Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве
Электронное периодическое информационно-публицистическое издание для школьников и студентов
МУЗЕЙНЫЕ ИСТОРИИ
Учебный год
Выпуск 8(25)
Март 2016
Автор-составитель Фитьмова П. А.
Редакционная коллегия Чесняк М.Г., Гальфингер Н.А., Гордиенко А.Б., Данилевич В.Г., Елагина Е.Н., Исаичева В.Г., Карагодин Е.В., Кравцова С.Л.
Электронное периодическое информационно-публицистическое издание «Музейные истории» Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве предназначено для школьников, студентов, а также для учителей, преподавателей и всех желающих использовать музейные ресурсы для саморазвития.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………...………………… | |
МУЗЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ…………………………………………… Прокопенко Ю. А. Использование фотографии в археологии и краеведении на Северном Кавказе в конце XIX – начале XX в. | |
МУЗЕЙНЫЙ ГЛОССАРИЙ……………………………………………… Литеры «Ц» и «Ч» | |
О ВЫСТАВКАХ(март 2016 года)…………………………………….. Выставки из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника................................................................................................. «Боевая слава Ставрополья (1941 – 1945 гг.)» «Как собирались археологические сокровища» (к 110-летию Ставропольского государственного музея-заповедника) «Праздник и повседневность Великой Монгольской империи в реконструкциях» «Крымская весна России» | |
Выставки из фондов других музеев и частных собраний...................... «Ожившие сказки» | |
АКТИВНЫЙ МУЗЕЙ…………………………………………………….. «Вспоминая ночь в музее» Музейный краеведческий лекторий «Рассказы о музейных коллекциях» (отдел истории) | |
Из блокнота музейного социолога……………………… Социологический портрет участников культурной акции «Калейдоскоп культур народов Ставрополья» |
Предисловие
Электронное периодическое информационно-публицистическое издание «Музейные истории» Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве выходит начиная с августа 2013 ежемесячно в течение учебного года.
Предыдущие выпуски издания «Музейные истории» размещены на официальном сайте Ставропольского государственного музея-заповедника (www.stavmuseum.ru, см. «Музейная педагогика», «Методические материалы»).
В этом учебном году в сборниках, наряду с тематическими подборками краеведческих материалов из сборников конференции «Прозрителевские чтения», продолжается публикация статей из «Материалов по изучению Ставропольского края» разных лет выпуска.
Продолжается публикация глоссария к постоянным музейным экспозициям, рекламные материалы по выставкам и мероприятиям Ставропольского государственного музея-заповедника следующего календарного месяца.
В рубрике «Из блокнота музейного социолога» публикуется социологический портрет участников культурной акции «Калейдоскоп культур народов Ставрополья».
Из материалов научно-практических
Конференций
«Прозрителевские чтения»
Материалы научно-практических конференций «Прозрителевские чтения» могут быть использованы учащимися как теоретическая основа для написания исследовательских работ. Публикуемые материалы рекомендуется использовать в исследовательских работах учащихся, указывая источник (см. официальный сайт Ставропольского государственного музея-заповедника, вэб-страницы: «Публикации», «Методические и справочные издания»).
Из материалов научно-практической конференции
VI «Прозрителевские чтения»
Прокопенко Ю. А.,
г. Ставрополь,
Ставропольский государственный университет,
профессор кафедры политической истории,
доктор исторических наук
Использование фотографии в археологии и краеведении
на Северном Кавказе в конце XIX – начале XX века
Фотография является методом исследования и одновременно способом документирования, выполняя также информационную функцию. Результатом применения научно разработанных методов и средств являются визуальные изображения, то есть фотодокументы, значение которых определяется задачами их создания и объектами изображений. Научные явления, исторические события и человек в контексте этих событий, материальные предметы и объекты древнего и современного происхождения имеют бытовое, художественное и исследовательское значение.
Во второй половине XIX в. достижения в области фотографии привели к возникновению новых приемов, характерных только для этого вида искусства. С 1860-х гг. распространилась техника натурной фотосъемки. Этнографическая фотография второй половины XIX в. ставила перед собой цель достоверной фиксации народной жизни. В этот период возникает и репортажная съемка. В начале XX в. в работах фотомастеров еще ощущается влияние различных направлений в живописи, но в то же время возникает интерес к интерпретации форм реального мира и формируются принципы художественных решений, основанных на документальной сущности фотографии (1, с. 13–14; 2, с. 24).
Фотографию во второй половине XIX в. стремились привлечь к своим изысканиям географы и этнографы, археологи и историки искусств, исследователи архитектуры. Значительных успехов достигло видовое и «жанровое» (этнографическое) фотографирование. Произведения фотоискусства обычно «оценивали» в Русском географическом обществе и во время различных выставок. В 1867 г. в Москве состоялась Всероссийская этнографическая выставка. К Политехнической выставке (1872 г.) в Москве был создан «Туркестанский альбом», который включал четыре части: 1) археологическую; 2) этнографическую; 3) промысловую и 4) историческую. Этот альбом, единственный в своем роде, наиболее полно представляет быт и занятия народов Туркестана.
В 1875 г. на Международной географической выставке в Париже наибольший успех имел Русский отдел, с множеством видовых и этнографических фотографий.
Фотография широко использовалась в археологии, о чем свидетельствуют фонды фотоархива Арх. ИИМК РАН. В целом, за время деятельности Императорской Археологической комиссии в архиве отложилось более ста тысяч отпечатков и негативов (3, с. 7–8).
Использование фотографии привнесло новое, гораздо более высокое качество в изучение историко-археологического наследия. Со временем была признана ценность фотографии как источника информации. Основу творчества фотографов так или иначе составляли научные исследования, накопленная визуальная информация, их личные наблюдения. Сопоставив их работы с произведениями художественной литературы или научными трудами, убеждаешься в их самостоятельной ценности как метода исследования и памятника искусства определенной эпохи (3, с. 8).
С конца XIX в. археологи, работающие на Северном Кавказе, включают в свою группу профессионального фотографа. Например, экспедиции В. М. Сысоева (1896 г. – раскопки Курджипского кургана), Н. И. Веселовского (раскопки и разведки), И. А. Владимирова (1900 г. – раскопки кургана на г. Брык) и др. Следует отметить, что уже в этот период складывается традиция фотографирования не только непосредственно места раскопок, но и прилегающей местности, т. е. возникает прообраз фиксации археологических памятников во время разведок. Идея возникает, видимо, под влиянием пейзажного варианта живописи.
В частности, в фотографическую документацию отчета о раскопках Курджипского кургана входят снимки видов станицы и «Раскопанной горы» (4, с. 8, рис. 1). В своей практике разведочных поездок фотографию использовал Н. И. Веселовский. Например, в фотоархиве Института истории материальной культуры хранится фото «Гора Брык» (вид с юга), сделанный фотографом группы Н. И. Веселовского в 1899 г., во время посещения Султановского кургана (5).
В числе фотоматериалов, дополняющих отчеты конца XIX – начала XX в., кроме вышеотмеченных, следует выделить 4 основных варианта: 1) фото памятника; 2) изображение раскопа (как правило, в момент раскопок); 3) коллективный портрет участников экспедиции; 4) фото археологических находок.
Например, первый вариант (вид кургана) присутствует в отчете В. М. Сысоева о раскопках Курджипского кургана (6). Однако не всегда фотографии фиксировали все стадии раскопок. Чаще всего присутствуют снимки памятника перед раскопками (или в начальный период раскопок) и фазы расчистки выявленных конструкций.
В отдельных случаях вместо фото использовались рисунки памятника в технике акварели. В данном случае рисунки дополняют фотоснимки. Таким образом документируются раскопки Владимирова Султановского кургана у г. Брык. При этом на рисунках сделаны уточняющие пометки. На акварели «Гора Брык [вид] с дороги» с помощью стрелки указано месторасположение кургана. Здесь же отмечено расстояние до Курсавки. На втором рисунке «Гора Брык» зафиксирована траншея (пробитая в кургане), с помощью которой раскапывался памятник. Подпись, сделанная художником, фиксирует дату этих раскопок: 7–9 июля 1900 г.
Чаще всего в отчетах присутствуют фотоснимки варианта 2 – изображение раскопа. Как правило, из-за громоздкости и примитивности аппаратуры фотограф выбирал место выше и несколько в стороне от места работы для того, чтобы как можно шире охватить участок раскопа. В результате на снимках был запечатлен ход работ (рабочие показаны в динамике) и фрагментарные участки памятника. К сожалению, при этом многие детали опускались. Это связано с объективными и субъективными причинами: ограниченные возможности аппаратуры, отсутствие археологических навыков у фотографа и, одновременно, неумение со стороны лиц, возглавлявших раскопки, должным образом фиксировать все стадии исследования памятника.
В отчете В. М. Сысоева о раскопках Курджипского кургана присутствуют фото двух участков раскопа. На снимке запечатлена работа нескольких рабочих на отвале. В центре композиции – в нижней части раскопа зафиксированы две фигуры, обступившие с двух сторон (справа налево) выложенные на белую ткань (или бумагу) находки (4, рис. 2). Судя по динамическим признакам, руководитель раскопок В. М. Сысоев дает указания сотруднику экспедиции. При этом не видны особенности конструкции памятника и сами артефакты.
Сходна по композиционному решению подобная фотография из отчета Владимирова о раскопках подкурганного склепа на г. Брык. Двое рабочих занимаются расчисткой верхней части пилонов входа в гробницу. Но в данном случае форма склепа также не прослеживается.
Более профессионально выполнен другой снимок, зафиксировавший следующую стадию раскопок – завершение очистки камеры гробницы. Видны часть конструкции, особенности кладки стен, орнаментированные пилоны ворот. Для уточнения высоты памятника используется обычный прием, характерный для фотоизображений архитектурных сюжетов, – в центре композиции располагается статичная фигура человека. Его рост используется в качестве линейки.
Как уже отмечалось, еще одним обычным вариантом археологических фотоматериалов являются коллективные портреты – вариант 3. Основное их отличие от фотоварианта 2 заключается в особенностях композиционного решения. Фигуры статичны, располагаются сидя или стоя. Направление их взглядов совпадает с месторасположением фотоаппарата.
Типичным примером таких снимков является фотография группы Владимирова. Пять фигур размещены в 3 ряда. При этом наблюдается симметрия в размещении людей. Первый и второй ряды – стоячие фигуры. Второй ряд: центральная фигура – молодой рабочий – зафиксирован в положении стоя; композицию добавляют две сидящие фигуры, развернутые по отношению к центру. Интересно, что все молодые работники стоят, а наиболее авторитетные представители экспедиции сфотографированы в сидячем положении. Справа налево сидят на плитах: руководитель раскопок Владимиров и наиболее пожилой (а значит, для молодежи авторитетный) крестьянин.
Фото вариантов 2 и 3 дают нам дополнительную этнографическую информацию об инвентаре, которым раскапывались памятники, – заступы или лопаты, о рабочей форме (рабочая одежда участников раскопок – длинные темные или чаще светлые рубахи, штаны, заправленные в сапоги, на голове картузы или конические шапки у крестьян и фуражки у казаков; у руководителей – белые сюртуки или рубашки, темные или серые брюки, на ногах сапоги или туфли, в качестве головного убора использовались плоские белые шляпы с широкими полями). На снимке у руководителя экспедиции, исследовавшей склеп на г. Брык, И. А. Владимирова виден какой-то предмет, с помощью вытянутой петли (ремешок или веревка?) надетый на шею. Предположительно, это часы или компас, в любом случае этот предмет использовался в процессе раскопок в качестве технического инвентаря.
Отдельно в фотодокументации выделяются снимки варианта 4 – изображения находок. В отличие от всех вышеотмеченных фотографий, данные фото, как правило, создавались не во время раскопок, а уже после таковых – в профессиональных лабораториях. Поэтому такие снимки более качественные – более четкие изображения, даже с элементом художественности. Наиболее излюбленный прием, использовавшийся для показа артефактов, – планшетное размещение находок. Предметы располагались в прямоугольнике планшета двумя способами: 1) крепились к деревянной основе при помощи проволочных крепежей; 2) раскладывались перед съемкой на бумажной или матерчатой основе.
Характерными особенностями планшетного варианта являются симметрия в расположении предметов и максимальное насыщение артефактами прямоугольника планшета. В качестве примеров таких планшетов следует отметить изображения находки Казбекского клада, собрание И. А. Владимирова артефактов у с. Сенты (7), клад золотых изделий из Хасавюрта (8), коллекция средневековых украшений и оружия Вырубова из Чегемского округа (9), клад золотых изделий из Кудинетова (10) и др.
Таким же образом оформлялись археологические находки из памятников Ставрополья: собрание предметов из склепа на г. Брык, клад золотых и серебряных украшений из с. Рагули (11, рис. 2; 12).
В начале XX в., кроме археологии, фотография начинает применяться в краеведении. В частности, фотоизображения археологических находок появляются в региональных научных изданиях. Одним из первых стал использовать фотоснимки в своей научной деятельности Г. Н. Прозрителев. Например, фото двух боспорских монет и ряда чеканных образцов Золотой Орды, найденных на территории г. Маджар (г. Буденновск), были опубликованы в сборнике сведений «Северный Кавказ» под ред. А.С. Собриевского (13, с.11–14).
Ценнейшим источником, в том числе и при изучении исторического наследия Северного Кавказа второй половины XIX – начала XX в., являются фотооткрытки, по сути те же фотографии, но выпущенные в свет массовым тиражом. Фотооткрытки становятся очень популярными в обществе. Это приводит к появлению в городах специальных магазинов по их продаже. В частности, такой павильон функционировал в парке курорта Железноводска (14, с. 55). Видовые открытки, наиболее точно передающие изображение, отличаются особой информативностью. В начале XX в. на таких фото появляются памятники архитектуры. Особое внимание уделяется сооружениям церковной архитектуры.
Следует отметить одну из первых попыток (начало XX в.) использования фотографии в реконструкции истории сооружения – в создании прообраза паспорта памятника и одновременно реставрационного отчета. Например, в 1913 г. в Ставрополе, на Николаевском проспекте (бывшие торговые ряды), начинаются работы по реконструкции церкви Спаса Нерукотворного. Согласно проекту от 19 ноября 1912 г., было принято решение сохранить неизменным фасад здания. В связи с этим была сделана серия фотоснимков, прослеживающих этот процесс. Для этого был сфотографирован план фасада церкви, утвержденный 21 июля 1838 г. (15). Второй снимок документирует вид здания накануне ремонтных работ (снимок 8 мая 1913 г.). Третий снимок показывает результаты производимых работ (снимок 10 июня 1913 г.). Изображение доказывает, что фасад в ходе работ не был изменен.
В завершение следует отметить, что развитие фотодела в России в конце XIX – начале XX в. повлияло на дальнейшее совершенствование археологической науки, этнографии и краеведения. Особенно это прослеживается на фотоматериалах Северного Кавказа.
Использованная литература и источники
1. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М.: Высшая школа. 1983.
2. Волков-Ланнит Л.Ф. Искусство фотопортрета. М.: Искусство. 1987.
3. Длужневская Г.В. Историко-археологическое наследие Азиатской России в фотодокументах второй половины XIX – первой половины XX в. (по фондам научного архива Института истории материальной культуры Российской академии наук). Авт. Дисс. на соиск. учен. степ. доктора ист. наук. СПб. 2008.
4. Галанина Л.К. Курджипский курган. Л., 1980.
5. Поездка Н.И. Веселовского 1899 г. Вид горы Брык // Фотоархив ИИМК РАН.
6. Арх. ИИМК РАН. Ф.1, оп.1, д.118, 1896 г. л. 72–73.
7. Арх. ИИМК РАН. Ф.1, оп.1, д.102, 1899 г. л. 4.
8. Арх. ИИМК РАН. Ф.1, оп.1, д. 22, 1888 г., л. 34.
9. Арх. ИИМК РАН. Ф.1, оп.1, д. 215, 1896 г. л. 4.
10. Арх. ИИМК РАН. Ф.1, оп.1, д. 6, 1896 г. л. 24.
11. Прокопенко Ю.А. О культурной принадлежности Султановского кургана, исследованного И.А. Владимировым в 1900 году у горы Брык // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып.15. Социальные и гуманитарные науки. Ставрополь, 1998.
12. Арх. ИИМК РАН. Ф.1, оп.1, д. 219, 1890 г., л. 2, 3, 4.
13. Прозрителев Г.Н. Мажары – один из древнейших городов Северного Кавказа // Сборник сведений «Северный Кавказ» под ред. А.С. Собриевского. Т.1. Ставрополь, 1906,
14. Прокопенко Ю.А. Железноводск. Страницы истории. Ставрополь, 1998.
15. Церковь Спасская (лавочная) // Фотоархив ИИМК РАН.
МУЗЕЙНЫЙ ГЛОССАРИЙ
В этом номере размещены термины, встречающиеся в залах музея-заповедника, начинающиеся на литеру «ц» и «ч».
«Ц»
Природа
Целестин – это сульфат стронция природного происхождения. Название минерала произошло от латинского «целестис» – «небесный» и характеризует красивую голубую окраску. Камень со стеклянным блеском отличается повышенной хрупкостью, неправильным изломом и восприимчивостью к примесям.
Цитотерий (лат. Cetotherium) – вымерший род морских млекопитающих подотряда усатых китов. Существовали с раннего миоцена до раннего плиоцена (не меньше 10 миллионов лет). Были распространены в Северном полушарии.
Цапля (лат. Ardea) – род крупных (80 – 100 см и выше) птиц семейства цаплевых. Эти птицы живут вдоль заболоченных территорий, где их добычей становятся рыбы, лягушки и другие водные животные. На территории России гнездятся цапли серая и рыжая.
Цесарка обыкновенная (Numida meleagris) – птица из семейства цесарковых. Единственный вид рода Numida, одомашнен человеком. Характеризуется рогообразным отростком на темени и красными мясистыми бородками. Распространена в Африке (южнее пустыни Сахары) и на острове Мадагаскар.
«ч»
Природа
Чароит – минерал пироксеновой группы подкласса цепочечных силикатов и одноимённая горная порода (иногда породу с чароитом называют чароититом). Имеет очень красивый сиреневый цвет разнообразных оттенков. Содержит примеси бария, стронция, редкоземельных элементов. Единственное в мире месторождение чароита находится в России.
Черноголовый хохотун (лат. Larus ichthyaetus) – крупный вид чаек, распространённый от Крыма и Азовского моря к востоку до Монголии, но главным образом – по берегам Каспийского моря и в восточной части Средиземного. Черноголовый хохотун занесён в Красную книгу России.
Чечевица большая (лат. Carpodacus rubicilla) – вид птиц из семейства вьюрковых (Fringillidae). Расположен на Кавказе восточнее меридиана Эльбруса (части территории Грузии, Азербайджана и России).
Чёрный стриж, или башенный стриж (лат. Apus apus) – небольшая птица рода стрижей, семейства стрижиные. У чёрного стрижа самая большая горизонтальная скорость полёта среди птиц, она достигает 111 км/ч. Стрижи, обитающие на территории РФ, являются перелетным видом.
Чомга, или большая поганка (лат. Podiceps cristatus) – вид водных птиц из семейства поганковых. Это птица с тонкой шеей, удлинённым, прямым клювом. Спина буровато-рыжая, живот, шея и голова белые. В Европе на свои места гнездований птицы прилетают с середины марта по апрель.
Чайка серебристая (лат. Larus argentatus) – крупная птица семейства чайковых, широко распространённая в Европе, Азии и Северной Америке. Сильная и агрессивная птица, часто встречается вблизи крупных городов, где чувствует себя уверенно.
Черепаха болотная (лат. orbicularis - «округлый») – черепаха средних размеров. Масса черепахи может достигать 1,5 кг. Болотная черепаха имеет обширный ареал. Обитает в лесных, степных и лесостепных районах.
Чернобрюхий рябок (Pterocles orientalis) – вид летающих птиц из семейства рябковых. Приспособленные к обитанию в безводных пустынях. Прекрасные летуны, могут устраивать свои гнезда в десятках километров от ближайших водоемов.
Археология
Чаша – форма сосуда круглой формы, характеризующаяся широким верхом и узким низом.
Этнография
Чётки монашеские (от др.-рус. чьтѫ – считать, читать, почитать) – шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы. Во многих религиях: индуизме, исламе, христианстве и буддизме – используются для счёта прочитанных молитв или иных ритуальных действий.
О ВЫСТАВКАХ
(Апрель 2016 года)