Начиная с первых лет Советской власти органы, расследования и суды при разрешении уголовных и гражданских дел широко использовали специальные бухгалтерские познания. Декрет о судах, утвержденный СНК РСФСР в 1918 году предоставлял судам право при рассмотрении гражданских дел, требующих специальных бухгалтерских познаний, по своему решению приглашать специалистов в свой состав с правом совещательного голоса.
Еще до принятия первого УПК РСФСР использовалась инструкция следователям Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией №188, которая регламентировала работу подразделений ЧК по экономическим преступлениям. Примечательно то, что в состав следственного подразделения, согласно данному документу, входили ревизоры, которые осуществляли свою деятельность на основе специального ордера и вправе были производить допросы. Не менее значимым документом данного периода являлась секретная инструкция по закрытию, запечатыванию и ревизии складов, амбаров и пакгаузов, которой регламентировалась организация деятельности ревизоров на месте проверки, вопросы, задаваемые ревизором материально-ответственному лицу, порядок проверки документов. По сути, это был один из первых документов советской власти, в котором были заложены основы документальной проверки. Так, в п. 11, 12 Инструкции для ревизора ЧК отмечалось: «Согласно составленному списку проверяется по товарной книге верно ли, сколько в ней товару, обратить внимание на товар, который в ней значится. После чего берет приблизительно за полгода назад остатки товара по товарной книге и начинает проверять согласно приемных и отпускных квитанций, сколько отправлено и получено товара, причем все абсолютно квитанции должны быть записаны в товарной книге».
В принятом 23 февраля 1923 г. Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР отмечалось, что при расследовании и рассмотрении дел, когда необходимы специальные знания, может вызвать эксперт, вывод которого определялся как юридическое доказательство.
Вместе с тем, продолжительный период не было разграничения между экспертизой и ревизией, проводимой по уголовным делам, что противоречило действующему уголовно-процессуальному кодексу. Это разграничение было проведено Институтом уголовной политики при Прокуратуре СССР и Верховным судом СССР и закреплено приказом прокурора СССР от 7.10.1936г. № 61/19.
Для выявления, предотвращения и раскрытия экономических преступлений требовались специальные познания и навыки, поэтому уже в 30-40 гг. назрела острая необходимость не только в создании специализированной службы (ОБХСС), но и овладении сотрудниками правоохранительных органов специальными познаниями в области учета и умениями взаимодействия с экспертами-бухгалтерами при расследовании экономических преступлений.
К сожалению, на первоначальном этапе данные подразделения не имели своего ревизионного аппарата. Однако при ОБХСС Управления милиции г. Москвы в конце 30-х гг. было создано бюро судебно-бухгалтерской экспертизы.
Первоначально основы использования специальных бухгалтерских познаний при расследовании хищений, должностных и хозяйственных преступлений находили свое отражение в рамках криминалистической науки. Значительный вклад в обобщение опыта использования бухгалтерских познаний и создания новой дисциплины внес доцент кафедры криминалистики Саратовского юридического института В.Б. Любкин, который в 1946 году издал монографию «Судебная бухгалтерия», ставшей базовой книгой для применения экономических познаний в юридической практике.
В 1951 году профессор С.П. Фортинский, развивая положения новой дисциплины, высказал мысль о том, что судебная бухгалтерия должна рассматриваться в качестве одной из разделов криминалистики. Им же в 1962 году была написана разработка с рекомендациями применения ревизионных методов в раскрытии и расследовании экономических преступлений.
Уже в 1964 году С.С. Остроумовым и С.П. Фортинским была выпущена в издательстве МГУ книга «Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы», в которой вопросы судебной бухгалтерии рассматривались в тесном взаимодействии с общими положениями бухгалтерского учета и проблемами криминалистики. Пособие авторов с аналогичным названием, выпущенное в 1969 году, включало четыре раздела: теория бухгалтерского учета, отраслевой учет, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза. Впоследствии другими авторами была выпущена аналогичная по названию и структуре книга. В связи с этим, с одной стороны происходило стимулирование дальнейшего использования экономических средств в раскрытии преступлений, с другой стороны, положения и методы бухгалтерского учета продолжала использовать в своих целях криминалистика.
Несмотря на то, что первоначально многие работы были разрознены, носили частный характер, тем не менее они обратили внимание ученых и практиков на новое, полностью еще не сложившееся, но эффективное средство борьбы с преступностью в сфере экономики, способствуя тем самым становлению и развитию новой дисциплины «Судебная бухгалтерия».
В дальнейшем проблемы судебной бухгалтерии рассматривались в работах С.П. Голубятникова, Н.В. Кудрявцева, П.К. Пошюнаса, А.М. Ромашова, Л.А. Сергеева, Г.А. Шумака и других видных ученых, внесших существенный вклад в содержание учебной дисциплины и методику ее преподавания в юридических вузах.
Вместе с тем, возрастающие потребности практики требовали более широкого применения специальных бухгалтерских познаний. Разносторонняя специализация оперативных и следственных работников предусматривала овладение ими не только юридическими, но и экономическими познаниями. Особое значение придавалось методикам самостоятельного применения юристом в каждом конкретном случае знаний бухгалтерского учета, экономического анализа, технологии производства и др. Без соответствующих познаний в данной области было крайне затруднительно выявить и провести качественное расследование экономических преступлений, понять механизм преступной деятельности.
Для решения этой задачи необходима была интеграция экономических и правовых познаний, которая неизбежно привела к появлению нового учебного курса «Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы». Содержание курса представляло собой конгломерат бухгалтерских познаний, поскольку он основывался на базе отраслевого бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. Объединение в новом учебном курсе двух мало взаимосвязанных разделов было во многом обусловлено наибольшим развитием в данный период бухгалтерской науки и судебно-бухгалтерской экспертизы, которая успешно применялась в России, начиная с 20-х годов Институтом государственных бухгалтеров-экспертов.
В новом учебном курсе методика самостоятельного применения юристом общеэкономических познаний рассматривалась поверхностно, большее внимание уделялось практике ведения бухгалтерского учета и процедуре использования знаний соответствующих специалистов.
Несмотря на то, что новое название дисциплины «Судебная бухгалтерия» по своему названию подразумевало ее ориентирование на возрастающие запросы юридической практики, в ней по-прежнему доминировал экономический подход. Так, в учебнике, изданном в 1980 году, судебная бухгалтерия рассматривалась как специальная отрасль бухгалтерии, находящаяся на стыке теории бухгалтерского учета и уголовного (гражданского) процесса.
В процессе дальнейшего развития учебной дисциплины сугубо экономические вопросы начали дополняться правовыми, которые основывались на анализе экономической преступности, способах маскировки учетных операций и следов преступной деятельности в данных бухгалтерского учета. В судебной бухгалтерии в большей мере находила место интеграция экономических и правовых знаний, что способствовало формированию ее как экономико-правовой учебной дисциплины.