Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общество: основы философского анализа




Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Оно выступает как высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы и может рассматриваться как подсистема объективной реальности, обладающей определенной спецификой.

Эта специфика состоит в том, что общество, в отличие от других природных объектов, существует в результате постоянного осуществляемого процесса производства. Для этого производства необходимы физиологические и биологические предпосылки. Однако не они определяют сущность материального производства. Промышленные комплексы, служащие главным инструментом воздействия человека на природные объекты, созданы человеком, а не природой. В процессе материального производства человек выступает преобразователем природы.

Животные так же изменяют природу, но изменяют ее в силу своего присутствия. Так, обезьяны с помощью тонких листьев выуживают из гнезд термитов, с помощью пережеванных листьев изготавливают нечто подобное губки для добычи воды. Однако животные не только не совершенствуют от поколения к поколению орудия труда, что характеризует человека, но и не меняют своего животного образа жизни, приспособительного по отношению к природе.

Для человека та или иная форма постоянного контакта с природой является вместе с тем и определенным образом жизни. Изменяя орудия труда, с помощью которых человек воздействует на природу, он изменяет свой образ жизни. Кроме того, в орудиях труда и продуктах своей деятельности он «материализует», фиксирует свою психологию, свое мировоззрение.

Для общества, как специфической подсистемы объективной реальности, характерно наличие рациональных, духовных элементов в виде философских, религиозных, эстетических, экологических идей, соответствующих им отношений, и институтов (учреждений).

Сущность общества как целостной социальной системы объективной реальности - определяют принципы: объективности, конкретности, историзма. Принцип объективности предполагает, что общественные явления такие, какие они есть в реальной жизни во всех их основных взаимосвязях, со всеми противоречиями и тенденциями развития, и социальный философ выступает здесь бесстрастным бытописателем, его социальные интересы не должны вступать в противоречие с окружающими явлениями и событиями общественной жизни, не должны приводить к искажению объективности и реальности, не искажать ведущие тенденции развития и социальные отношения. Всесторонний учет свойств и отношений в обществе - вот то, что предполагает принцип объективности. Это свидетельство единства принципа объективности с принципом системности. Ведь невозможно адекватно воспроизвести общество как систему без учета целостности общества, без выявления его связей и отношений, без отображения в развитии и взаимосвязях системосозидающих элементов общества: производства, социально-сословных отношений, государства, личности, семьи, общественного бытия, общественного сознания, культуры, социально-экономической, политической системы, цивилизации. Осмысление самой системы социально-экономических, политических и духовных отношений в обществе, взаимосвязи и взаимоотношений компонентов общества - неизменное условие всестороннего анализа каждого компонента общества как системы, дающего возможность раскрыть сущность общества как целостной системы связей и отношений между людьми, событиями, явлениями общественной жизни. Но общество еще и саморазвивающаяся, и, одновременно, противоречивая система. И объективно отображать ее может только теория, включающая принцип развития.

Всякая подсистема, в том числе и общество, может рассматриваться как система представляющая собой неразрывное единство составляющих ее элементов. Свойства системы не сводится к простой сумме составляющих ее элементов. По отношению к внешнему миру, в данном случае в отношении общества к природе, система выступает как нечто целое.

Итак, общество, с одной стороны, выступает как неразрывная составная часть единого целого - природы. С другой – выйдя в результате длительной эволюции из недр природы, оно, в свою очередь, выступает как определенная система элементов.

Существование любой системы всегда основано на взаимосвязи, составляющих ее элементов. Момент связи и взаимодействия элементов системы принято называть отношениями. Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными слоями, группами, нациями, а также внутри них в процессе совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Проблема общественных отношений исследовалась во все исторические эпохи. Современная социальная философия считает источником общественных отношений человеческую жизнедеятельность. Общественно-исторический процесс представляет сплав деятельности и общественных отношений, в котором изменяются и природа, и социальные структуры, и человек, и общественные отношения, пронизывающие все сферы общества - экономическую, социальную, политическую, духовную. Люди вступают в отношения и связи под влиянием своих потребностей и интересов. Правомерно считать, что отношения и связи - индивидуальные, личные. Но если личность всегда включена в социальную общность и определенно выражает ее интересы, то отношения и связи между индивидами - одновременно индивидуальные и социальные. В конкретно-исторических условиях одна из сторон может быть ведущей. В обществе традиционного типа (феодальном), в условиях относительно слабого разделения труда, экстенсивной аграрной экономики, социум представлял жестко разделенную на сословия и локально разобщенную социальную структуру, состоящую из множественности отдельных изолированных самодостаточных социально-экономических организмов. Экономические и социальные связи внутри такой общности замкнуты вовнутрь и имеют непосредственно-личный характер, включая в себя большой спектр личных отношений, личной воли.

Все общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными, ведущими, определяющими являются материально-экономические, производственные отношения. Идеологические общественные отношения – политические, правовые, нравственные и другие возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознания людей. Общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.

Исходя из этого, можно сказать, что общество, как целостный социальный организм, представляет собой специфическую систему, включающую в себя единое множество социальных отношений и взаимосвязей, носителями которых является человек и образуемые людьми, социальные слои и группы. Оно формируется и функционирует на основе определенного способа производства, социокультурной сферы и образа жизни.

Так как производство материальных благ и функционирование общества как социальной системы не может осуществляться без человеческого (субъективного) фактора, то именно человеческая жизнедеятельность выступает специфическим способом существования общественного (социального) как материального носителя социальной формы движения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 816 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.