Храм уже отдельно стоящее сооружение. Храмов пять, они посвящены героям Махабхараты. Храм вырублен из скалы, а из скал поменьше вырублены священные животные. Архитектура получила остальные фасады. Боковые фасады начинают оформляться скульптурой.
Вокруг храмового комплекса – отдельно стоящие скульптуры священных животных. Слон – ездовое животное Индры, бык – Шивы.
Эллора.
Около 30 крупных храмовых сооружений, расположенных в теле скальной гряды. В центре самый большой храм, посвящённый Шиве в аспекте властителя горы Кайлас (Кайласонатха). Храм тоже является монолитом во всю высоту горной массы. В боковых стенах скальной гряды также высечены храмы и галереи. Площадь, на которой стоит храм, приподнята на несколько ступеней. Пространство структурировано по иерархии. При входе стоит священный слон в натуральную величину. Храм: святилище (целла с Шива-лингамом) и зал для молящихся (4 группы по 4 столба).
Зрелое средневековье.
Развитие на севере и юге Индии достаточно сильно отличается друг от друга.
Развивается тип отдельно стоящего каменного храма, хотя отдельно стоящие постройки из дерева уже давно существовали и развивались, но они плохо сохраняются в этом климате.
В IX – конец XII вв. Храмы сложены из каменных блоков. Состоят из 2 частей: башенной (шикхара) и зальной (зал для молящихся = мандапа). Башня возвышается над алтарной частью храма, которая в плане представляет собой целлу, окружающую алтарь. В алтаре как правило вне зависимости от посвящения – Шива-лингам в комбинации с женским началом йони (плодородие, союз мужского и женского начала). Такой тип храма называется гардхагриха – дом чрева. Этот тип храма получает распространение по всей Индии.
Наиболее ярко представлен в штате Орисса на северо-востоке Индии, город Бхубанешвар – где много храмов VIII-XII вв.
Один из самых ранних храмов – Парашурамешвар. Середина VIII в. Парашурама – Рама с топором, одна из аватар бога Вишну. Башня-шикхара расположена над алтарной частью храма и имеется зал для молящихся мандапа. Башенная и зальная части имеют один ярус внутреннего пространства. Не употребляются арка, свод, купол: напуск каменных плит. Шикхара – сплошная масса сложенных каменных плит. Осуществляется распределение декора.
Нижний ярус – сюжетный (зоо- и антропоморфные изображения), верхний – декоративный (геометрический декор). Башенная часть Шикхары делится на горизонтальные блоки и вертикальные тяги. Их количество определяется нумерологией – учением о числах и их магическом значении. Здесь в основном сосредоточен геометрический декор. Нижняя часть – антропоморфные и зооантропоморфные изображения.
Лингараджа в Бхубанешваре. IX в. Наиболее высокий и наиболее обширный по количеству примыкающих храмов комплекс Бхубанешвара. Полудействующий храм – треугольные красные флажки. Башня и даже помещение зала начинает расти вверх, увеличивается количество ярусов. Дополнительные приставленные сбоку башни. Имеет много дочерних храмов, которые подчиняются основной структуре. Выраженные вертикальные членения. Место закладки очередного храма определялось обрядами. Геометрически распланированный генеральный план отсутствует, расположение дочерних храмов – спонтанно.
На территории Бхубанешвара около 600 храмов.
Раджарани, XI в. Шикхара всё более усложняется за счёт дополнительных приставных башен, которые «прилипают» к основному объёму шикхары. Деление резьбы всё такое же. Нижний ярус – фигуративная скульптура. Боковые башни – тоже вертикальные и горизонтальные членения. Каждая имеет своё покрытие. Нижний ряд покрыт рельефами. Изображение отдельно стоящих божеств или супружеских пар. Сюжеты – девушка окрашивает ступни хной. Довольно-таки эротические образы, потому что совершает действия, предшествующие свиданию. Эротические темы вообще распространяются в Индии. IX-XII вв. – ещё один пик развития эротизма.
Другой центр – Конарак (приморский город), который знаменит своим храмом Сурьи.
Храм Сурьи (бога Солнца). Начало XIII в. Обетный храм. Правитель княжества дал обет построить храм в честь Сурьи, что должно было помочь ему излечиться от проказы. Одной из функций Сурьи было умение исцелять. Храм колоссальный. Стоит на побережье. Обращён на восток (навстречу восходящему Солнцу, которое вставало из-за океана). Уподобление храма колеснице подчёркивалось тем, что перед ним некогда стояла упряжка лошадей, которая словно влекла этот храм за собой. По периметру – 24 высеченных каменных колеса. Нигде не встречаем такого буквализма (колеса, кони). Всё это свидетельствует о буквальном понимании. Храм потерял шикхару, грандиозную по размеру: развалилась, не вынеся собственной конструкции. Мандапа – покрытие пирамидальной четырёхгранной формы. Если бы была шикхара, мандаба не привлекала бы такого внимания. Символическая картина: солнце и цикличное время, циклические процессы в природе. Круговорот времени в течение суток, сезона, года, создание и уничтожение мира. Мотив колеса – им украшен цоколь этого храма. Как будто бы делит время на определённые части. Довольно сильное впечатление, крупный размер. Множество прекрасных рельефов. На покрытии мантапы – скульптуры, почти круглые, которые может рассмотреть только Сурья, который каждый день пролетает над храмом. Различные музыканты, играющие на музыкальных инструментах. Невероятная детализация и проработка. Нежные улыбки украшают лица этих небесных музыкантов. Они предназначены не только и не сколько земному зрителю.
Храм Кандарья-Махадева в Кхаджурахо. (Великий бог Кама). Рубеж X-XI вв. Рядом с этим комплексом специально построили аэропорт. Особенно зрителей привлекают эротические сюжеты, но их надо понимать в религиозном контексте. Посвящён непосредственно богу Каме (любовь). Скульптура «съедает» архитектуру, она становится слишком дробной. В плане – форма двойного креста. Много каменного кружева. Скульптура рассчитана на многочисленный обход. Рассчитана на прихожан храма, а не на туристов. Сложные повороты фигур.
Юг.
Архитектура юга Индии характеризуется развитием огромных дворов вокруг основного здания храма. Особо украшенной и выделенной становится надвратная башня- гопурам.
Храм Дурги в Айхоле. Дурга – жена Шивы. Скульптура начинает перемещаться на наружную стену храма. В центре – лингам и йони. Туда не могут войти верующие из-за недостатка места. Для них – зал-мандапа.
Храмовый комплекс в Халебиде. Развитая галерея вокруг основной постройки. К основному объёму примыкают башни, имеющие звездчатые очертания. Ритуальный обход храма по периметру. Цоколи храмов оформляются с особой роскошью и богатством. Фигуративные скульптуры часто помещаются в «киоты». Они изолированы друг от друга. Декоративное начало превалирует над пластическим.
Храм Шивы Натараджи в Чидамбараме. На башне-гопураме множество мельчайших антропоморфных изображений. Скульптура раскрашивалась. Яркие, нежные цвета. Внутри – сосуд для ритуального омовения – как будто надвратная башня, только перевёрнутая наоборот.
На юге в это время расцветает искусство бронзовой скульптуры по методу утраченной восковой модели. Особое сакральное значение. Она была небольших размеров, её можно было возить с собой. Скульптуры для храмов могли быть несколько более крупными. К ней легко приваривать дополнительные детали и атрибуты (легко передавать иконографию многоруких богов).
Наиболее популярные боги – Шива с его семейством (жена Парвати-пума). Сыновья – Картикея (павлин) и Ганеша (слон). Популярна тема божества Вишну и его богини Лакшми. Скульптурные группы могли содержать более двух человеческих фигур.
Шива царь танца – Натараджа: особенно часто встречающееся в бронзе изображение. В каждой руке у него атрибуты (пламя, барабан). Шива – покровитель танца (несколько вселенских танцев). Самый значимый – последний, который разрушал вселенную, но он тоже подчинялся гармонии.