В условиях простого товарного производства продукт труда отдельного частного производителя независимо от его воли и сознания является продуктом определенного количеств общественного труда. Но общественный труд не может измеряться прямо и непосредственно рабочим временем того или иного работника. Он может быть измерен и выражен лишь косвенным путем, посредством обмена на другой товар, т. е. через общественную стоимость. Этот обмен регулируется в соответствии с законом стоимости.
Закон стоимости — экономический закон, согласно которому изготовление и обмен товаров регулируются в соответствии с затратами общественно необходимого рабочего времени. Этот закон, по определению Ф. Энгельса, является основным экономическим законом товарного производства [16]. Закон стоимости вступает в силу с возникновением товарного обмена между первобытными общинами. В Египте он начал действовать 3—5 тыс. лет тому назад, а в Вавилонии—за 4—6 тыс. лет до н.э. Его действие проявляется и к условиях рабства и феодализма. При капитализме действия закона стоимости претерпевают значительные изменения.
В условиях товарного хозяйства, основанного на частной собственности, закон стоимости действует как стихийная сила. господствующая над людьми. Простое товарное хозяйство ведется без какого-либо общего плана в масштабе всего общества. Это вызывает стихийность и неорганизованность в развитии всех частных хозяйств и их соперничество друг с другом за более выгодные условия производства и продажи товаров. Здесь действует, таким образом, экономический закон конкуренции и анархии производства. Характеризуя товарное хозяйство, основанное на частной собственности на средства производства, Ф. Энгельс отмечал, что здесь «каждый производит сам по себе, случайно имеющимися у него средствами производства и для своей индивидуальной потребности в обмене. Никто не знает, сколько появится на рынке того продукта, который он производит, и в каком количестве этот продукт вообще может найти потребителей: никто не знает, существует ли действительная потребность в производимом им продукте, окупятся ли его издержки производства, да и вообще будет ли его продукт продан. В общественном производстве господствует анархия»[17].
В конкурентной борьбе важнейшее значение имеет производство продуктов в соответствии с общественно необходимым рабочим временем. На рынке оказывается в более выгодном положении тот работник, который на изготовление единицы продукции затрачивает меньше времени, чем другие. И, наоборот, проигрывает тот, кто затрачивает больше труда, чем это необходимо в обществе.
В частнособственническом товарном хозяйстве в качестве регулятора производства выступает закон стоимости. Закон стоимости стихийно регулирует распределение общественного груда и средств производства между различными отраслями товарного хозяйства.
В любом обществе, где существует общественное разделение труда, имеется необходимость распределения труда и средств производства между различными отраслями хозяйства в определенных пропорциях. Соблюдение пропорциональности (количественных соотношении между отраслями и видами работ)— это объективная необходимость для всякого производства независимо от его общественной формы. Однако в условиях товарного производства она может осуществляться беспрепятственно. Здесь необходимая пропорциональность постоянно нарушается вследствие стихийного характера развития товарного хозяйства, И все же она прокладывает себе путь вопреки анархии производств, в самой этой анархии, через нее.
Регулирование пропорций производства на основе закона стоимости происходит посредством механизма цен. Как уже говорилось, цена—это стоимость товара, выраженная в деньгам. Под влиянием колебаний в соотношении рыночного спроса и предложения цены товаров соответственно отклоняются вверх или вниз от стоимости. Если товаров не будет хватать, для удовлетворения платежеспособного спроса населения, то цены на эти товары будут расти, будут подниматься выше действительной стоимости товаров. И, наоборот, цены упадут ниже стоимости, если товаров произведено больше, чем необходимо, если предложение перекрывает спрос на эти товары. Отклонения цен от стоимости, таким образом,— не результат какого-то недочета в действии закона стоимости, а, наоборот, единственно возможный способ его осуществления в обществе частных товаропроизводителей, работающих вслепую. Только стихийные колебания цен на рынке дают знать, какие товары произведены в излишнем или недостаточном количестве по сравнению с платежеспособным спросом населения. «Постоянные отклонения цен товаров от их стоимостей,— отмечал Ф. Энгельс, — составляют необходимое условие, при котором и в силу которого только и может проявляться сама стоимость товара. Только благодаря колебаниям конкуренции, а тем самым и товарных цен, прокладывает себе путь закон стоимости товарного производства, и становится действительностью определение стоимости товара общественно-необходимым рабочим временем» [18].
Колебания цен вокруг стоимости, как бы сигнализирующие о соотношении спроса и предложения, неизбежно вызывают изменения в производстве товаров. Повышение рыночных цен является хорошим стимулом для производителей — раз товар нынче «в цене», значит, его выгодно изготовлять. Под влиянием роста цен собственники устремляются в те отрасли, которые представляются более выгодными в данный момент. Рыночные цены могут равняться стоимости только при совпадении спроса и предложения товаров. Но такое приближение цен к стоимости невозможно в условиях товарного хозяйства без изменения масштабов производства и пропорций между отраслями, без устранения возникших диспропорций.
Важнейшей особенностью действия закона стоимости в докапиталистических способах производства является то что цены на товары здесь тяготеют к их стоимости и «колеблются вокруг них так что чем полнее развивается простое товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды, не прерываемые внешними насильственными нарушениями, совпадают со стоимостями с точностью до величины, которой можно пренебречь» [19].
Поскольку стоимость есть выражение общественного труда, заключающегося в частных продуктах, то в силу этого становится возможным количественное различие между общественным трудом и заключающимся в том же продукте частным трудом. Если какой-нибудь работник продолжает изготовлять продукты старым способом, в то время как господствующие условия производства значительно улучшились, то указанное различие становится для него чувствительным. Те собственники, которые повысили производительность труда благодаря внедрению новой техники и улучшению организации труда, производят товары с меньшими затратами, а продают их по ценам, соответствующим общественно необходимому труду. Благодаря разнице между индивидуальной и общественной стоимостью товара они получают излишек денег и богатеют. Они становятся сильнее в конкурентной борьбе с другими производителями. Это обстоятельство побуждает и других собственников вводить новейшие технические усовершенствования, добиваться понижения индивидуальной стоимости продуктов. Следовательно, в результате стихийных и разрозненных действий отдельных товаропроизводителей, стремящихся к наживе, совершается прогрессивное развитие техники и организации производства. Под воздействием закона стоимости достигается значительно более быстрый рост производительных сил, чем это имеет место в натуральном хозяйстве.
Однако было бы неправильно полагать, как это делают мелкобуржуазные и буржуазные экономисты, что действия закона стоимости связаны только с экономией общественного труда и ростом его производительности. На самом деле эти действия имеют глубоко противоречивый характер. Поскольку мелкие собственники действуют вслепую, не имея возможности правильно учесть общественные потребности, то зачастую оказывается, что в одних отраслях обнаруживается недопроизводство, а в других — перепроизводство товаров, что ведет к нерациональным затратам сил и средств. Бесполезное расточительство производительных сил происходит и вследствие конкурентной борьбы, когда часть производителей разоряется и гибнет. Таким образом, закон стоимости не только способствует развитию производительных сил и экономии труда у одних собственников, но и ведет к потерям труда и материальных средств у других.
В определенных исторических условиях действия закона стоимости и закона конкуренции приводят к возникновению и развитию капиталистических производственных отношений. Стихийные колебания цен вокруг стоимости и отклонения индивидуальных затрат от общественно необходимого рабочего времени, определяющего рыночную стоимость товара, усиливают экономическое неравенство и борьбу между частными собственниками. Неведомые им и независимые от них рыночные колебания цен не могут не порождать неравенства между мелкими собственниками, не могут не усиливать этого неравенства.
О том, как происходит конкурентная борьба и к чему она ведет, можно судить на таком примере. Предположим, что три группы работников изготовляют одинаковые по качеству костюмы. Первая группа изготовляет один костюм стоимостью. 18 долларов, вторая—20 долларов и третья—22 доллара. 06щественная рыночная стоимость 1 костюма—20 долларов. Если спрос на костюмы уменьшится ниже предложения и рыночная стоимость станет не 20, а 19 долларов, то вторая и особенно третья группа собственников вынуждены будут продавать товар ниже его стоимости и нести убытки. Первая же группа будет по-прежнему, хотя и в меньшем размере (вполовину), обогащаться. Это наиболее экономически сильная группа, а вторая и третья группы — наименее состоятельные. Понижения индивидуальной стоимости товара против его общественной стоимости экономически сильные товаропроизводители достигают путем внедрения в производство все более совершенной техники и повышения таким путем производительности труда. Этим они все более укрепляют свои позиции в конкурентной борьбе и подрывают основу существования других производителей. Характерно, например, что в США больше no-повины ферм не имеет тракторов, а четвертая часть не в состоянии держать в хозяйстве даже рабочий скот.
Действие закона стоимости, способствуя развитию производительных сил, в то же время углубляет пропасть между различными группами собственников. Масса мелких товаропроизводителей постепенно разоряется. В их распоряжении остается единственный товар — своя рабочая сила, которую они вынуждены теперь продавать.
Действия этого закона приводят не только к разложению товаропроизводителей на более богатых и бедных, но и к образованию новых классов — одни становятся капиталистами, эксплуатирующими наемный труд, другие — масса мелких собственников — превращаются в наемных рабочих. Итак, стихийные действия закона стоимости на определенной исторической ступени развития неизбежно приводят к разложению простого товарного хозяйства, неумолимо и закономерно порождают капиталистические производственные отношения.