Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 2. Общественный строй Древней Индии.




1. Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варя. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему обществен­ному положению, правам и обязанностям.

С оформлением рабовладельческого государства деление всех свобод­ных на четыре варны было объявлено извечно существующим поряд­ком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

• брахманы - члены жреческих родов;

• кшатрии - военная аристократия;

• вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

• шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, ското­водством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Это­му способствовали:

• строгая эндогамность - заключение браков между представителями од­ной варны;

• определенная, наследственно закрепленная профессия;

• поклонение одним богам.

Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отноше­нию к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты - касты знати - обособились от двух низших.

2. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономи­ческого строя в Маурийский период была община, поскольку объеди­няла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая,

В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции - свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение приобретали главы де­ревни.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного разделения:

• верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

• общинники, которые сами работали на своих участках;

• разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Деревенские ремесленники также занимали различное положение:

• ремесленники, которые работали самостоятельно и имели собствен­ные мастерские;

• ремесленники, которые нанимались на работу за определенную плату.

3. Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью - наряду с ра­бовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, соб­ственность, право на наследование, право собственности на получае­мые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей., Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противо­поставление свободных и рабов,, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Тем не менее Законы Ману указывают следующие разряды рабов:

• захваченные под знаменем (военнопленные);

• рабы за содержание;

• рабы, рожденные в доме хозяина;

• купленные;

подаренные;

доставшиеся по наследству;

рабы в силу наказания.

Характерной чертой древнеиндийского рабства было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по от ношению к рабам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 629 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2517 - | 2393 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.