Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методы и источники изучения истории Казахстана




Костанайский филиал

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ___ от «__» сентября 201__г.

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «История Казахстана»

 

 

Костанай 2016 г.

 

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «История Казахстана» составлен:

Шерниязовой В.В., к.п.н., профессором кафедры СГЕНД _____________

 

 

Краткий конспект лекций по дисциплине «История Казахстана» обсужден на заседании методической комиссии кафедры СГЕНД

Протокол № 01 от «2» сентября 2014 г.

 

 

Председатель метод. комиссии __________________ Волошина И.А.

 

 

Тема: Введение в историю Казахстана.

Цель: ознакомить студентов с назначением и главной задачей курса «История Казахстана», которые заключаются в формировании исторических знаний у студентов, раскрытии проблем концептуального переосмысления истории Казахстана на современном этапе на основе новейших источников по дисциплине с древнейших времен до наших дней. Познакомить учащихся с данной литературой, видами периодизации, связью истории с другими науками.

Ключевые слова: периоды, цивилизация, каменный век, бронзовый век, железный век, первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический.

 

Вопросы:

1 Предмет дисциплины: «История Казахстана».

2.Методы и источники изучения истории.

3.Периодизация.

4. Связь истории Казахстана с другими науками.

 

  1. Предмет дисциплины: «История Казахстана».

История нашей Республики изучает развитие человеческого общества на территории Казахстана как закономерный процесс. При рассмотрении прошлого народов страны необходимо выяснение как общих закономерностей общественного развития, так и тех частных закономерностей, которые характерны для разных эпох и народов, тех особенностей, которые вызваны конкретными условиями исторической жизни.

Знание законов общественного развития помогает ориентироваться в настоящем, осуществлять преобразования в обществе, предвидеть будущее. В этом состоит тесная связь науки и практики. Отрицание этого ведет к простой регистрации исторических фактов.

История Казахстана исследует взаимосвязь и взаимообусловленность всех сторон развития народов нашей Родины (экономика, социальные отношения, политический строй, международные связи и т.д.).

Придавая определяющее значение в историческом процессе способу производства материальных благ, производительным силам и производственным отношениям или экономическому базису общества, историческая наука уделяет должное внимание и изучению роли надстройки (политических и иных идей и учреждений).

История – наука о прошлом человечества, о его развитии и закономерностях этого развития. Опыт истории – это не сумма случайных, отвлеченных фактов, не сухая схема, а это эстафета поколений, преемственно передающая все более ценное, значительное, прогрессивное в жизни народов из прошлого в настоящее. Исторический опыт свидетельствует о том, что история человеческого общества при всем многообразии и особенностях процесса в разных регионах, у разных народов подчинена общим объективным закономерностям общественного развития.

История Казахского народа и его предков, представителей всех наций и народностей, населяющих сегодня территорию Казахстана – это органичная составная часть истории России, бывшего СССР и Всемирной истории в целом.

Человек жил на территории Казахстана, как и на сопредельных территориях еще в каменном веке. Об этом свидетельствуют многочисленные находки архаических каменных орудий в районе хребта Каратау, а также в верховьях Ишима, среднем течении реки Сарысу, в Прибалхашье и на Мангышлаке. В эпоху Неолита первобытный человек населял уже не отдельные локальные, а многие районы обширной территории Казахстанского региона. Костные останки, изделия из кости и камня, скребки, призматические и карандашевидные нуклеусы, пластины, проколки, ножи, масса наконечников стрел – позволяют судить о сдвигах в орудиях и характере труда древнейшего населения территории Казахстана.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству у древних складывалось по-движное жилье – прототип юрты, возникала необходимость в новых предметах домашнего обихода и одежды. Отсюда развитие гончарства и ткачества, появление специального набора предметов (стремена, удила) для освоения коня, как средство передвижения и ухода за скотом.

Рост поголовья скота, все большее использование пастбищных просторов создавали предпосылки для накопления, расширения, обмена и таким образом вели к постепенному, но неуклонному разложению первобытнообщинного строя.

Продолжалось освоение пастбищ для скотоводства в степных и горных районах с сохранением земледельческих очагов на поливе, оформлялись меридиональные и вертикальные системы кочевых циклов. Закреплялись традиционные для кочевого быта формы-юрты. В хозяйстве и военных столкновениях использовались повозки и колесницы. Обрабатывалась и добывалась железная руда. Перерождались родовые институты.

Новая пора в истории Казахстана 1 тыс. до н.э. – первых веков нашей эры – это история прежде всего усуней, кангюев, связанная с историей таких крупных государственных образований, как империя Кушан, Бактрия, Парфия, Китай; это контакты с гуннами и аланами, массовые миграции племен и племенных объединений через протоказахские степи из Центральной Азии вглубь Средней Азии, в Поволжье и далее на запад.

С 6 века на территории Казахстана существовало древнетюркская письменность, в которую входило немало арабских слов. Усложнялись религиозные представления. Тюрки поклонялись небу (тенгри, земле, воде), покровительнице домашнего очага и детей. У городского населения наряду с такого рода религиозными представлениями существовали буддизм, манихейство, несторианство. После арабского завоевания началась исламизация.

Наиболее четко процесс укрепления феодальных отношений на территории Казах-стана в 10-11 веках проявился в государстве Караханидов. В письменности происходил переход на арабский алфавит, развивалась устно-поэтическая традиция.

Медленнее чем в Южных и Юго-Восточных районах развивались производительные силы в районах Центра, Запада и Севера территории Казахстана. Абсолютное преобладание кочевого хозяйства и связанных с ним патриархальных институтов тормозило общественный экономический процесс в федерации племен в 11-12 веке, вошедшие в историю под собирательным наименованием Кипчакской. Но и здесь процесс несомненен, и безмолвные курганы и сынтасы донесли до наших дней образцы оригинальной культуры.

Вторжение монгольских полчищ на территории Казахстана встретило сопротивление народных масс. История сохранила драматические повествования об обороне Отрара, Дженда, Сыгнака и других городов. Завоевателей сравнительно быстро захватили весь казахский регион и двинулись далее на юг и запад. Возникли новые государственные объединения в частности Ак-Орда, Могулистан и другие ханства. Однако войны из-за дележа земель, когда-то захваченных монголами, не прекращались. Одним из следствий междоусобной борьбы явился распад в начале 15 века Ак-Орды на Ногайскую орду и Узбекское ханство.

Проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах». Несомненна устойчивость европеоидного типа на территории Казахстана с известным влиянием монголоидных элементов. Несомненно, генетическая связь древних насельников протоказахской территории от саков, усуней, кангюев, позднее тюргешей, карлуков, огузов, до кипчаков, кимаков, аргынов, найманов, ногайцев и других ставших этническими компонентами казахской народности.

 

Такого рода генетическая связь четко отражена в преемственности языка, во всяком случае, у абсолютного большинства племен и племенных групп в раннефеодальных государствах на территории Казахстана. Тюркоязычность узбекского, туркменского, киргизского, каракалпакского народов, как и казахского не отменяет сути и направленности этногенетического процесса на территории Казахстана, а лишь свидетельствует о взаимосвязанности такого процесса во всем казахстанско-среднеазиатском регионе в далеком прошлом.

Трудно переоценить значение социально-экономического и политического факторов для образования казахской народности. Постепенная, но неуклонная эволюция хозяйства, сдвиги в характере общественных отношений, укрепление феодальных начал естественно свидетельствовали объединению родственных по языку, однотипных в хозяйственно-бытовом укладе жизни племен и племенных групп способствовали сложению новой этнической общности феодальной эпохи – народности.

Казахское ханство явилось преемником предшествующих раннефеодальных государств на территории Казахстана, итогом развития здесь экономики и изменение в социальных отношениях связанных с этническими процессами. Закономерности общественно-экономического процесса и формирования народности, усиление феодального гнета и обще-политическая обстановка в ходе распада Золотой орды на просторах от Иртыша и Ишима до Сырдарьи, от Урала и Каспия до Или и Тянь-Шаня возрождение торгово-экономических центров Юга и Юго-Востока после ущерба, нанесенного монгольским нашествием и походами Тохтамыша и Тимура, явились важнейшими условиями возникновения Казахского ханства.

На казахских землях сохранились в качестве преобладающей традиционной отрасли хозяйства экстенсивно-кочевое и полукочевое скотоводство, закреплялись ранее сложившиеся маршруты и сезонные циклы кочевания. Восстанавливались и расширялись очаги оседлости и поливного земледелия, главным образом на юге и юго-востоке.

Хозяйство казахов оставалось в своей основе натуральным, но торговля как со средне-азиатскими ханствами так и с русским государством постепенно росла. Территория Казахстана стала важным узлом караванных дорог.

Экстенсивность хозяйства специфика патриархально-феодальных отношений сказывались и на казахской государственности. Казахское ханство не стало централизованным государством. Феодальные усобицы и войны в нем не прекращались. Иногда оно распадалось на несколько ханств, здесь немалую роль играло то обстоятельство, что на территории Казахстана существовали исторически сложившиеся три хозяйственно-обособленных района: старший, средний и младший жузы.

Таким образом, казахское общество в позднем средневековье совсем не было абсолютно застойным, чуть ли не варварским, как это нередко представлялось в некоторых ис-точниках, однако темп общественно- культурного развития были сравнительно замедленны-ми в силу консервативности типа хозяйства и соответствовавших ему общественных отношений.

К тому же в 17 веке, резко отрицательное воздействие на развитие экономики, на все стороны жизни казахского народа оказали военные набеги джунгаров. В этой сложной социально-экономической и военно-политической обстановки складывались предпосылки для вхождения казахских земель в состав России.

10 октября 1731 года хан Абулхайир и большая часть старшин младшего жуза приняли присягу на подданство. Так начался процесс вхождения казахских земель в состав России. В 30-х начале 40-х годов 18 века присягу на подданство приняли ханы и султаны среднего жуза, появились первые петиции у старшего жуза.

Процесс присоединения Казахстана к России длился более века. Казахский край все сильнее втягивался в орбиту экономического влияния России. Вслед за отменой крепост-ного права и другими реформами самодержавие реорганизовало управление администра-тивно-территориального устройства и суд в Казахстане. Новый порядок разделения на области, уезды, волости передачи всей полноты власти генерал-губернаторам в областях, усиление налогового гнета, введение основных элементов российской судебной системы – все это было рассчитано на превращение Казахстана в колонию. Объявление Казахских земель собственностью самодержавия создавало юридическое основание для изъятия земель и условия для консервации патриархально-феодального землевладения в ауле, порядок выбора волостных управителей и старшин, охрана преимуществ биев означали, что царизм сделал ставку на байство, как свою опору. Сравнительно быстрое развитие российской экономики во 2-ой половине 19 века привело к тому, что капитализм стал распространяться вширь на окраины, в том числе и в Казахстан. Край все больше становится источником сырья и рынком сбыта для капиталистической промышленности России. Росли города: Павлодар, Акмолинск, Уральск, Кокчетав, Петропавловск, Чимкент, Верный и др. Строились шахты и рудники в Караганде и Риддере, мелкие медеплавильные заводы. Поднималась товарность скотоводства и земледелия, и на этой базе развивалась промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции, непрерывно расширялась торговля. Семипалатинская, Куяндинская и другие ярмарки имели связи с Нижегородской, Ирбитской. В конце 19 века по северным районам края прошел участок сибирской железной дороги. Существенно менялась этнодемографическая структура населения. Все большее число русских и украинских крестьян с разрешения властей самовольно переселялись в Казахстан, продолжалась военно-казачья колонизация. Спасаясь от репрессий и физического истребления, из пределов Китайской империи в Семиречье бежали десятки тысяч уйгуров и джунгар. Казахстан превращался в многонациональный край. Последующие этапы истории Казахстана неразрывно связаны с историческим развитием России.

Рубеж 19-20 века ознаменован превращением России в центр мирового революционного процесса, что естественно отразилось на развитии казахского края. Революционная и национально-освободительное движение в Казахстане в 1905-1907 годах – это составная часть первой российской революции. Развертывание работы местных групп и организаций, рабочие стачки в Петропавловске и Семипалатинске, в Уральске и Верном, появление революционных комитетов железнодорожников в Перовске и Актюбинске, волнение в солдатских гарнизонах - все это свидетельство борьбы масс.

В ходе развития буржуазно-демократической революции в марте-апреле 1917 года в Казахстане наряду с органами временного правительства возникли Советы рабочих и сол-датских депутатов, состоящие в основном из представителей меньшевиков, эсеров и других мелкобуржуазных партий.

В течение ноября 1917 года – марта 1918 года Советская власть утвердилась на всей территории Казахстана.

Таков небольшой исторический экскурс в досоветский период развития Казахстана. Он был дан для того, чтобы вы имели небольшое представление о предмете курса «История Казахстана», которым мы с вами будем заниматься. Нам предстоит изучить основные этапы становления казахской народности, образования государственности на территории Казахстана, выявить этническую и лингвистическую основу казахской нации, а также в соответствии с периодизацией узнать историю народа на основе переломных этапов всего развития.

 

Методы и источники изучения истории Казахстана

 

История Казахского народа и его предков изучает на материалах памятников матери-альной культуры, археологических данных, письменных источниках и работах известных историков и ученых других отраслей знаний.

На территории Казахстана обнаружено множество древних рудных разработок в районах Жезказгана и Зыряновска, Нарыма и Степняка, Акжола и других городов. Древнейшие части Авесты и другие восточные источники содержат этническую терминологию, привязанную к разным регионам территории Казахстана. Это сведения о турах, саках, даях, исседонах, о походах Кира, Дария, Александра Македонского, о контактах насельников территориального края с Ассирией, Мидией, Ираном. Раскопки древних городов Янгикент, Сыгнак, Мойлык, Тараз, Отрар, Ислиджаб, Баласагун и других говорят о том, что они являлись центрами ремесла, узлами транзитной торговли на караванных путях между востоком и западом («Великий шелковый путь»), торговых связях между земледельческими очагами и кочевой степью. В городах действовали базары, сложилось денежное обращение, в том числе монетами местной чеканки, также обнаруженных в результате археологических раскопок.

В 10-11 в.в. в письменности на территории Казахстана происходил переход на арабский алфавит. Развивалась устно-поэтическая традиция. На почве местной, культурной тра-диции своего времени в органичном сочетании с высшими достижениями античной, иран-ской, индийской, арабской культур вырос такой философ, ученый, уникальное явление в истории науки как Аль-Фараби, выходец из Фараба (Отрара). Время укрепления феодальных отношений на территории Казахстана оставило такие выдающиеся памятники древнетюркской культуры, как поэма «Кутадги билиг» Юсуфа Баласагунского, «Диван Лугат-ат-тюрк» Махмуда Кашгари, религиозное сочинение Ходжи Ахмеда Ясави «Диван-и-Хикмет», содержащее немало интересных сведений светского культурно-исторического порядка, сборник стихов Сулеймана Бакыргани.

В 15-17 в.в. окончательно сложились и закрепились главные элементы материальной и духовной культуры казахов, воспринявших действительные, культурные ценности своих предков. Народные массы были творцами прекрасных произведений, традиционных ремесел и домашних промыслов, памятников своеобразного зодчества. Народная мудрость сохраняла многовековой опыт ведения скотоводческого хозяйства в нелегких природных условиях, развивались традиции устного народного творчества, определялись национальные характерные черты обычаев и обрядов.

Архитектурные комплексы Сыгнака и Саурана, Дженда, Туркестана, мавзолеи Джаныбека, Касыма, Есима, Казангапа, мазары на пути из Сарайчика в Ургенч и на Мангышлаке, искусно орнаментированные предметы конского снаряжения и домашнего обихода, юрты, полихромные циновки из чия, ковры, обработанные техникой валяния и аппликаций, - свидетельство высокого уровня своеобразной культуры народа.

Еще один вид источников по истории края – фольклорный: социально-бытовые и обрядовые песни, поэмы и сказки, героический эпос. Темы любви и честности, доброты и бескорыстия, осмеяние зла и несправедливости, мечта о счастье, о благодатных землях, о равенстве, прославление защитников родных земель, храбрости, уважения к старшим – эти общечеловеческие темы, как в зеркале, нашли свое отражение в Жар-Жар и сынсу, в сказках об Асан-кайгы и Алдар-Косе, в поэмах «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», в эпосе «Кобланды» и «Камбар батыр», «Ер-Таргын». Из поколения в поколение передавались изустно песни, поэмы, эпические сказания в исполнении жырау, акынов, жыршы, в сопровождении кобыза и домбры.

Сохранились образцы сочинений историко-летописного порядка: «Джами-ат-таварих» Кадыргали Джалаири и «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдара на тюркском и персидском языках. «Повесть временных лет» сообщает сведения по истории и географии протоказахских степей, а «Джами-ат-таварих» – такие же сведения о русских княжествах.

О казахском народе накапливали сведения представители русской науки и культуры. Географические и иные экспедиции Российской Академии Наук П.С.Паласа, И.П.Фалька, П.М.Рычкова, А.И.Бутакова, поездка А.С.Пушкина в степь. Книги В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, А.И.Левшина и других познакомили и сблизили русскую интеллигенцию с богатым краем с историей и укладом жизни казахов. Путешествия и труды П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.А.Северцева, Г.Е.Грум-Гржимайло, Г.Н.Потанина, Н.Я.Аристова, В.Н.Харузина резко расширили представление современников о географии и природных богатствах края. Многие годы провел в ссылке украинский демократ Тарас Шевченко. Казахстану посвятили свои работы Ф.М.Достоевский, Н.А.Лесков, Д.Н.Мамин-Сибиряк.

На почве связей с демократической русской наукой и культурой появились труды казахских ученых-просветителей Ч.Валиханова и И.Алтынсарина. Заметный след в изучении древней и средневековой истории Казахстана оставил В.В.Бартольд.

Крупным событием в истории науки в советское время явилось создание Института истории, археологии и этнографии в составе АН Казахской ССР. С помощью Коммунистического университета трудящихся Востока, университетов Москвы, Ленинграда и других городов началась подготовка национальных кадров историков, а затем она развернулась на исторических факультетах Казгосуниверситета и педагогических вузов Казахстана.

В годы Великой Отечественной войны в содружестве с учеными Москвы А.М.Панкратовой, Н.М.Дружининым, М.П.Вяткиным и другими был создан первый опыт обобщающего труда по истории Казахстана с древнейших времен до начала 40-х годов 20 века.

Издано собрание сочинений Чокана Валиханова и педагога Ибрая Алтансарина.

В многотомной «Истории Казахской ССР» раскрыты главные закономерности обще-ственно-экономического и культурного процесса народов, населяющих территорию совре-менного Казахстана.

 

3. Периодизация:

 

1.по-Льюису Моргану:

- дикость;

- варварство;

- цивилизация.

 

2.Археологическая:

- каменный век;

- бронзовый век;

- железный век.

 

3.По-Энгельсу:

- первобытно-общинный;

- рабовладельческий;

- феодальный;

- капиталистический;

- социалистический;

- коммунистический.

 

4.Антропологическая:

- древопитек;

- австралопитек;

- питекантроп;

- синантроп;

- неандерталец;

- кроманьонец (homo sapies).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1740 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2303 - | 2034 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.