Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Познание как философская проблема




Лекция № 6

Гносеология.

 

План.

 

1. Познание как философская проблема.

  1. Чувственное и рациональное познание и их формы.
  2. Специфика научного познания. Эмпирическое и теоретическое знания.
  3. Формы и методы научного познания.

 

Познание как философская проблема

 

Существование и развитие человека невозможно без творческой активности сознания, направленной на преобразование природы и общества. Содержание человеческого сознания составляют знания. Вся жизнедеятельность людей осуществляется на основе знаний, среди которых особое место занимает информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение, изложение), т.е. сведения, которые получает субъект об окружающем мире.

Познание - это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Исследование сущности познания является одной из основных задач философии. Познание, познавательное отношение человека к миру исследуется теорией познания или гносеологией (эпистемологией) как одним из разделов философии. Основными проблемами теории познания являются: выявление сущности познавательного процесса, установление его закономерностей, условий и предпосылок, возможностей и границ; проблема всеобщих оснований и социокультурных детерминант познавательного процесса; проблема достоверности получаемых в ходе познания результатов, их проверки и адаптации.

Вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. Большинство философов как материалистов, так и идеалистов положительно отвечают на вопрос о познаваемости мира, хотя познание трактуют по-разному. Материалисты основой познания считают реальную действительность. Идеалисты исходят из первичности сознания, идеального. Для Гегеля это «абсолютная идея», «мировой дух», для Беркли – «комплексы ощущений». В силу этого идеалисты настаивают на тождестве бытия и мышления. С их точки зрения объект познания несуществует без субъекта.

Объект познания – это та часть действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Выделяют также предмет познания как отдельную, причем ближайшую, сторону объекта. Объектами познания могут выступать внешний объективный мир (природа и социум), мир артефактов, внутренний мир человека и сам процесс познания.

Субъектом познания является отдельный индивид, коллектив исследователей или общество в целом, осуществляющие волевую и целенаправленную познавательную деятельность. В сознании субъекта находятся в единстве общественное (знания и опыт человечества в данной области исследования, усвоенный субъектом) и индивидуальное (специфические врожденные и воспитанные качества субъекта).

В истории философии сложились два основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости мира: познавательный оптимизм и познавательный пессимизм (агностицизм).

Познавательные оптимисты (их большинство среди материалистов и идеалистов) считают, что явления действительности, в сущности, познаваемы, хотя мир – в силу своей бесконечности – до конца не познаваем.

Представители познавательного пессимизма или агностицизма (от греч. agnosis – недоступный познанию) отрицают возможность познания сущности явлений, абсолютизируя несовершенство чувственного аппарата человека, реже – его интеллекта. В этом направлении гносеологии можно выделить:

- скептицизм (от греч. skepsis – ищущий, рассматривающий, исследующий) – сомнение в существовании вещей и возможности получения достоверных знаний о мире;

- кантианство (ведущее свою родословную от И.Канта) – вещи или ноумены существуют, но сущность их непознаваема, так как человеку известны только явления (феномены);

- релятивизм (от лат. relativus- относительный) – наши знания относительны, условны и субъективны, так как вещи неприерывно изменяются;

- иррационализм (лат. irrationalis - неразумный) – мир непознаваем, так как он хаотичен, неупорядочен, невыразим в понятиях;

Указанные подходы имеют определенное теоретическое обоснование. Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: рост и развитие положительного знания, развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания.

Процесс познания имеет определенную структуру, которая включает в себя субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.

Субъект и объект познания находятся в неразрывном единстве, взаимодействуя друг с другом. Активной стороной выступает субъект, избирающий объект и предмет исследования, при помощи воли организующий познавательный процесс, фиксирующий результаты познания и использующий их на практике. Объект своими свойствами и сторонами предопределяет выбор его субъектом, а также «требует» соответствующих ему методов и средств познания.

Чаще всего в процессе познания субъект и объект взаимодействуют не непосредственно, а опосредованно, в связи с чем, встает проблема «гносеологического посредника». Это обусловлено тем, что субъект воздействует на объект не иначе, как предметным образом. Это означает, что в своем распоряжении он имеет систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект – руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, экспериментальные установки и т.д. Развитие познания было бы невозможным без постоянного расширения и усложнения этих «посредников». В свою очередь воздействие объекта на субъект предполагает свою систему посредников – сенсорная информация, различные знаковые системы и т.п.

Объект, субъект и гносеологический посредник (медиатор), взятые в единстве, составляют исходную гносеологическую ситуацию. Развертывание этой ситуации носит творчески активный характер, проявляющийся: 1) в постижении чувственно не воспринимаемой сущности явлений; 2) в теоретическом выражении полученного знания и идентификации этого знания с познаваемым объектом; 3) в применении разнообразных методов и средств познания; 4) в использовании результатов познания.

Человек вступает в контакт с объектами природного и социального бытия. Побуждаемый к познавательной деятельности теми или иными потребностями, ставя определенные цели, он всегда берет объекты во всей их бесконечной сложности. В получаемые результаты познания человек не должен привносить ничего от себя, предметы и явления необходимо познавать объективно, т.е. такими, каковы они есть сами по себе. Тем более что нет никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению объекта, к постижению реальностей бытия.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 18516 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.