правовые характеристики:
1) правопорядок, законность, ответственность;
2) воздаяние, правомерность, деяние;
3) равенство, свободу, справедливость;
4) доброжелательность, альтруизм.
5. Философия права и общая теория государства и права взаимосвязаны следующим образом:
1) у них общий объект исследования;
2) у них общий предмет исследования;
3) исследуют явление на сущностном уровне;
4) не взаимосвязаны между собой.
7. К. Маркс определял право следующим образом:
1) право – это надстройка над экономическим базисом, возведенная в закон воля господствующего класса;
2) право – это политическая справедливость;
3) право – это совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы;
4) право – действие божественной справедливости в обществе.
8. Родоначальником юридического позитивизма является:
1) А. Шопенгауэр;
2) О. Конт;
3) И. Кант;
4) Г. Кельзен.
9. Мера свободы в обществе проявляется:
1) в действующем праве (позитивном законе);
2) в нравственности (нравственном законе);
3) в положении личности и ее роли в обществе;
4) во вседозволенности.
10. Состояние сознания личности, обусловленное пониманием причиненного вреда – это:
1) переживание;
2) соболезнование;
3) ответственность;
4) вина.
11. Философско-правовая гносеология это:
1) учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности;
2) учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности;
3) учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе;
4) учение о природе, методах, формах познания и толкования права.
12. Высказывание: «… в случае согласия на то других, человек должен отказаться от права, на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты…» принадлежит:
1) Т. Гоббсу;
2) Д. Локку;
3) Н. Макиавелли;
4) Г. Гроцию.
13. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового рационализма:
1) правовая реальность существует и формируется на основе нерациональных феноменов (воли, чувств, интуиции, «жизненном порыве»);
2) знание – это основополагающая составляющая правовой реальности и главное условие существования права;
3) правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очищенных от морали, политики, психологии»;
4) правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.
14. Правовые отношения – это:
1) отношения между личностью и государством в области права;
2) все социальные взаимодействия, обусловленные правом;
3) отношения между людьми в области права;
4) отношения между государствами в правовой сфере.
15. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17 Конституции РФ). Данное утверждение есть отражение сущностной характеристики:
1) естественного права;
2) позитивного права;
3) конституционного права;
4) гражданского права.
16. Определение «права» данное Г. Гегелем:
1) право – это свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства;
2) право как политическая справедливость;
3) право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы;
4) право – действие божественной справедливости в обществе.
17. Политико-правовое учение об отмирании государства и права по мере развития общества:
1) либерализм;
2) консерватизм;
3) марксизм;
4) анархизм.
18. Активное отношение и взаимосвязь социального субъекта и правовой действительности в целях создания правовых условий существования – это:
1) правовая деятельность;
2) правовое сознание;
3) процессуальная деятельность;
4) производственная деятельность.
19. Латинское слово justitia означает:
1) равенство;
2) справедливость;
3) законность;
4) ответственность.
20. Философско-правовая аксиология это:
1) учение о смысле права как ценности, справедливости и общем благе;
2) учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, принципах правовой деятельности;
3) учение о природе, методах, логике познания и толкования правовой реальности;
4) учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности.
21. Кто считал, что существуют неотъемлемые и непередаваемые государству права личности:
1) Г. Гроций;
2) Ф. Бэкон;
3) Д. Локк;
4) Т. Гоббс.
22. Отметьте суждение, отражающее точку зрения философско-правового идеализма:
1) правовая реальность – это отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений;
2) правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;
3) правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очищенных от морали, политики, психологии»;
4) правовая реальность – это согласование деятельности человека и государства.
23. Принцип, характеризующий разрешение с точки зрения правовых отношений:
1) разрешено все, что не вредит личности и государству;
2) разрешено абсолютно все;
3) разрешено все, что дозволено;
4) разрешено все, что не запрещено.
24. Структурными элементами правового сознания являются:
1) правовая идеология, правовая наука, правовая психология, правовые эмпирические знания;
2) правовые настроения, правовые эмоции и чувства, правовые привычки, правовые навыки;
3) правовые эмпирические знания, правовая наука, правовая деятельность;
4) правовая реальность, правовое бытие.
25. Познание – это диалектический процесс отражения человеком объективного мира в форме идеальных образов, считал:
1) Г. Гегель;
2) И. Кант;
3) Ф. Энгельс;
4) В.И. Ленин.
26. Ф. Аквинский определял право следующим образом:
1) право как политическая справедливость;
2) право как действие Божественной справедливости в обществе;
3) право как свобода;
4) право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы.
27. Философско-правовая концепция, которая была использована итальянским и немецким фашизмом для обоснования своей идеологии:
1) юридический позитивизм;
2) неокантианство;
3) экзистенциальное право;
4) неогегельянство.
28. «Быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других» – это высказывание принадлежит:
1) И. Канту;
2) К. Марксу;
3) И. Фихте;
4) Б. Спинозе.
29. Закон талиона (возмездия) – это проявление:
1) социальной справедливости;
2) воздающей справедливости;
3) уравнивающей (гражданской) справедливости;
4) распределяющей (пропорциональной) справедливости.
30. Философско-правовая праксиология – это:
1) учение о природе, методах, логике познания и толкования правовой реальности;
2) учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности;
3) учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности;
4) учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и общем благе.
31. Кто утверждал, что государство и право – это часть природы:
1) Б. Спинозы;
2) Т. Гоббса;
3) Д. Локка;
4) Ф. Бэкона.
32. Выделите то суждение, которое отражает точку зрения философско-правового материализма:
1) правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;
2) правовая реальность – это согласование деятельности человека и государства;
3) правовая реальность – это отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений;
4) правовая реальность – это совокупность единичных фактов, очищенных от морали, политики, психологии.
33. Между правом и свободой существует взаимосвязь, которая проявляется в том, что:
1) право и свобода это божественный дар;
2) право делает человека абсолютно свободным;
3) право ограничивает свободу человека;
4) право защищает свободу выбора личности и ограничивает произвол, направленный на ущемление свободы других.
34. Выделите объект философии права:
1) повседневная реальность;
2) правовая практика;
3) правовая реальность;
4) социальное бытие.
35. Отметьте определение права, данное И. Кантом:
1) право – это свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства);
2) право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы;
3) право как политическая справедливость;
4) право как действие божественной справедливости в обществе.
36. К какому философско-правовому направлению относится высказывание Д. Остина «Закон есть закон»:
1) юридический позитивизм;
2) философско-правовой материализм;
3) философско-правовой рационализм;
4) философско-правовой идеализм.
37. Кто считал, что государство, понимаемое как «коллективная воля» граждан, есть гарант свободы:
1) К. Маркс;
2) И. Кант;
3) Г. Гегель;
4) И. Фихте.
38. Что отражают атрибуты богини Фемиды:
1) Свободу, справедливость, законность;
2) Ограничение, понуждение, наказание;
3) Справедливость, равенство, беспристрастность;
4) Возмездие, неотвратимость.
39. Как характеризовал философию права Гегель:
1) наука о свободе, философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью;
2) наука, занимающаяся исследованием смысла права, его сущности и места в мире;
3) наука, занимающаяся проблемами гносеологии и диалектики;
4) наука, разрабатывающая правовые теории на основе философии.
40. Кого можно назвать родоначальником философии права как систематизированного философского учения:
1) И. Кант;
2) Г. Гегель;
3) К. Маркс;
4) В. Нерсесянц.
41. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового позитивизма:
1) правовая реальность – это согласование деятельности человека и государства;
2) правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;
3) правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очищенных от морали, политики, психологии»;
4) правовая реальность – это отражение в общественном сознании материального бытия, материальных отношений.
42. Какому смыслу соответствует «запретительный» подход к пониманию права:
1) запрещено все, что ведет к нарушению правопорядка в обществе;
2) запрещено все, что вредит личности и государству;
3) запрещено абсолютно все;
4) запрещено все, что не разрешено.
43. Основными, структурными элементами правовой реальности являются:
1) общественное бытие, общественное сознание, правовое бытие человека;
2) правовые учреждения, правовые отношения, правовое сознание;
3) правовые нормы, юридические законы;
4) правотворческая деятельность.
44. Кому принадлежит высказывание «Познание – это последовательный переход от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»:
1) И. Канту;
2) Г. Гегелю;
3) Ф. Энгельсу;
4) К. Марксу;
5) В.И. Ленину.
45. Отметьте определение права, данное Аристотелем:
1) право как действие божественной справедливости в обществе;
2) право как политическая справедливость;
3) право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы;
4) право – это свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства).
46. Какому подходу соответствуют принципы развития правовой сферы жизни общества и взаимосвязи права и других социальных явлений?
1) метафизическим;
2) системным;
3) диалектическим;
4) историческим.
47. «Свобода есть познанная необходимость» – это высказывание принадлежит:
1) Б. Спинозе;
2) Г. Гегелю;
3) Ф. Энгельсу;
4) В.И. Ленину.
49. Кто из русских просветителей 18 века считал, что при подготовке юристов основными дисциплинами являются нравственная философия, римское право и натуральная юриспруденция:
1) С.Е. Десницкий;
2) Я.П. Козельский;
3) В.Н. Татищев;
4) И.А. Третьяков.
50. Определите, какому суждению соответствует правильное определение герменевтики:
1) герменевтика – это сведение сложного к простому, более понятному и доступному;
2) герменевтика – это учение об интерпретации текстов и исторических фактов, норм позитивного права и жизненного опыта;
3) герменевтика – это учение, основанное на идее доминирующей роли бессознательного в человеческой жизни;
4) герменевтика – это учение, ставящее в центр изучения человеческое существование, его переживание.
51. Кому принадлежит высказывание: «Право человека, должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти»:
1) И. Канту;
2) Г. Гегелю;
3) И. Фихте;
4) Ф. Шеллингу.
52. К какому философско-правовому направлению можно отнести высказывание И. Канта «Человека, ни при каких обстоятельствах нельзя использовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более высокой цели, чем человек»:
1) философско-правовой натурализм;
2) философско-правовой гуманизм;
3) философско-правовой либерализм;
4) философско-правовой нигилизм.
53. Отметьте верную точку зрения на соотношение права и закона:
1) право и закон – тождественные правовые феномены;
2) право и закон – самостоятельные правовые феномены;
3) право и закон взаимосвязанные, но не тождественные правовые феномены;
4) право – основа и источник правового закона, критерий его качества.
54. Какие права Д. Локк считал неотъемлемыми и непередаваемыми государству:
1) на жизнь, свободу, равенство;
2) на собственность, жизнь, свободу, равенство;
3) право избирать, быть избранным, свободу слова;
4) на свободу совести, вероисповедания, свободно распространять религиозные и иные убеждения.
55. К какому философско-правовому учению относится высказывание Ф. Ницше «В основе действий человека лежит воля к власти»:
1) юридический позитивизм;
2) философско-правовой иррационализм;
3) экзистенциальное право;
4) философско-правовой рационализм.
56. Закон диалектики, позволяющий анализировать степень и меру свободы в обществе:
1) закон отрицания отрицания;
2) закон единства и борьбы противоположностей;
3) закон причинно-следственных связей;
4) закон перехода количественных изменений в качественные.
57. Виды справедливости, которые выделял Аристотель:
1) уравнивающая справедливость как арифметическое равенство и соразмерность ущерба и наказания;
2) распределяющая справедливость как геометрическое равенство и соразмерность доли общественного богатства, получаемой гражданином в соответствии с его достоинством и заслугами;
3) уравнивающая и распределяющая справедливость;
4) социальная справедливость как нравственное, правовое, политическое явление.