Даже если преданный уже достиг совершенства, ему не следует демонстрировать этого. До тех пор, пока преданный находится в материальном мире, внешне ему следует продолжать выполнять все правила и предписания преданного служения. Внутренне же такой преданный постоянно медитирует на Господа, выбрав себе в руководители кого-либо из ближайших спутников Господа, и развивает в себе трансцендентные эмоции, следуя примеру этого преданного.
4. Как 64 составляющие вайдхи-садхана-бхакти, описанные в главах 6 - 12, могут быть применимы к садхаку, испытывающему стихийное влечение?
Авторитетные ачарьи рекомендовали не отступать от регулирующих принципов преданного служения (64 принципов вайдхи-бхакти, начиная со слушания и повторения) даже после того, как мы разовьём в себе спонтанную любовь к Кришне. Рагануга-садхаке рекомендуется со всей серьёзностью практиковать те виды преданного служения, к которым у него есть естественная склонность.
Назовите разделы и подразделы рагануги.
Рагануга-садхана-бхакти
/ \
Самбандхануга Камануга
/ | \ / \
дасья сакхья ватсалья прямая косвенная
(самбхога- (тат-тад-бхава-
иччхамайи) иччхатмика)
ГЛАВА 17.
1. Каковы основные и второстепенные признаки бхава-бхакти?
Главная характеристика бхава-бхакти - то, что личная энергия Господа - энергия преданности - нисходит в сердце бхакты, и начинает прорастать семя премы - любви к Богу.
Второстепенные характеристики бхава-бхакти: а) Сердце становится мягким. (Всё, что связано с Кришной, глубоко трогает сердце бхава-бхакты и вызывает сильные духовные эмоции). б) Сердце наполняется различными вкусами преданного служения, или желаниями, такими как, например, желание достичь Кришны, доставлять удовольствие Кришне различным образом и т.п.
2. Что Шрила Прабхупада называет "деятельным" и "результативным"?
Преданное служение можно выполнять двумя способами: (1) чештарупа - с помощью собственных усилий и (2) бхаварупа - при помощи трансцендентных эмоций.
Регулируемое преданное служение (чештарупа), в свою очередь, имеет две части - деятельную (усилия, которые вызывают трансцендентные эмоции), и результирующую (усилия, которые возникают из трансцендентных эмоций).
3. Какими двумя способами можно обрести бхава-бхакти?
1) При помощи духовной практики: а) через вайдхи-садхану или б) через рагануга-садхану.
2) Благодаря особой милости Кришны или Его преданного.
Благодаря одной лишь милости бхава достигается чрезвычайно редко. Поэтому мы должны усердно трудиться, и в то же самое время молиться о милости Кришны.
4. Какими тремя способами можно получить милость?
От слов, от взгляда и от благого пожелания. (Примеры - см. НП, стр. 172).
ГЛАВА 18.
1. Почему при определении бхава-бхакти не стоит полагаться на присутствие таких экстатических признаков, как слезы и дрожь в теле?
Так как внешние эмоциональные проявления экстаза можно имитировать или подавить, они не являются надёжными показателями бхавы.
2. Какие признаки могут с уверенностью указать на наличие бхава-бхакти?
С уверенностью могут указать на наличие бхавы следующие 9 постоянных, характерных признаков:
1) Авьяртха-калатвам - стремление служить Господу 24 часа в сутки, не отвлекаясь ни на что другое.
2) Кшанти - невозмутимость.
3) Виракти - полное отречение
4) Мана-шуньята - отсутствие гордости
5) Аша-бандха ("великая надежда") - непоколебимая вера в благосклонность Господа
6) Самуткантха - непреодолимое желание достичь чистого преданного служения.
7) Нама-гане сада ручи - привязанность к воспеванию святых имён Господа.
8) Асактис тад-гунакхьяне - привязанность к прославлению трансцендентных качеств Господа.
9) Притис тад-васати стхале - привязанность к жизни в святых местах.