Тема 9 Политическое сознание и политические идеологии
Понятие, структура и виды политического сознания
Основные идеологические течения в современном мире
Одной из характерных особенностей XX и начавшегося XXI столетий является противоборство как на внутригосударственном, так, на мировом уровнях различных идеологических доктрин и идейно - политических течений.
Идеология теснейшим образом связана с политикой. Она влияет на формирование политического сознания людей, детерминирует стратегию политики, задает ее направленность и обеспечивает легитимность а также выполняет в политике мобилизующую и мотивационную функции. Поэтому существенным моментом познания политической жизни как в мире в целом, так и в России в частности, является изучение основных политических идеологий современности, истории их возникновения и эволюции.
Понятие, структура и виды политического сознания
Политическое сознание — важный элемент духовной жизни человеческого сообщества.
.
Политическое сознание — это система знаний, взглядов, чувств и волевых установок, выражающих субъективное отношение человека к реальной или желаемой политике, политическим явлениями процессам.
Первый структурный элемент политического сознания - политические знания. Они характеризуют интеллектуально- pациональное звено сознания,т. к. основаны на реальных фактах политической действительности, историческом опыте государственного строительства, добываются научными методами и могут быть проверены практикой. В качестве примером могут служить классификации политических систем и политических режимов, теоретико-методологические матрицы проверки наличия демократии в тех или иных государственно-политических образованиях, конструирование и политическая верификация теории разделения властей, формирование научных категорий и определений.
Второй структурный элемент политического сознания — политическая идеология. Она включает идеи, представления о политике, политической власти, государстве и др. К политической идеологии следует отнести различного рода идеи и постулаты, отражающие как сиюминутные чаяния людей, ситуационные обстоятельства, так и положения перспективного и даже футурологического порядка. Они проявляются в программных положениях политических партий и движений, лозунгах и заявлениях политических лидеров, в декларативных частях конституционно-правовых документов. Идеология — самый мобильный и организационно оформленный элемент политического сознания. На протяжении столетий она играет определяющую роль в политической жизни государственно организованных общественных систем и в этой связи нередко приобретает самостоятельное значение, «эксплуатируя» интеллектуальную составляющую сознания.
Третий структурный элемент политического сознания — политическая психология как совокупность чувств, эмоций, настроений. Человек не может руководствоваться в политической сфере только идеологическими установками или рациональным подходом. Эмоциональная окраска (положительная и отрицательная) существенно влияет на характер поведения политического субъекта (например, удовлетворенность или неудовлетворенность конкретного человека социальной политикой государства). В отличие от политической идеологии психология распространяется в обществе, как правило, стихийно, ее информационной базой могут быть слухи, неверно понятые политические явления и др. Вместе с тем ее роль в политическом сознании нельзя недооценивать.
Четвертый элемент политического сознания — организационный интеллектуально-волевой феномен, включающий цель, мотивы, решения и волю. Это одновременно связывающий и пограничный между сознанием и действием элемент. Не случайно некоторые авторы называют его поведенческим элементом как совокупность мотивов поведения, внутренних установок и готовности действовать. Действительно, для этого есть основания.
Но все же поведенческий элемент должен характеризовать само поведение, а не сознание как таковое. Сознание характеризуется духовными началами, а поведение — материальными. В основе волевой составляющей политического сознания лежат соответствующие потребности и интересы, пропущенные сквозь призму знаний, идей и эмоций. Принятие решения и проявление политической воли по его реализации, т. е. команда действовать, осуществляется на основе комплекса факторов, но иногда могут срабатывать один или два компонента системы.
Значение политического сознания в жизни общества переоценить трудно. Оно не только отражает политические явления и процессы, но и создает политическую реальность. Не будет преувеличением сказать, что все политические действия и про-
цессы начинаются в головах людей. Без глубокого осознания и осмысления не может быть серьезной политики. Кроме того, всякого рода реформаторам нелишне помнить, что изменим, ценностные ориентиры, направленность политического сознания, разрушить вековые стереотипы и традиции не проще, а в чем-то даже сложнее, чем саму материальную действительность. Политическое сознание может опережать общественную практику, прогнозировать развитие событий и тем самым вы ступать стимулирующим политическую деятельность фактором. Если же оно в искаженном виде отражает социальную действительность, то может привести к волюнтаризму в политике, когда политический субъект не считается с объективными законами общественной жизни, руководствуется субъективными желаниями, принимая произвольные решения.
Виды политического сознания могут быть определены по различным основаниям. Одним из них может служить степень и глубина проникновения в суть политических явлений, их осознание. По данному критерию политическое сознание подразделяется на три уровня
Обыденное политическое сознани е свойственно основной массе членов общества; оно формируется в повседневной жизни. Ему присущи ярко выраженные социально-психологические черты: эмоциональность, импульсивность, гибкость реагирования на изменение политических условий. Обыденное политическое сознание характеризуется размытостью, несистемностью, противоречивостью, стихийностью становления и развития под влиянием бытовых представлений и суждений о политике с точки зрения житейского здравого смысла.
Выработанные массовым сознанием стереотипы поведения весьма устойчивы. Например, суть одного из стереотипов заключается в желании и стремлении людей решить проблемы одним махом, причем технология решения проблем находится как бы вне сознания. Поэтому обыденное сознание подвержено воздействию популизма демагогических лидеров, обещающих в своем стремлении к власти воплотить в жизнь некую идеальную модель желаемого будущего в очень скорое время. Так, в 60-е гг. прошлого столетия Н. С. Хрущев обещал за 20 лет создать материально-техническую базу коммунизма, а на заре «перестройки» разрабатывались утопические программы по выводу страны из кризиса на путь прогресса за 500 дней.
Профессиональное политическое сознание должно быть присуще служащим (чиновникам) государственного аппарата, политикам. Такое сознание отличается систематизированными знаниями о политике государства, демократии; умением руководить и управлять политическими процессами на общефедеральном и региональном уровнях. Первоосновой профессионализма государственных служащих выступает их компетентность. В государственном аппарате профессионализму активно противостоит дилетантизм (особенно в последние годы). Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом плане дилетантизм выражается, с одной стороны, в амбициях, а с другой — в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений. Именно дилетанты скомпрометировали многие необходимые реформы. Вот почему формированию профессионального политического сознания надо уделять особое внимание в современных условиях. Отсутствие профессионализма в политической сфере — одна из проблем нашего общества.
Научное (теоретическое) политическое сознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся изучением тех или иных сторон политической жизни общества. В отличие от обыденного оно формируется на базе глубоких исследований политической действительности и широких обобщений.
По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.
Индивидуальное политическое сознание характеризует интеллектуально-психическую деятельность отдельного человека, складывающуюся из ощущений, воспринимаемых через орган и чувств, интеллектуальной работы мозга, эмоций и воли, направленных на осознание личностью роли и места в политической жизни. Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации.
Другой вид — групповое политическое сознание. Что же такое групповое политическое сознание?
Групповое политическое сознание — это политические представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Например, зримо различается политическое сознание у классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.
Групповое политическое сознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных крупных объединений людей (митинг, демонстрация, бунтующая толпа). Массовому политическому сознанию присуще актуальное политическое содержание. Масса не теоретизирует, она всегда на грани того или иного политического действия.
Массовое сознание мифологично. Оно опирается на устойчивые ценности и мифы. Ученые-политологи считают, что мифы, коренящиеся в глубинных пластах сознания, играют определяющую роль в массовом политическом сознании и поведении. Так, в начале 1990-х гг. радикал-реформаторы с помощью СМИ создали миф о том, что рынок способен решить все экономические проблемы, что «невидимая рука» Адама Смита все урегулирует, сделает государственное управление ненужным. Чиновники решили, что настало желанное время набивать карманы, и коррупция густым туманом окутала государственный аппарат. Теперь наступает время расплаты за эти мифы. А что такое политическая харизма, как не вариант мифологии массового политического сознания?Харизматический лидер в массовом сознании теряет свойства живого человека и приобретает символические, сакральные черты. Например, в свое время советская культовая идеология каждый шаг «отца народов» превращала в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека.
Для характеристики политического сознания макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие «общественное политическое сознание». Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.
Общественное политическое сознание образуется путем восприятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые ими не выработаны, но усвоены в качестве своих. Общественное сознание — явление сложное и противоречивое: во-первых, вопросов, по которым людям приходится составлять свое политическое мнение, в жизни общества всегда великое множество; во-вторых, по многим, если не всем, вопросам возникает не одно, а несколько мнений.
На российское общественное политическое сознание большое влияние оказывают исторические, социально-культурные и национальные традиции, передаваемые из века в век обычаи, верования, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т. д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время. С традициями неразрывно связан менталитет — исторически сложившийся, устойчивый интеллектуальный и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. К. ним, например, относится православная духовность.
Недооценка сказанного приводит к упрощенным представлениям о взаимосвязи научного и массового сознания: первое нередко рассматривается как «высшее», а второе — как «низшее» и т. д. Между тем уровни политического сознания взаимопроникают друг в друга, и это взаимопроникновение является характерной чертой современного политического сознания, так как его уровни не могут быть изолированы, оторваны один от другого.
Политическая идеология. Политическое сознание в структурном плане состоит из политических знаний (политическая наука), идей, представлений (политическая идеология), чувств, эмоций (политическая психология), волевых актов (политическая воля, направленная на действие). Наиболее мобильным, зримым и эффективным во времени элементом сознания выступает политическая идеология.
Чтобы облегчить понимание многообразных политических явлений, люди нередко выдвигают (формируют) сравнительно небольшой комплекс главных (базовых) идей, призванных служить ключом к пониманию тех или иных политических явлений. Этот комплекс и образует стержень политической идеологии. Без базовых идеологических установок и позиций ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут.
Политическая идеология — система основополагающих идей и представлений, отражающих реальные политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируются политическое мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.
Любые идеи с большей или меньшей адекватностью отражают интересы данных индивидов. Однако частные интересы неизбежно восходят к более общим — групповым, классовым и общественным, поскольку у людей есть общие, коренные, по сути своей объективные интересы, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, а внутренне противоречивы. Отсюда их подвижность, способность к изменениям.
Политические интересы и цели являются связывающими факторами политической идеологии и политической науки. Кроме того, идеология может в той или иной мере быть научной, а значит, она в такой же мере может совпадать с политической наукой. Поэтому бывает трудно провести грань между политической наукой и идеологией. Эта грань смещается то в сторону науки, то в сторону идеологии, иногда наличествует подмена одного другим.
Политическая наука как самостоятельная отрасль гуманитарного знания имеет идеологическое измерение. Любой исследователь подвержен влиянию идеологических пристрастий. Подход исследователя к уяснению и трактовке любого сколько-нибудь значительного политического явления в значительной степени определяется его идеологическими установками и ориентациями. Тут вопрос состоит только в масштабе этой тенденциозности.
Сказанное подтверждается и тем фактом, что большинство западных политологов по своим подходам, установкам, симпатиям и антипатиям характеризуются как либералы, консерваторы, социал-демократы, марксисты и др. В основе такой классификации, несомненно, лежит момент идеологической оценки. Поэтому речь должна идти не о деидеологизации, а об утверждении плюрализма идейно-политических течений, подходов, методологических принципов, их сосуществовании, терпимости друг к другу и открытости в отношениях.
Вместе с тем наука и идеология далеко не одно и то же. Политическая наука может выполнять идеологическую функцию, но для нее главное — поиск истины, открытие объективных закономерностей. Если конкретные факты не соответствуют положениям науки, то последняя пересматривается, изменяется. Идеология чаще всего ориентируется только на те факты, которые ее подтверждают, и игнорирует факты, которые ей противоречат. Она более пристрастна, чем наука, нередко бывает лживой и апологетичной. Поэтому идеология весьма удобное средство воздействия на умы людей.
Основные идеологические течения в современном мире
Идеология либерализма: сущность, истоки и эволюция. Среди основных идеологических концептов и политических течений одно из ведущих мест в современном мире принадлежит, безусловно, либерализму. Феномен либерализма занимает особое место в духовной и политической жизни общества. Последние четыреста-пятьсот лет истории человечества - время активного утверждения либерализма на политической арене. Идеями либерализма вдохновлялись мощные общественные движения, они составляли основу программ деятельности многочисленных партий. В результате в современном мире не существует ни одного сколько-нибудь развитого государства, в котором в какой-то степени не была бы представлена та или иная разновидность либерального мировоззрения. Наконец, нынешняя ситуация в России остро ставит вопрос о том, есть ли местодлялиберализма в России, каковы его перспективы в нашей стране, насколько он, по сути своей, приемлем для Росси и. Поэтому более или менее четкое усвоение своеобразия политической ситуации в России и в мире, определение перспектив их развития невозможны без изучения проблемы сущности либерализма, его исторических корней, национально-исторической и политико-экономической обусловленности.
В научной литературе сложно найти более или менее четкое и однозначное определение либерализма. Это обусловлено тем, что либеральнoe сознание постоянно находится в движении, и история либерализма насчитывает несколько доктринальных концепций. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменение исторических условий.
Сам термин «либерализм» возник от латинского слова liberalis -свободный, независимый, имеющий отношение к свободе. Как политический термин слово «либерализм» впервые было употреблено в 1812 г. в проекте Конституции в Испании, дававшей свободы гражданам. К середине XIX в. понятие «либерализм» широко входит в политический обиход. Несмотря на провозглашаемую либерализмом универсальную, общечеловеческую (а значит, и вневременную) значимость своих идей и принципов, он имеет четкую историческую и социально-экономическую обусловленность. Либерализм - своего рода идеологическая квинтэссенция процесса капитализации общества.
Либеральные доктрины стали складываться с началом развития капитализма, В истории либерализма, как правило, принято выделять два основных этапа. Первый этап - с XVI-XVII вв. до конца XIX в. Это совпадает со временем зарождения и существования капитализма свободной конкуренции. Либерализм данного периода принято называть классическим. Второй этап - XX в., когда на смену классическому либерализму идет волна «нового либерализма». Иногда его называют «неолиберализмом», или «социальным либерализмом», Taк как его связывают с изменением функций либерального государства берущим на себя выполнение социальных задач и функций, что было чуждо ему в эпоху классического либерализма.
Поскольку основные принципы либерализма были сформулированы еще на первом этапе его развития, то особое внимание необходимо уделить характеристике классического либерализма. В разработку его идей и принципов внесли свой вклад многие известные мыслители и политические деятели: Джон Локк, Жан-Жак Руссо Адам Смит Томас Томас Джефферсон - Иеремия Джон Стюарт Милль - английский философ, экономист, психолог.
Результатом их творческой деятельности явилось утверждение целостной концепции либерализма. Что же составляет основу либерального кредо?
1. Индивидуализм, признание индивида в качестве наивысшей ценности. Речь идет не о человеке как о родовом существе, а именно об индивиде как отдельном человеке, каким бы ни был его социальный статус. Поэтому либерализм часто называют идеологией индивидуализма. Индивидуализм либералов означает установку приоритета отдельно взятой личности, а не социальных общностей или институтов. Индивид первичен по отношению к обществу и государству.
2. Признание свободы в качестве высшей из ценностей, которыми обладает индивид. Свобода для либералов - универсальная ценность, превалирующая над всеми остальными, самоценное благо. При этом свобода в классическом либерализме понималась преимущественно в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического и социально-экономического контроля со стороны государства, идеологического и морального контроля со стороны церкви.
3.Признание равенства всех людей, но равенства формального, только перед законом.
4. Теория «естественных прав человека», декларирующая признание за человеком естественных, приобретаемых в силу рождения, неотчуждаемых прав. Их никто не может отобрать, и они имеют универсальный характер.
5. Рационализм. Признавая за индивидом естественные права, либерализм не мог не считать человека существом разумным, способным распоряжаться самим собой. Еще Дж. Локк отмечал, что свобода человека основывается на том, что он обладает разумом и поэтому способен понять, в какой степени он свободен.
6. Провозглашение моральной и религиозной терпимости, толерантности. Никто не может навязывать свою волю другому и претендовать на пользование своими естественными правами за счет
ущемления прав другого. Но к власти либерализм шел через кровь и насилие, не останавливаясь ни перед чем, в том числе и массовым террором. Да и в жизни современного либерального общества мы можем найти много признаков нетерпимости, поэтому кредо либерализма очень часто остается в этом плане чисто декларативным, или конъюнктурным.
Вера в общественный прогресс на основе естественного исторического развития. Как мировоззрение восходящего класса либерализм нес в себе громадный заряд социального оптимизма: пусть общество несовершенно, но свободы индивида дают возможность преодолеть эти несовершенства (не случайно многие социальные утопии родились в недрах либерального сознания). В то же время многие либералы были сторонниками революций, просто революции рассматривались ими как процесс естественный, а главное - оправданный, с утилитарной точки зрения, для достижения собственной власти.
8. Воинствующий антитрадиционализм, трактующий многовековое культурно-историческое наследие как «реакционные пережитки»,
как «отсталость», подспудное стремление унифицировать все нации
под знаком «прогресса», «общечеловеческих» (а именно - либеральных) ценностей и образования «единого мирового сообщества», универсализм, отвергающий многовариантность путей исторического
развития цивилизации, неверие в то, что может существовать нечтополноценное за пределами чисто рассудочного здравомыслия и либеральных ценностей.
9. Антиэтатизм, или ориентация на ограниченное по масштабам
и функциям минимальное государство. Абсолютизация свободы и
индивидуализма вела к стремлению ограничить государственную
власть. Поэтому либералы требовали так называемого «государства -
ночного сторожа», Государство не стоит над человеком, а является слугой человека, который его нанимает. Приоритет отдается гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло.
10. Отношения между индивидами и государством носят договорный характер. Согласно теории «общественного договора» государство является его продуктом. Никто без согласия граждан не
вправе ограничить их свободу. Гражданин всегда вправе спросить с
правителя и в случае необходимости сменить его.
11. Признание верховенства закона. Только закон может ограничивать свободу индивида без ущерба для него и для общества. Государство - продукт воли и договора людей, где и должно проявляться
верховенство закона. Закон занял место одной из ведущих ценностей
либерализма, был вознесен надо всем кроме свободы, возведен в
культ. Место нравственных регуляторов общественной жизни, лежавших в основе долиберальных, добуржуазных, религиозных общественных устройств, заняла рациональная регламентация на основе закона. В теории «правового государства» - одном из основополагающих теоретических построений либерализма - главенство, даже духовное, принадлежит практицизму закона.
12. Из теории правового государства, стремления максимально
ограничить государственную власть вытекала идея разделения властей и приведения их к некоторому равновесию, система сдержек и
противовесов. Основополагающее значение имел сформулированный
Ш.-Л. Монтескье в работе «О духе законов» принцип разделения
властей на три главные ветви: законодательную, исполнительную и
судебную. Государство хорошо функционирует, когда три власти
разделены, но взаимодействуют. Это разделение не просто властей, а
функций. Законодатель частично контролирует исполнительную
власть, исполнительная - судебную, а судебная - законодательную.
13. Связь с демократией, демократическая направленность идеологии либерализма. Предоставление каждому гражданину права участия в решении важных политических проблем. Ориентация на демократическоеустройство государственной жизни, на представительную демократию.
14. Признание свободной конкуренции, свободы частного предпринимательства и свободного рынка в качестве естественного регулятора экономических и социальных отношений. Экономическая концепция либерализма основывается на принципе «laissez - faire» (оставить в покое, не мешать делать дело - фр.), т.е. «свободы рук», требование полной свободы частной предпринимательской деятельности при невмешательстве в нее государственной власти. Обоснование: этого постулата - заслуга А.Смита.
Таковы основные принципы классического либерализма. Успехи капитализма в XVIII-XIX вв. связаны именно с их реализацией. Без утверждения либеральной идеологии, принципов либерализма на практике невозможно утверждение какого-либо капитализма. Именно капитализм оказался наиболее благоприятной почвой для утверждения принципов либерализма. Но по мере приближения XX столетия «золотой век» классического либерализма подходил к концу. В результате происходивших изменений в капиталистическом обществе потребовалось провести и соответствующие корректировки в либеральной идеологии.
Во второй половине XIX - начале XX вв. стал сказываться ряд объективных факторов, ограничивающих политические потенции либерализма в его классическом варианте. Во-первых, ориентация на минимальное государство и масштабность и сложность задач, которые встают перед обществом и которые это минимальное государство и сами индивиды решить не могут. Во-вторых, ориентация на свободный рынок и рост монополий, трестов, а также нарастание анархических процессов в экономике, приводящих к кризисам. В-третьих, изменение социальной структуры населения развитых стран. Сильная имущественная дифференциация собственнических элементов, являвшихся социальной базой либерализма. Параллельно с формированием достаточно узкого слоя крупных собственников шел процесс пролетаризации значительной части крестьянства и других средних слоев, процесс их перехода в ряды лиц наемного труда. В-четвертых, противоречие между формальным равенством граждан и справедливостью. Возросла социальная напряженность в обществе. Появилась специфическая проблема либерально-индивидуального общества - «социальный вопрос», включавший в себя уровень зарплаты, условия труда, характер взаимоотношений между работниками и работодателями, медицинское обслуживание,возможность получения образования, зависимость значительной части населения от пенсии и иных пособий. В-пятых, противоречие между индивидуализмом и общественным интересом, рост влияния социалистических идей и др.
Таким образом, уже к концу XIX в. проявилось слишком очевидное несоответствие условий жизни большинства населения «стран победившего либерализма» с идеалами свободы, равенства и прав человека. Стало невозможно игнорировать дальше противоречие между провозглашаемыми либералами общими принципами и их конкретным воплощением. Чем явственнее вырисовывалось это противоречие, тем сильнее становилось подозрение, что либерализм вовсе не универсальная, приемлемая для всех граждан концепция общественного развития, а апологетическая, чисто буржуазная идеология, в которой за декларируемыми общечеловеческими ценностями и внешне привлекательными лозунгами скрывались вполне эгоистические интересы собственническо-предпринимательских слоев. Кроме того, либерализму с момента своего зарождения приходилось вести идеологическую борьбу против своих противников (прежде всего консерватизма и радикальных плебейских течений), которая обострилась в начале XX в., когда к консерватизму добавились такие политически мощные, концептуально и государственно оформленные течения, как социализм и фашизм. Под влиянием этих новых факторов либералы были вынуждены приступить к пересмотру отдельных базовых принципов своего классического наследия.
Среди оказавших наибольшее влияние на формирование идеологии неолиберализма можно выделить следующие имена: Джон Кейнс - в работе «Общая теория занятости, процента и денег» сформулировал принцип государственного централизованного регулирования в рамках капитализма (того, что поддается регулированию); Людвиг Эрхард сформулировал концепцию «социального рыночного хозяйства» Джон К. Гэлбрейт в работах «Общество изобилия», «Время либерализма», «Новое индустриальное общество» и др. доказывал, что без государственного регулирования рыночных отношений современный капитализм и либерализм развиваться не могут. В обобщенном виде новые идеи и принципы неолиберализма можно свести к следующим основным положениям.
1. Превалировавшее негативное понимание свободы (как «свободы
от...») сменилось в целом на позитивное («свобода для...»). Свобода отныне не означала лишь возможности делать то, что хочется. Она связывалась с разумным ограничением индивидуальной деятельности в интересах общества.
2. Декларация необходимости соблюдения «общественных интересов», «стремления к общему благу». Если в классическом либерализме «общее благо» понималось в соответствии с бентамовской утилитарной установкой как простая арифметическая сумма отдельных «индивидуальных благ», то в теориях «социальных либералов» общественный интерес стал восприниматься как качественно новая целостность, не сводимая к механической совокупности интересов и потребностей отдельных членов общества.
3. Новое отношение к государственной власти. От восприятия
государства как «неизбежного зла» либерализм перешел к концепции социального государства» - государства-помощника в реализации индивидуальных прав и свобод, «государства всеобщего благосостояния». Если раньше допустимые границы государственного вмешательства не распространялись дальше функции «государства -ночного сторожа», то теперь речь шла об активной социальной политике, проводимой государством в интересах широких слоев народа, о политике социального реформирования. Именно поэтому новый либерализм часто называют «социальным либерализмом». Современное государство не может быть минимальным, ограниченным и не вмешиваться в общественную жизнь в целом и в экономику, в частности. Необходимо создание таких условий, которые направляли бы развитие общества в соответствующее русло (создание условий с помощью законодательства). Государство берет на себя функцию социального регулирования (например, в США и странах Западной Европы социальные расходы в последние десятилетия - важнейшая статья государственного бюджета). В современном мире уже нет свободного саморегулирующегося рынка. Он становится объектом государственного регулирования. Что должно регулировать государство? Этот вопрос остается открытым и решается в зависимости от ситуации. Но никто больше не оспаривает необходимости такого регулирования. Более того, неолиберализм допускает элементы государственного планирования - экономического и социального: конкуренция - насколько возможно; планирование - насколько необходимо. Этот резкий поворот «социального либерализма» в сторону расширения функций государственной власти считается наиболее существенным его отличием от либерализма классического.
4. Изменился подход к идее равенства. На смену тезису о равенстве условий (классический либерализм) была выдвинута популярная
концепция «равенства возможностей», которые может создать
только государство: сочетание равных условий и равных возможностей. Государство обязано предоставить определенный минимум «стартовых условий» для последующего продвижения индивида (нормальные условия жизни и труда, бесплатное образование и здравоохранение, различные виды
социального вспомоществования и т.д.).
5. Ориентация на демократию хотя и сохраняется, но признается, что в последние десятилетия она дает сбои; кризис демократии проявляется в том, что система представительного правления во многом не способна решить те задачи, которые на нее возлагаются. Современная демократия - это прежде всего демократия элитарная. Правят элиты (либералы не осуждают это, а просто констатируют как неизбежный факт). В связи с этим встает задача - заставить элиты учитывать и отражать интересы, существующие в обществе, Неолиберальные концепции равенства и демократии предполагают распространение основных либеральных свобод на все без исключения взрослое население; определенную децентрализацию политической власти в целях предоставления необходимых властных полномочий органам местного самоуправления, демократизацию системы парламентского представительства и т.д.
Все это указывает на то, что неолиберализм учел влияние социал- демократии и реального социализма в XX в. и постарался интегрировать некоторые элементы их идеологии и политики: регулирование (государственное), планирование (государственное), социальные программы (например, системы квот в США в образовании для национальных меньшинств при Дж. Кеннеди), перенос акцента (с «равенства условий» на «равенство возможностей» и постановка проблемы равенстварезультата»). Вне всякого сомнения это представляло собой достаточно основательную ломку устоявшихся представлении ипринципов. Именно отношение к идеологии «социальной реформы» явилось во второй половине XX в. основанием для размежевания либералов на «правых» - консервативное крыло, либералов - «классиков» и «левых» - радикальных либералов, реформаторов, сближавшихся по ряду вопросов с социал-реформизмом.
Консерватизм – одно из наиболее влиятельных идейно-политических течений современности
Консерватизм как общественное явление гораздо более сложен и многозначен, чем либерализм. По мнению американского ученого консервативной ориентации Р. Нисбета, «современный консерватизм» - дитя реакции на французскую революцию и Просвещение, главным образом во Франции, которое предшествовало революции».
В эволюции консерватизма можно выделить два этапа: 1) конец XVIII - XIX вв., 2) с 30-х годов XX в. по настоящее время. В течение первого периода господствующей была так называемая классическая разновидность консерватизма.
У истоков классического консерватизма стояли известные политические деятели и весьма одаренные мыслители: английский парламентарий и публицист Эдмунд Бёрк, автор знаменитого трактата «Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию»; граф Жозеф де Местр, автор работ «Рассуждения о Франции». Суть и характерные черты классического консерватизма, основные принципы, сформулированные его основоположниками, можно свести к следующим положениям.
1. Религиозность. Человек обретает смысл своего существования не в активной общественно-политической деятельности, а во внутреннем религиозном смирении. Э. Бёрк подчеркивал: «Атеисты не стали нашими пастырями;... мы верим в Бога;... Мы знаем, более того, мы чувствуем душой, что религия - основа гражданского общества, источник добра и утешения...»1.
2. Критика рационализма, своеобразный иррационализм. Признание ограниченности человеческого разума, неспособности человека полностью постичь мир, в котором мы живем, познать сущность мироздания. Настороженное, критическое отношение к просвещению и научно-техническому прогрессу. Человек - пешка в руках божественного провидения. В лучшем случае он участник исторических событий, но не творец истории. Поэтому существующим институтам следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения.
3. Признание в качестве высшей ценности не индивида (как в либерализме), а социального целого, общества. Подчеркивая примат социального организма, общества над индивидом, некоторые консерваторы жестко ставят его на первое место, другие же стараются поставить индивида наравне с обществом, но в конечном счете общество все-таки выдвигается на первый план.
4. Скептическое отношение к буржуазному индивидуализму и либеральному пониманию свободы. Так, Карлейль писал: «Свобода, как меня уверяют, есть нечто божественное. Свобода, если она делается «Свободой умереть с голода», - не очень-то божественна!»1.
5. Восприятие общества как сложной и в то же время очень хрупкой органической, живой системы. А если это органическая система, то каждый ее элемент занимает предначертанное ему место и система не может быть произвольно изменена по воле индивида. При этом общество - гармонично функционирующий организм, который возникает не в результате какого-то «договора», а является от бога данным образованием. Консерваторам свойственен протест против унификации и космополитизации общества.
6. Ориентация на сохранение институтов и ценностей прошлого, на поддержание традиций - один из центральных принципов консерватизма. Традиция - это сплав мудрости и опыта многих поколений - в этом ее сила. Политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям. «Дух новшеств присущ характерам эгоистическим, - подчеркивал Бёрк, - с ограниченными взглядами.... Уважая своих праотцов, вы научитесь уважать себя».
7. Признание божественного происхождения верховной власти в государстве. Власть - не от людей, возникает не в результате общественного договора (как в либерализме), а от Бога. А если и был общественный договор, то с участием божественного провидения и учетом традиций. «Бог, который сотворил нас для совершенствования в добродетелях, своей волей создал и необходимое условие для этого - государс т во и пожел ал связать его с высшим источником и архетипом всякого совершенства». Государство выступает в качестве одной из высших ценностей, ибо это - освященный божественной силой союз разных поколений и сословий. В связи с этим Бёрк считал, что государство стоит над личностью и неподвластно ее воле.
8. Единство церкви и государства. «Мы рассматриваем церковь
как нечто присущее, главное для государства..., - писал Бёрк. - Мы
считаем ее фундаментом всего государственного устройства, с каждой
частью которого она состоит в нерасторжимом союзе».
9. Политика подчинена морали. Помимо законодательства обществом управляют обычаи, привычки, эмоции, нравственные принципы и моральные ценности.
10. Критическое отношение к проблеме прав человека. Права человека, в конечном счете, подчинены его обязанностям. Полемизируя со сторонниками французской революции, Бёрк указывал, что «они закладывают мину, которая разом взорвет все древние образцы, все обычаи, хартии, парламентские акты. Эта мина - права человека».
11. К ритика демократии. Демократическое правление невозможно, поскольку народные массы иррациональны и обязаны подчиняться элите, которая должна управлять в соответствии со сложившимися в обществе традициями. Бёрк полагал, что демократия похожа на «отвратительную и мрачную олигархию» и очень редко и в очень специфических обстоятельствах она может быть желательна. Исходя из вышесказанного становится ясным отношение ранних консерваторов и к принципу народного суверенитета. Так, Бёрк считал, что «народный суверенитет - самая фальшивая, безнравственная и злонамеренная доктрина, которая когда-либо пропагандировалась народу». Отношение к конституции у консерваторов данного периода было неоднозначным. Если Бёрк признавал позитивное значение конституции в жизни общества и государства, а Карлейль относился к ней скептически, то де Местр считал, что «всякая писаная конституция есть не что иное, как лоскут бумаги. Такая конституция не имеет престижа и власти над людьми»1.
12. Консерваторы были сторонниками единых, сильных, централи зованных (унитарных) государств с монархической формой правления: абсолютной монархии (или теократии - де Местр) или конституционной, ограниченной народным представительством (Бёрк, Шатобриан).
13. Негативное отношение к революции. «Совершить революцию, писал Бёрк, - это значит разрушить прежнее государственное устройство страны, и никакие общие соображения не могут оправдать произведенное насилие». Но, отвергая революции, консерваторы не были противниками реформ. «Сохранять и одновременно реформировать - дело совсем иное», - писал Бёрк. Мудрое, осторожное, медленное, постепенное реформирование не только возможно, но и необходимо во имя сохранения традиционных устоев общества.
14.Консерваторам присуще открытое, безоговорочное признание неравенства людей, они выступали за сословное деление общества. Социальное неравенство обусловлено прежде всего природным неравенством.
Таковы основные идеи и принципы классического консерватизма
сформировавшегося в конце XVIII - первой половине XIX вв. они
сохранялись в развитии консерватизма вплоть до конца 20-х - начала
30-х годов XX столетия. С 30-х годов можно говорить о наступлении
нового этапа в развитии консерватизма.
Процессы, проходившие в ведущих странах мира в 30-40-е годы XX в. не могли не сказаться и в идеологической сфере. На смену классическому либерализму пришел неолиберализм, на что консерватизм отреагировал соответствующим образом, а именно: появились новые формы консерватизма. При всем разнообразии национальных вариантов современного консерватизма в научной литературе обычно выделяется несколько основных: либертаризм, традиционализм, неоконсерватизм. Зародилась также новая форма консерватизма - либертаризм. Он представляет собой попытку вернуться к принципам раннего, классического либерализма XIX в. в условиях, когда общество перешло от него к социально и государственно ориентированному неолиберализму. Либертаристы утверждали и утверждают, что в современном обществе происходит извращение принципов свободы, демократии, либерализма, а это открывает путь к диктатуре и порабощению личности.
Наиболее известными идеологами либертаризма являются: Фридрих Л. Хайек (работы: «Дорога к рабству», «Индивидуализм и экономический порядок», «Пагубная самонадеянность»), Роберт Нозик (американский философ, работа «Анархия, государство и утопия» и др.), Милтон Фридмен, критиковавший кейнсианство в экономической сфере.
К основным принципам либертаризма относятся:
1. Самоценность индивида, индивидуализм, приоритет индивида
по отношению к обществу и коллективу.
2. Антиколлективизм. Приоритет коллективизма - это путь к рабству. Основное достижение европейской цивилизации - «... освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную деятельность»1. В качестве идеала провозглашается «атомистическое» общество, противостоящее коллективу и государству. Общество — это простой механизм, состоящий из автономных индивидов.
3. Декларирование продуктивности индивидуализированной частной собственности. Самое страшное - обобществленная собственность. Индивидуализированная собственность - ядро любой цивилизации.
4. Сохранение свободного саморегулирующегося рынка. Государственное вмешательство в экономику с целью ограничения деятельности индивида недопустимо.
5. Критика «чрезмерной» политической и правовой активности
государства. Своеобразный либеральный антиэтатизм.
6. Критика социальной политики государства, политики социаль
ной помощи и гарантий. Государство «всеобщего благоденствия» яв
ляется всего лишь вариантом социализма. «Главное отрицательное
воздействие патерналистской политики заключается в развращающем
влиянии на общество, - считает М. Фридмен. Она ослабляет семью,
подавляет побудительные мотивы к труду, к сбережениям, внедре
нию нового, препятствует накоплению капитала и ограничивает нашу
свободу».
7. Политическая демократия способна выжить и эффективно
функционировать только в условиях капиталистической экономики, основанной на принципах свободного рынка. Демократия и свободная конкуренция — неразделимы.
Анализ характерных особенностей и принципов либертаризма показывает, что он представляет собой весьма специфическую разновидность современного консерватизма. Это типичный вариант ситуационного вида консерватизма - как негативной реакции на неолиберализм с догматических позиций классического либерализма. В нем нет ничего из основных ценностей классического консерватизма.
Духовным же преемником классического консерватизма стала вторая основная разновидность современного консерватизма, развивавшаяся на протяжении почти всего XX столетия - традиционализм. По сути дела он представляет собой несколько модернизированный и интегрировавший в себя некоторые либеральные идеи классический консерватизм. Он представлен патерналистским крылом в английском торизме, голлизмом - во Франции, правыми консерваторами и частью представителей социал-консерватизма - в Германии и т.д.
Возникновение и развитие третьего, и на сегодняшний день ведущего направления современного консерватизма - неоконсерватизма -приходится на 70-е, 80-е и 90-е годы и связано с кризисными явлениями в жизни развитых капиталистических стран: массовыми молодежными движениями протеста в Западной Европе и США во второй половине 60-х - начале 70-х годов, ростом политического терроризма; экономическим кризисом 70-х годов, падением эффективности экономики, развивавшейся на основе кейнсианских идей, и т.д. Неоконсерватизм - это реакция на дисфункции неолиберализма, социально ориентированного буржуазного государства.
К идеологам неоконсерватизма можно отнести таких деятелей, как Г. К. Кальтенбруннер а также перешедших с неолиберальных на неоконсервативные позиции Р. Арона, Д. Белла и др. Необходимо учитывать, что неоконсерватизм - это идеи и принципы, нашедшие отражение не столько в теоретических трактатах, сколько в программах политических партий, пришедших к власти в 70 - 80-е годы.
В отличие от классического консерватизма, либертаризма и традиционализма неоконсерватизм представляет собой более сложное, более эклектичное учение. Он интегрировал в себя не только традиционные идеи консерватизма, но и классического либерализма и либертаризма; не отбросил полностью и некоторые положения и достижения неолиберализма.
Что предлагают неоконсерваторы, каковы их идеологические установки? Основные черты и принципы неоконсерватизма сводятся к следующим моментам:
1. Прагматизм в единстве с традиционными ценностями, что во многом обусловило эклектизм идеологических и социально-философских конструкций неоконсерватизма. Приверженность традиционным нравственным нормам и ценностям (подобно традиционализму). Неоконсерваторы исповедуют идею о примате социокультурных ценностей, традиций, привычек над иными общественными связями и явлениями.
2. Попытка найти баланс между частными интересами людей и общественными целями, чтобы индивидуализм, сохраняя творческие потенции, не вырождался в эгоизм, в «поглощение самим собой». Надо ввести индивидуализм в общественно допустимые рамки, нейтрализовать его негативные проявления.
7. Апологетика капитализма. Она осуществляется несмотря на критические замечания в адрес тех или иных сторон жизни буржуазного общества. Отстаивание принципа незыблемости частной собственности и свободы предпринимательства.
8. Неоконсерваторы выдвинули требование дебюрократизации государственной власти и госаппарата. Это было и одним из мотивов критики «государства всеобщего благосостояния», ибо для осуществления многочисленных социальных программ нужна была масса чиновников, раздувался бюрократический аппарат, который сам часто разворовывал эти социальные средства. Правительство М. Тэтчер более чем на четверть уменьшило число постоянных государственных служащих.
9. Проблема «сильного государства» связана с проблемой демократии и границ реализации демократических свобод. Не выступая прямо против демократии, неоконсерваторы ратуют против расширения границ демократии, которое привело бы к дестабилизации институтов буржуазного общества. Существующую на Западе демократию они называют «саморазрушающейся моделью» демократии, которая способна привести к тоталитаризму или охлократии. Демократия должна решиться на то, чтобы четко включить в свою концепцию принцип порядка. Необходимо изъять значительную часть политических решений из сферы демократических решений и принимать их властным порядком.
10. Патриотизм, а зачастую и национализм являются составными
компонентами идеологии неоконсерватизма. - иностранные рабочие, «неарийский элемент».
11. Неоконсерватизм отнюдь не является антиреформизмом, более того, неоконсерваторы выступают инициаторами перемен. Они проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, способности приспосабливаться к изменившимся условиям. Они четко уловили настроения широких масс населения, требующих принятия мер прошв застоя в экономике, безработицы, инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни, роста преступности и т.д. Они предложили перемены в тот момент, югда большинство избирателей желали перемен.
С конца 70-х годов неоконсерватизм приобретает довольно широкую популярность. Идеи и принципы, выдвигавшиеся консервативными силами, оказались созвучными настроениям широких слоев населения. Более того, те либерально-демократические, социал-демократические и социалистические партии, которые одержали победу на * выборах в этот период в развитых индустриальных странах, вынуждены были включить в свои программы ряд важнейших положений консервативной доктрины, касающихся основ организации и функционирования экономической и социально-политической систем.
Таким образом, консерватизм представляет собой сложное и достаточно противоречивое явление, ибо его конкретное содержание определяется прежде всего характером его оппонента, противника. А жолюция консерватизма в XX в., возникновение его новых модификаций привели к тому, что в современной общественно-политической л изни западных индустриально развитых стран стал реальностью консервативно-либеральный консенсус. Консерватизм и либерализм интегрируют в свои концепции и программы некоторые принципы «ноих оппонентов.
По сравнению с либерализмом идеология консерватизма возникла несколько позднее, в конце XVIII в., как реакция на Великую французскую революцию. Родоначальниками консерватизма считаются английский консерватор Э. Бёрк и французские мыслители Ж. де Местр и Л. де Бональд.
В «Размышлениях о революции во Франции» Э. Бёрк сформулировал основные ценности консерватизма, которые были противопоставлены им либеральным идеям. Во-первых, он выступил с критикой идеи естественных прав и свобод личности, индивидуализма. Во-вторых, показал, что государство создается не гражданами, а представляет собой продукт эволюционного развития общества. Главное же в его идеях — это взгляд на общество как на целостную органическую систему, где первенство отдается сложившимся структурам и ценностям. Никакие реформы нельзя начинать с разрушения существующих политических институтов. Надо реформировать эти институты постепенно и осторожно, в рамках существующих в данном обществе традиций.
Особое внимание представители данной идеологии уделяли сохранению традиций в обществе. В их представлении традиция — это бережное отношение и развитие всего ценного, что было накоплено в прошлой истории тем или иным народом. Традиции не должны разрушаться, они должны передаваться будущим поколениям. В этом смысле главную функцию государства они видели в охране порядка, закона, традиций в обществе. Сохранение традиций включало в себя также защиту моральных устоев общества и религии. В целом взгляды консерваторов отражают необходимость сохранения жизнеспособных традиций и ценностей, без которых не может быть будущего.
Консерватизм был идейно-политическим течением, отражавшим первоначально интересы дворянства, которое боролось за сохранение своих привилегий с нарождающейся и крепнущей буржуазией. Затем он стал выражать интересы аристократической части буржуазии. Позднее консерватизм стали поддерживать средние и мелкие предприниматели, которые боялись будущего из-за его неопределенности.
Сравнительно недавно (70—80-е гг. XX в.) идеи консерватизма эволюционировали в сторону его трансформации в неоконсерватизм. Это была ответная реакция на изменения в либерализме и социализме. Вообще консерватизм проявил свою исключительную способность приспосабливаться к изменениям в общественной жизни. Неоконсерваторы уловили настроения широких масс, требующих перемен в области экономики, социальной жизни, и предложили свои программы борьбы с инфляцией, безработицей, выхода из кризиса.
Подъем неоконсервативной волны связан с пересмотром основных положений классического консерватизма и принятием новых программ консервативными партиями ведущих стран с рыночной экономикой, включающих конкретные меры по выходу этих стран из экономического кризиса, по подъему экономики. М. Тэтчер и Р. Рейган успешно реализовали в своих программах идеи неоконсерватизма.
Защита права собственности есть один из основных принципов неоконсерватизма (как и классического консерватизма). Из всех прав и свобод главным считается именно это право. Что касается равенства и свободы, то консерваторы исключают идею социального равенства, считают его несовместимым с понятием свободы, отстаивают в своих трудах неизбежность неравенства. Но они не исключают в то же время равенство возможностей.
В области духовной жизни неоконсерваторы взамен роста вседозволенности, разрушения семейных традиций предлагают идеи укрепления порядка и дисциплины, культ нравственности, семьи, культурных ценностей. Опору они ищут в религии, национальной и патриотической идее. Государство призвано защищать не только закон, но и мораль. Эти идеи находят поддержку у населения.
При сопоставлении интересов государства и личности на первое место неоконсерваторы ставят интересы государства, которое призвано защищать права и свободы индивида. Государство должно быть сильным, только в этом случае оно сможет поддерживать стабильность в обществе на основе законности и правопорядка. Что касается отношения к демократии, то неоконсерваторы связывают ее лишь с наличием свободного рынка и свободной конкуренции. В политической сфере они предлагают идею органического сочетания демократии и элитизма, считая элиты одним из условий успешного функционирования демократии.