Автором данной концепции является Владик Сумбатович Нерсесянц.
В рамках юридико – либертарной концепции правопонимания внутреннее единство юридической онтологии, аксиологии и гносеологии обусловлено тем, что в их основе лежит один и тот же принцип формального равенства, понимаемый и трактуемый как исходное начало юридической онтологии (что есть право?), аксиологии (в чем ценность права?) и гносеологии (как познается право?).
В онтологическом плане право есть формальное равенство, причем это формальное равенство включает в себя такие компоненты, как абстрактно – всеобщую равную меру, формальность свободы и справедливости. Право как форма и есть в онтологическом плане совокупность этих формальных свойств и характеристик права – равенства, свободы и справедливости.
Равенство, свобода и справедливость, согласно либертарно – юридической трактовке, - это правовые формальности, формально – содержательные (а не материально – содержательные, не эмпирические) компоненты, свойства и характеристики права и правовой формы.
Как в онтологическом, так и в аксиологическом и гносеологическом отношениях весьма существенно то обстоятельство, что абстрактно – всеобщая мера, свобода и справедливость только в их формальном выражении и значении, т.е. только в качестве особых форм выражения и проявления общего смысла принципа формального равенства, могут войти в единое, внутренне согласованное и непротиворечивое понятие права и быть составными компонентами и характеристиками всеобщей правовой формы общественных отношений.
Право – это формальное равенство, право – это всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей, право – это всеобщая справедливость и т.д. Ведь всеобщая равная мера так же предполагает свободу и справедливость, как последние – первую и друг друга.
Эти определения права через его объективные сущностные свойства выражают в целом природу, смысл и специфику права, фиксируют понимание права как самостоятельной сущности, отличной от других сущностей. Эти объективные свойства права относятся к определениям права в его различении с законом, т.е. не зависят от воли законодателя, исторически и логически предшествуют законодательству.
К этим исходным сущностным определениям права в процессе так называемой «позитивации» права, его выражения в виде закона, добавляется новое определение – властная общеобязательность того, что официально признается и устанавливается как закон (позитивное право) в определенное время и в определенном пространстве.
Но закон может как соответствовать, так и противоречить праву, быть формой официально – властного признания, нормативной конкретизации и защиты как права, так и иных (неправовых) требований, дозволений и запретов. Только как форма выражения права закон (позитивное право) представляет собой правовое явление. Лишь будучи формой выражения объективно обусловленных свойств права, закон становится правовым законом.
Правовой закон это и есть право, получившее официальную форму признания, конкретизации и защиты, словом – законную силу, т.е. позитивное право, обладающее объективными свойствами права. Реальный процесс «позитивации» права, его превращения в закон, наряду с необходимостью учета объективных свойств и требований права, зависит от многих других объективных и субъективных факторов (социальных, экономических, политических, культурных и др.). И несоответствие закона праву может быть следствием правоотрицающего характера строя, антиправовой позиции законодателя или разного рода его ошибок и промахов, низкой правовой и законотворческой культуры и т.д.
В общеобязательности закона есть два различных, но взаимосвязанных момента – официально – властный и правовой.
Первый момент состоит в том, что закон как установление государственной власти наделяется ее поддержкой и защитой, обеспечивается соответствующей государственной санкцией на случай нарушения закона.
Второй момент состоит в том, что закон наделяется общеобязательностью (государственным принуждением) и защитой только потому, что он выступает именно как право, а не просто как какое – то иное общеобязательное, но неправовое установление и явление.
В этой претензии закона быть правом проявляется то обстоятельство, что у закона нет своей собственной сущности, отличной от сущности права.
Общеобязательной силой должен обладать только правовой закон. Основная задача состоит в том, чтобы только праву придавалась законная сила и вместе с тем чтобы закон был всегда и только правовым.
В контексте различения и соотношения права и закона общеобязательность закона обусловлена его правовой природой и является следствием общеобязательности объективных свойств права. Именно потому, что не право – следствие официально – властной общеобязательности, а наоборот, эта общеобязательность – следствие права, такая общеобязательность выступает как еще одно необходимое определение права – в дополнение к исходным определениям об объективных свойствах права. Смысл этого определения состоит не только в том, что правовой закон обязателен, но и в том, что общеобязателен только правовой закон. Таким образом, объективные свойства права не зависят от воли законодателя, тогда как общеобязательность правового закона, подразумеваемая объективной природой права, зависит и от воли законодателя и от ряда объективных условий.
Из смысла излагаемой либертарно – юридической концепции различения и соотношения права и закона вытекает, что даже самая краткая дефиниция общего понятия такого позитивного права (правового закона) должна включать в себя, как минимум два определения, первое из которых содержало бы одну из характеристик права в его различении с законом, а второе – характеристику права в его совпадении с законом.
С учетом этого, позитивное право, соответствующее объективным требованиям права (закон в его совпадении с правом), можно определить как общеобязательное формальное равенство; как равную меру свободы, обладающую законной силой; как справедливость, имеющую силу закона; как общеобязательную форму равенства, свободы и справедливости; как общеобязательную систему норм равенства, свободы и справедливости.
В более развернутом виде право – это соответствующая требованиям принципа формального равенства система норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.
Существенное отличие данного либертарно – юридического определения от распространенных легистских дефиниций права состоит в указании на необходимость соответствия системы государственно установленных и защищенных норм требованиям принципа формального равенства.
Таким образом, в центре либертарного правопонимания стоят проблемы связи права и закона, понимания и трактовки объективных свойств права как сущностных свойств закона и критерия правового качества закона, вопросы разработки понятия правового закона и т.д.
Право имеет необходимую связь с государством. Государство выступает как правовой институт, как правовая организации публичной власти, необходимая для возведения общезначимого права в общеобязательный закон с надлежащей санкцией, для установления и защиты определенного правопорядка.