· Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
· Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
· Основой общества потребления являются природные ресурсы, большинство которых относятся к невосполнимым.
· Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время, как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка.
· В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
· В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
· Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
· Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть.
Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:
Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)[4].
· Многие религиозные организации официально осуждают идеалы общества потребления, мотивируя тем, что они расходятся с религиозными догмами и разрушают душевное и физическое состояние человека страстями.
В частности, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл аргументировал такую позицию следующими доводами:
Простые люди покупают вещь — и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так — что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?
В России
Общество потребления в постсоветский период в России: анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10—15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления. Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.
По информации Центробанка в 2004—2005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.
Связанные явления
Вещизм — пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определялась не стоимостью, а дефицитностью — соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».
«Аффлюэнца» (англ. affluenza) — термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.
Иными словами, общество потребления — это не просто общество, в котором ты покупаешь что-то, что тебе навязали, а именно такое, в котором потребление есть экономическая необходимость, потому что если не будет кредитов и прочей экономической активности, то не будет того самого подъема ВВП и наступит очередной экономический кризис.
Евангелие от Маркса
Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению. Каждый стремится вызвать к жизни какую-нибудь чуждую сущностную силу, господствующую над другим– человеком, чтобы найти в этом удовлетворение своей собственной своекорыстной потребности. Поэтому вместе с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек, и каждый новый продукт представляет собой новую возможность взаимного обмана и взаимного ограбления. Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он все в большей мере нуждается в деньгах, чтобы овладеть этой враждебной сущностью, и сила его денег падает как раз в обратной пропорции к массе продукции, т.е. его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег. |
Экономическо-философские рукописи 1844 года |
Два ключевых понятия, чтобы понять, что это — эксплуатация и отчуждение. Маркс выделял четыре вида явления, но в целом его сущность можно представить так: рабочий, который пашет на капиталиста, не видит результата своего труда и в оном не заинтересован, так как прибыль, рабочим создаваемую, «присваивает» себе капиталист.
Единственный верный способ, по Марксу, чтобы прекратить этот замкнутый круг — определить тот класс, который продолжит развитие после того, как капитализм в лице буржуев исчерпает все возможности развития и будет его тормозить. Этот новый класс устроит революцию и уничтожит капиталистов как класс — сначала отобрав у них политическую власть, а потом и собственность. Единственный класс, остающийся по мере развития капитализма, — класс продавцов рабочей силы (пролетариат), который и сделает революцию. На деле эту концепцию конкретизировал и по обстоятельствам воплотил Ленин, напугав при этом огромное число капиталистов.
Однако после появления «общества массового потребления» капиталисты получили возможность сохранить и приумножить свою прибыль и капитал, а рабочий — иметь много ширпотреба и еды. Революция захлебнулась: дилемма «умирать за революцию или умирать в нищете».
Культ потребления
Проблему чрезмерного потребления обозначил ещё Фромм в своей книге «Иметь или быть?». Показав, что история со времён Адама не знала ещё такого культа потребления, наступившего в последней трети ХХ века, а употребление Евой яблока в райском саду — невинность по сравнению с современным потребительством, бессмысленным и постоянно увеличивающимся. Оказалось, что потреблять можно не только продукты питания и товары, но и культуру и искусство как таковые. Возникли целые направления в отраслях производства, удовлетворяющие якобы естественные (а на деле — навязанные) потребности масс.