Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классификация правовых систем.




 

Выделяются десять правовых семей: романо-германская (континентальная), англосаксонская (общего, или прецедентного права), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индуистского права, обычного (адатного, традиционного) права, дальневосточная, социалистическая.,
Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в, то же время, общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп правовых семей.
Романо-германская правовая система.
Данная правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе и в некоторых других регионах. Особенности этой семьи состоят в следующем:
1) основным источником права служит нормативный правовой акт – закон;
2) существует единая иерархическая система источников права;
3) признается деление права на публичное и частное;
4) преобладает законодательство кодифицированного характера;
5) имеется общий понятийный фонд, т. е. сходство основных правовых понятий и категорий;
6) сложилась относительно единая система правовых принципов;
7) ведущую роль играет конституция.

Правовой прецедент в качестве источника права не характерен. Правовая доктрина играет важную роль в процессе правотворчества, а в правоприменении она используется лишь при толковании норм права. Серьезное значение придается международному праву. Присущ этой семье и конституционный контроль. Обычай имеет ограниченное действие, но применение его допускается в сфере частного права и нередко в дополнение к закону или вместо закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.
Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право, в ее развитии можно выделить три главных этапа:
1) эпоха Древнего Рима – зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476т. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров – поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;
2) XIII-XVII вв. – возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;
3) XVIII в.– наши дни – кодификация права, появление конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

Англосаксонская правовая семья.
Данная правовая семья существенно отличается от романо-германской правовой семьи. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т. е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, главными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обобщая практику и руководствуясь сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принципы – прецеденты, составляющие систему общего права.
Помимо указанных, семье общего права присущи следующие особенности:
1) своеобразное понимание норм права, они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер;
2) особая специфика структуры права: ей неизвестно деление права на публичное и частное.
В структуре англосаксонского права выделяют:
а) прецедентное, право;
б) право справедливости;
в) статутное право, или право парламентского происхождения.
Что касается права справедливости, то оно представляет собой совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов. При этом его решения основывались на «королевской справедливости» и, восполняя пробелы в общем праве, вносили коррективы в деятельность королевских судов;

3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;
4) автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти, что выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;
5) некодифицированный характер законодательства.
В структуре общего права можно выделить группу английского права (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия и др.) и право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием, заключающимся в следующем:
а) в наличии в США в отличие от Великобритании федеральной конституции;
6) в дуализме правовой системы, так как наряду с прецедентным правом действует система законодательства;
в) в существенной самостоятельности штатов в США, суды одного штата не должны обязательно ссылаться на судебные решения другого штата, они могут принять иные решения;
г) в значительной маневренности, гибкости приспособленности права к изменяющимся условиям;
д) в кодифицированном характере законодательства штатов, которые, имеют свои кодексы;
е) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов штатов

В становлении англосаксонской правовой семьи выделяют четыре главных этапа:
1) до 1066 г. (до нормандского завоевания Англии) – отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;
2) 1066–1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров)–централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;
3) 1485–1832 гг. – период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться при помощи возникшего «права справедливости», которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;
4) 1832 г.– наши дни – судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное понимание справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом – судебный прецедент, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости – «судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи»); распространение данной системы на английские колонии, где они прижились с учетом местной специфики.

Славянская правовая семья.
Эта правовая семья базируется главным образом на национально-культурных и географических особенностях славянской цивилизации.
Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:
а) самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI–XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, отношением к государственной власти, формами ее организации;
б) особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллективизма;
в) тесной связью государства и права с православной ветвью христианства, что значительно сказывается на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности;
г) тем, что восходя корнями к Византийской империи, славянская правовая семья через Константинополь унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позднее реципировала германское право. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.
Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе.

Латиноамериканская правовая семья.
Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализмом. Это выражается в, том, что данная семья восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой – правовую систему CША.
Особенность рассматриваемой правовой семьи состоит также в том, что у США заимствована президентская форма правления, конституция и некоторые конституционные институты. В целом сфера публичного права государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США как наиболее близко расположенного государства.
В латиноамериканской правовой семье большое место занимает делегированное законодательство, т. е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных в странах и функционированием парламентов.
В федеративных государствах – Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Мексике – правовая система носит федеративный характер, но основную массу составляет федеральное законодательство.
Обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах: в Аргентине его роль значительно велика, а в Уругвае – меньше. Серьезное внимание уделяется институту судебного контроля за конституционностью законов.
Латинская Америка, заимствовав у США судебную систему, серьезно изменила её и не рассматривает судебную практику в качестве источника права. Латиноамериканские государства используют институты местного, национального происхождения

Cкандинавская правовая семья. В данную правовую семью входят следующие государства – Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия. Несмотря на близость к континентальной Европе, названная правовая семья не восприняла в полной мере романо-германскую модель права. Например, судебная система и судебная практика играют в скандинавских государствах более важную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Для скандинавского права характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех скандинавских государствах. Это объясняется сходством их языка, культуры, исторического развития, географическим положением, отсутствием в целом политических различий. Для скандинавской правовой семьи характерно развитие унифицированного законодательства, этой семье не присущ прецедент как источник права, не придается, как в английском праве, большое значение процедуре, процессуальным нормам.

Мусульманская правовая семья.
Мусульманское (шариатское) право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов, понятий и т. д. Оно включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.
Особенности мусульманской правовой семьи состоят в следующем:
1) норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.
В силу божественного происхождения эти правила не подлежат изменению, но нуждаются в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет посты, которые каждый мусульманин должен соблюдать, милостыни, которые необходимо подавать, паломничества, которые надо совершать, и т. д.;

2 ) выделяются четыре главных источника мусульманского права:
а) Коран – священная книга мусульман, где собраны изречения и проповеди пророка Мухаммеда. Она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь незначительно затрагивает вопросы правовых отношений мусульман;
б) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне доминируют нравственно-религиозные положения;
в) иджма – согласие исламского сообщества об обязанностях мусульманина. Правовые нормы трех первых источников в совокупности образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права;
г) фетва – толкования шариата, данные крупнейшими мусульманскими законоведами и духовными деятелями.
Существует также принцип права кыяс (кийяс) – суждение по аналогии, применение к новым сходным случаям правил, установленных шариатом, т. е. Кораном, Сунной и иджмой.
К второстепенным источникам относятся закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине, а также адат (обычай);
3) в структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период в качестве основных отраслей выделяются уголовное, судебное, семейное право. Мусульманское право различает наказания, установленные законом (за воровство, убийство, прелюбодеяние и др.), и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

Судоустройство по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел, но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Семейное право представлено «правом личного статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.
Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Судан и др.

Индуистская правовая семья.
Данная правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. Она сформировалась более двух тысячелетий назад, пройдя сложный путь развития, и сохранила свое регулирующее значение до сих пор.
Для этой правовой семьи характерно следующее.
1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, миропонимание, мораль.
2. Источником права и религии считаются Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.
3. Индуистское право основывается на обычаях в регулировании, вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после
введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировались главным образом обычаями.
4. Нормативные установления и решения судов не составляли источника индуистского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых

5. После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходит процесс кодификации индуистского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право и приспособивших его к современному мировоззрению, о наследовании, об усыновлении и др.
К семье индуистского права относятся правовые семьи Индии и Непала, его нормами руководствуются также отдельные этнические группы Бангладеш, Гайаны, Бирмы (Мьянмы), Сингапура, Малайзии, Шри-Ланки, некоторых государств восточного побережья Африки – Танзании, Уганды, Кении.
Семья обычного права.
Эта семья включает страны Центральной и Южной Африки и Океании, в том числе Гамбию, Гану, Камерун, Малави, Мадагаскар, Сенегал, Того и др.
Для данной правовой семьи характерно регулирование жизни обычаями (адатом). Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имеет свои обычай и традиции. Повиновение обычаю – добровольное из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил, так как нарушение обычая может повлечь их негативную реакцию. Другая особенность обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не право отдельной личности. В традиционной среде считается справедливым то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимодействие между ее членами.
Еще одна особенность традиционного права – идея примирения сторон, заинтересованных лиц.

В соответствии с обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, поэтому и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, по наследству имущество переходит, не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Отсюда и компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или клану. Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права (семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности).
В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право. Метрополии стремились запретить некоторые варварские обычаи и урегулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Была осуществлена реформа судов: наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права.
После обретения, африканскими государствами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других – временно сохранены. Некоторые государства приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Нигерия, Танганьика). Но само обычное право переживает эволюцию, поскольку африканские государства расширяют международные связи, возросли контакты с европейцами, появился рынок рабочей силы и т. д. В то же время следует отметить, что элементы обычного права сохранились в быту многих народов всех континентов Земли

Дальневосточная правовая семья.
Для данной правовой семьи характерны:
1) отрицательное отношение к праву вообще; например, японцы традиционно отождествляют право исключительно с уголовным законодательством, которое ассоциируется с тюрьмой;
2) господство идеи примирения спорящих сторон – конфликты предпочитают решать внесудебным путем, и даже судебные дела завершаются чаще всего примирением участников спорам
3) традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому охрана порядка должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения;
4) модернизация правовой системы после Второй мировой войны.
Семья социалистического права.
Ее отличительные особенности состоят в том, что она:
а) является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как права высшего типа;
б) носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, – пролетариата и крестьянства, но в действительности выражается в закреплении интересов партийно-государственной верхушки;

в) придерживается узконормативного понимания права, отождествляющего право и закон, исходящий исключительно от государства;
г) считает основным источником права нормативные правовые акты;
д) использует главным образом запреты и обязанности для регулирования общественных отношений, а ее нормативно-правовые предписания и установления имеют императивный характер;
е) отрицает судебный прецедент как источник права, не признает деления права на частное и публичное, в стране отсутствует конституционный контроль;
ж) провозглашает приоритет государственных, интересов перед личными;
з) основывается на централизации в регламентировании договорных отношений, нормировании трудовой деятельности и распределении социальных благ;
и) отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. В настоящее время к социалистической правовой семье могут быть отнесены Куба, Вьетнам, Северная Корея, Китай.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1216 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2481 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.