратить искажение в процессе коммуника­ции; для этого они развивают глубокое понимание той системы знаний, которую необходимо адаптировать для восприятия другими.

Постмодернистское мышление, по существу, предполагает принятие амбивалентности как естественного положения ве­щей. Поэтому это мышление толерантно, ибо оно принимает существование различий как естественную данность. Утвержде­ние толерантного мышления тем более необходимо в виду появ­ления и сосуществования многочисленных сообществ, которые функционируют относительно самостоятельно и отнюдь не проявляют тенденции к солидарности.

Постмодернистская социология, по мнению Баумана, должна быть в принципе отлична от современной социологии, ибо имеет дело с нерациональной культурой постмодерна. Стало быть, сама постмодернистская социология должна быть нерациональной по форме, из чего логически следует, что она должна радикально от­казаться от традиционного теоретико-методологического инстру­ментария классических и модернистских социологических пара­дигм. Хотя Бауман признает справедливость данного постулата, ученый, по возможности, выступает за преемственность, сохране­ние постмодернистской социологией всего того, что уже нарабо­тано мировой социологической мыслью. В постмодернистской социологии научность не исчезает вообще, но акцент смещается на искусство интерпретации. «Призвание социологии заключает­ся в наши дни в сохранении и расширении той части человечес­кого универсума, которая является предметом дискурсивного изучения, и тем самым в спасении её от закостенения, от превра­щения в состояние, когда выбирать становится не из чего... — пи­шет Бауман. — Социология сама по себе есть рассказ, но смысл этого рассказа в том, что имеется гораздо больше вариантов рас­сказывания историй, чем это можно себе представить с позиций наших повседневных повествований, что существует больше ва­риантов жизни, чем предлагается рассказываемыми нам история­ми, теми историями, в которые мы верим, полагая представлен­ное в них единственным из возможного».

Вместе с тем Бауман выступает за, то, чтобы уже сегодня пе­ресмотреть понимание полипарадигмалыюй сущности социоло­гии. Пока в современной социологии представители каждой парадигмы подчеркивают свою особую значимость, некоторые из них не оставляют попыток добиться того, чтобы их теории была бы своего рода гегемоном в социологии. По мнению Бау­мана, полипарадигмальная сущность социологии должна со­храниться, но преобразоваться в мирное сосуществование теорий, так, чтобы каждая из них, по существу, могла дополнять полученные результаты всех других теорий. Заметим, что подобный взгляд ещё в начале восьмидесятых годов высказывал Дж. Ритцер.

В силу высказанных соображений Бауман особые усилия прилагает к созданию социологической теории постмодерна. Та­кой подход предполагает определенную преемственность с со­циологией классической и модерна.

Принципиальные положения, высказанные Бауманом об об­ществе постмодерна, следующие. Нельзя постмодерн рассматри­вать через призму ценностей современного общества. Постмо­дерн — это общество с самостоятельной самодостаточностью. Отсюда следует, что постмодерн не болезненная форма и не аномия современного общества. «Постмодернистское общество есть система со своим собственным правом», — заключает Бауман. И социология постмодерна должна принять «специфику пост­модернистской конфигурации, вместо того, чтобы рассматри­вать её как больную или деградированную форму современного общества».

Социологическая теория постмодерна должна освоить неоде­терминистский характер новых социальных реалий. У них весь­ма слабые связи с прошлым историческим развитием, и они не обладают способностью детерминировать будущее. Словом, у социологии постмодерна должен быть свой новый предмет ис­следования.

В самых общих чертах социология постмодерна включает в себя следующее:

1. Её предметом является сложная непредсказуемая обще­ственная система, прежде всего, в виде потребительского общества.

2. Изучение разнообразных агентов, которые практически не зависят друг от друга и в целях достижения своих, сво­бодно выбираемых целей, стремятся преодолеть центра­лизованный контроль.

3. Она исследует хаотическое пространство и хроническую неопределенность, состояние беспокойства, в котором оказываются интеллектуалы интерпретаторы.

4. Изучение идентичности агентов, которая постоянно изме­няется, но не развивается в определенно ясном направле­нии. Проблема идентичности, замечает Бауман, ныне «состоит не столько в том, как обрести избранную идентич­ность и заставить окружающих признать её, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряла ценность».

5. Она изучает то, как люди относятся к своему телу, имея в виду как воздействие внешних институтов, так и внутрен­нее выражение свободы.

6. С учетом этого, разнообразные агенты практически не за­висят друг от друга, тем не менее, исследуются их времен­ные выборы, объединения, распады связей, о чем свиде­тельствуют символические признаки, которые и могут быть предметом изучения.

7. Она исследует символические признаки, которые в усло­виях неопределенности выражают определенную значи­мость для определенных категорий агентов.

8. Особую значимость приобретает исследование знания, ко­торое в условиях постмодерна знаменует свободу доступа к жизненным ресурсам и возможность их выбора. Знание так­же становится одним из основных источников конфликта, нацеленного на перераспределение ресурсов среди агентов.

9. Она изучает новые соотношения между свободой и безопас­ностью. Бауман, в частности, замечает: «Бессилие, несосто­ятельность — вот названия позднемодернистской, постмо­дернистской болезни. И это не боязнь приспособления, но неспособность приспособиться. Не ужас, вызываемый на­рушением запретов, а террор полной свободы... Жизнь в ус­ловиях небезопасности — это жизнь в условиях риска, и че­ловек, принимающий решения, должен сам платить за риски, на которые он идет».

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прочитайте текст и выполните задания 28 – 31 | Человеческую деятельность от поведенческих реакций животного отличает
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 481 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2437 - | 2356 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.