Прибалтика: Самая острая проблема в отношениях между Россией и странами Прибалтики — требование балтийских стран признать то, что они называют оккупацией Советским Союзом прибалтийских государств в 1940—1991.
28 сентября и 10 октября 1939 — после того, как Германия напала на Польшу, а СССР также ввёл свои войска на территорию Польши и фактически принял участие в её разделе, — СССР предложил прибалтийским государствам заключить договоры о взаимопомощи, в том числе об оказании военной помощи, создании военных баз и размещении на них советских войск (по 25 тысяч человек в Латвии и Эстонии и 20 тысяч — в Литве). По заявлениям прибалтийских государств, эти договоры были им навязаны советским руководством, а последующее их присоединение к СССР следует рассматривать как оккупацию. Таким образом, договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный 23 августа 1939 года как результат Мюнхенского сговора и отказа Великобритании подписать с СССР пакта о взаимной защите в случае нападения Германии, фактически предопределил судьбу прибалтийских государств.
Одновременно с заключением договора о взаимопомощи СССР передал Литве Вильнюс и Виленский край, отошедшие после раздела Польши к СССР. Менее чем через год было оформлено вступление всех трёх стран в состав СССР в качестве союзных социалистических республик — после ввода советских войск в Прибалтику в июне 1940 во всех трёх странах были созданы просоветские правительства и проведены выборы, 21 июля 1940 сейм Латвии провозгласил, что Латвия становится социалистической республикой, в тот же день об установлении советской власти провозгласили сейм Литвы и парламент Эстонии, а 3 − 6 августа Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу Латвии, Литвы и Эстонии о вхождении в СССР.
Накануне Великой Отечественной войны из Прибалтики органами НКВД были депортированы несколько десятков тысяч человек.[10]
В период Великой Отечественной войны в Латвии и Эстонии были сформированы дивизии войск СС, а также полицейские батальоны, воевавшие на советско-германском фронте и принимавшие активное участие в карательных акциях против мирного населения.
После занятия Литвы, Латвии и Эстонии Красной Армией на их территории развернулось активное антисоветское партизанское движение, которое было окончательно подавлено лишь к середине 1950-х.
На Ялтинской конференции в феврале 1945 были закреплены послевоенные границы. Руководство стран-союзников не пожелало в тот момент идти на обострение отношений с Советским Союзом. Впоследствии это не помешало западным государствам поддерживать многочисленные требования общественности о предоставлении независимости прибалтийским республикам. В то же время официальное предъявление таких требований могло привести к развалу всей системы послевоенных международных соглашений. Проблема нашла своё разрешение лишь благодаря центробежным процессам внутри самого Советского Союза. Получив в результате этого независимость, прибалтийские государства теперь хотели бы возложить вину за действия советского руководства на Россию как на правопреемника СССР. Россия категорически возражает против такого подхода.
С проблемой «аннексии» и «оккупации» связаны вопросы о заключении пограничных договоров между Россией, Эстонией и Латвией, а также о притеснении русскоязычного меньшинства в этих странах, включая отсутствие прогресса в сференатурализации (по российским данным, до сих пор 450—480 тыс. жителей Латвии и 160 тыс. жителей Эстонии относятся к категории лиц без гражданства), ограничения на использование русского языка, преследования бывших сотрудников советских правоохранительных органов и в то же время прославление ветеранов прогерманских отрядов как «борцов за независимость от СССР». Лишь Литва приняла так называемый «нулевой вариант», автоматически предоставив своё гражданство всем гражданам СССР, проживавшим на её территории на момент провозглашения независимости.
Россия недовольна требованиями прибалтийских стран извиниться за «советскую оккупацию» и компенсировать ущерб за неё. Российские власти также обвиняют их в провоцировании Евросоюза и НАТО на более жёсткий курс в отношении России.
На повестке дня стоит ещё один не урегулированный вопрос — требование стран Балтии о возвращении Россией культурных ценностей.
Белорусия:
Россия — основной партнёр Республики Беларусь в экономической и политической сфере. Россия и другие постсоветские государства представляют для Баларуси крайне важный рынок сбыта продукции и источник сырья. По мнению экспертов, значительный экономический рост в Беларуси в 2004—2006 во многом был связан с её особыми отношениями с Россией.
Социальная и экономическая стабильность обеспечивалась доступом на российский рынок и получением энергоресурсов по внутренним российским ценам. В то же время белорусская экономика в основном сохранила хозяйственные связи с российскими предприятиями и значительный промышленный экспорт в Россию. В Россию, в частности, поступает 60-70 % всего экспорта средств транспорта, машин и оборудования из Белоруссии. В 2006 г. на Россию пришлось $6,85 млрд из $19,74 млрд белорусского экспорта.
До конца 2006 года Беларусь имела возможность закупать нефть в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты по мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности страны в нефтепродуктах, но и получать значительные доходы. Расходы на газоснабжение частично компенсируются за счёт реэкспорта российского газа. В этой ситуации Беларусь не пострадала, а выиграла от роста мировых цен на энергоносители.
В Белоруси размещены два военных объекта российских ВС:
§ РЛС «Волга» (Барановичи, 52°51′27″ с. ш. 26°28′55″ в. д. (G) (O)) — входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении. Поставлена на боевое дежурство 1 октября 2003 года. Станция дециметрового диапазона позволяет отслеживать пуски МБР на северо-западном ракетоопасном направлении. Согласно соглашениям, подписанным 6 января 1995 года, всё недвижимое имущество и занимаемый «Волгой» и её инфраструктурой земельный участок переданы российской стороне в пользование на 25 лет (до 2020 года).
§ 43-й узел связи ВМФ (Вилейка, 54°27′50″ с. ш.26°46′40″ в. д. (G) (O)) — обеспечивает связь на сверхдлинных частотах Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов.
Билет №9