Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие государства. Основные концепции понимания госу-




Дарства.

Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жиз­ни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон оп­ределял государство как «дело народа».

В средние века получили распространение теологические кон­цепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.

Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство— это политическое со­стояние общества, состояние властвующих и подвластных. Маки­авелли отошел от представления о государстве как вечном и неиз­менном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Воден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д. Локк), «организация со­вместной народной жизни на определенной территории и под од­ной высшей властью» (Р. фон Моль).

Многочисленные подходы к понятию государства можно объе­динить в несколько направлений.

1. Теологический подход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были.

Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.

2. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом ре­шающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).

3. Юридический подход. Представители данного подхода ука­зывали, что государство — это особое юридическое лицо, осо­бая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).

4. Нормативистский подход. Его наиболее известный предста­витель Г. Кельзен считал, что государство — это определен­ный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.

 

5. Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).

6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспре­рывно меняющемся обществе, как структура, связанная с ин­формацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).

7. Либеральный подход еще называют концепцией «государства - ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет эко­номикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

8. Социологический подход. Сторонники этого подхода счита­ют, что государство — это, прежде всего, орудие в руках опре­деленных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономи­чески господствующего класса, то сторонники немарксистс­кого направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все подходы представлений о государстве, стремясь преодолеть их од­носторонность и создать комплексное понимание. Плюрализм (множественность) в понима­нии государства активизировал поиск новых подходов к государству, способствовал более гибкому проникновению в его сущность. Однако преодоление идеологического монизма (моно - один) в понимании государства оберну­лось, в известной мере, нечеткостью, размытостью в интерпретации его содержания.

Таким образом, государство есть особая форма организации поли­тической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механиз­ма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.

14. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и класси-

Фикация.

Систематизация нормативных актов — это деятельность направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

Инкорпорация[править | править вики-текст]

Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Бывает (не)официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной. Инкорпорацией могут заниматься, как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Консолидация[править | править вики-текст]

Унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе.

Кодификация[править | править вики-текст]

Создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2201 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2375 - | 2322 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.