Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сущность человека и антропогенез. Личность и общество




Лекция № 7

Антропология.

План.

 

1. Сущность человека и антропогенез. Личность и общество.

2. Свобода и ответственность. Роль личности в историческом процессе.

3. Смысл жизни и назначение человека.

4. Биологическая этика.

 

Сущность человека и антропогенез. Личность и общество

 

Человек – одно из самых распространенных обыденных и научных понятий. Им обозначается определенный вид живого существа, который в науке называется Homo Sapiens – человек разумный. Основные видовые признаки: средний рост – 160-180 см, прямохождение на двух нижних конечностях, способ размножения – половой, хорошо развит мозг и верхние конечности, способ питания – смешанный (животная и растительная пища), средний возраст жизни – 65-85 лет (в ХХ веке), развиты речь и разум, пять основных органов чувств. Все перечисленные признаки дают внешнее описание человеческого существа, связанные с его природным и общественным существованием, но не дают понимания его сущности.

Сущность – в широком смысле – это есть наиболее важные свойство, присущие исключительно данному предмету или явлению. Дополняя друг друга, они образуют внутреннюю основу предмета, от которой зависят его изменения, взаимодействия и развитие.

Существование – это реальное бытие, реальная жизнь предмета или явления; то, как он (оно) проявляет и ведет себя в действительности.

Философы полагали, что сущность всегда глубоко скрыта, а существование находится всегда на поверхности. В этом проявляется их противоположность. Однако реальный предмет есть единство сущности и существования. Познание сущности дает ключи к пониманию существования. Вместе с тем, изучение существования помогает понять сущность. В целом все определения сущности человека можно соотнести с четырьмя основными подходами.

Биологизаторский, или натуралистический, подход. В нем сущность человека сводится к его природному началу, то есть биологическому телу, от которого, как полагают сторонники этого подхода, и зависят различные особенности существования человека. Социальный и духовный аспекты сущности здесь либо не рассматриваются, либо выводятся из биологического. Представители: индийская философская школа чарвака, европейские философы Нового времени: Жюльен Ламетри (механицизм), Томас Гоббс (механицизм), Людвиг Фейербах.

Теологический подход. Сущность человека сводится к его душе, понимаемой как отражение божественного духовного начала. Душа противопоставляется природному началу – биологическому телу, которое считается греховным. Социальный аспект сущности здесь, как правило, не рассматривается. Человек понимается как комбинация духа (божественное начало), души (отражение божественного начала, собственное Я человека, его сознание), тела (природное начало). Этот взгляд характерен для христианских богословов и философов, исламская и индуистская философия.

Социологизаторский подход. Сущность человека сводится к социальным (общественным) отношениям, то есть выносится за его пределы в общество. Духовный аспект сущности отождествляется с социальным и ставится в зависимость от биологической природы человека. Человек понимается как разумное биологическое тело (существо), включенное в общественные отношения, от которых целиком зависит формирование и развитие сущности человека. Карл Маркс и его последователи.

Социокосмический подход. Сущность человека имеет три аспекта – духовный, социальный, биологический. Духовный, или космический, аспект связан с духовной сущностью человека. Социальный аспект связан с личностью человека, формирующейся в обществе благодаря его культурному влиянию. Биологический, или материальный, аспект связан с биологическим телом человека и природными (инстинктами, чувственными) стремлениями.

Человек строится из биологического тела, а также низших и высших энергетических тел (оболочек). Высшие энергетические тела составляют духовно-космический аспект сущности человека, являются бессмертными и трансмигрируют из одной материальной формы в другую (реинкарнация).

Философское учение Живая Этика (Блаватская, Рерих). Классификация тел-оболочек человека:

  Высшее тело Дух – космическая энергия
  Огненное тело Высший разум
  Тонкое тело Низший разум и чувственное начало
  Плотное тело Биологическое тело

Высшее и огненное тело человека составляют его вечную космическую индивидуальность. Тонкое и плотное тела составляют временную земную личность. Индивидуальность последовательно развивается через личности, впитывая в себя их лучшие духовные достижения в каждой земной жизни.

Такое понимание сущности человека характерно для эзотерического буддизма, теософии, философии Живая Этика.

Проблема антропогенеза

Антропогенез – это происхождение и дальнейшее развитие человека. В 19-20 веке господствовала теория биологичекой эволюции человека (Ч. Дарвин). Есть слабые стороны: сомнительная роль случайностей в совершенствовании и усложнении форм жизни, преувеличение роли биологического фактора в развитии сознания, необъяснимость причин различий в хромосомном наборе человека и человекообразной обезьяны, неспособность объяснить происхождение доисторических останков человеческих существ, рост которых, по предположению некоторых исследователей, мог достигать нескольких метров.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 748 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.